«Хотят сделать меня козлом отпущения»

Дело о присвоении и растрате 15
Дело о присвоении и растрате 15,6 млн рублей из городского бюджета
экс-руководителем муниципального унитарного предприятия «Предприятие
автомобильных дорог» (МУП «ПАД») Фаридом Киямовым закончилось арестом
обвиняемого прямо в зале суда

Реальный срок стал для многих неожиданностью. Сам же Фарид Киямов к подобному исходу подготовился — сумку с вещами в здание суда ему спустя пять минут принесла его сестра Бибинур Зарипова. Ее суд признал виновной в пособничестве Киямову, но с более мягким наказанием — год условно и еще два испытательного срока. 


Читайте также: Подсудимый директор ПАДа Челнов: Я хотел сделать что-то хорошее для родного города


«Хотят сделать меня козлом отпущения»

Наказание могло бы быть и более суровым. Смягчающими обстоятельствами стали признание вины и содействие следствию, маленькие дети и возмещение ущерба — все «уплывшие» из казны предприятия деньги Киямов вернул.

За что бывшего главного дорожника отправили за решетку на 2,5 года

Что за махинации проворачивались в «ПАД» во время следствия, было не вполне ясно. «Аффилированные компании», «злоупотребление полномочиями», «хищение и растрата» — формулировки хоть и точные, но мало что объясняющие. Во время оглашения приговора судья Агля Сахипов рассказал о тех схемах, которые проворачивал Киямов. Приемы довольно однотипные — часть эпизодов даже объединили, так что из первоначальных 17-ти осталось лишь восемь. В целом все они заключались в одном — работники МУП делали работу, которую не должны были делать.

В 2014 году компания «Челны-Сервис», директором которой значится тетя Киямова Альфия Хамидуллина, выполняла асфальтирование площадки в ОЭЗ «Алабуга» для предприятия «Хави Логистикс Елабуга». Сумма контракта — 11,2 млн рублей. Вот только «Челны-Сервис», как отметил судья, не имел никакой возможности выполнить работу — не было ни техники, ни материалов. Поэтому выполнили ее работники «ПАД». Но муниципальное предприятие получило лишь малую толику из общего «котла» — около 3 млн рублей. Остальные средства «уплыли» «Челны-Сервису», потом — в другие компании-однодневки.

Еще один эпизод — тот же «Челны-Сервис» подвязался выполнить ремонт двух тракторов «Беларус». Но сама компания сделать этого не могла. Ремонт снова выполнили специалисты МУП, а значит, средства предприятия (в виде рабочей силы и запчастей) растрачены нецелевым образом. Оплата за работу, понятное дело, тоже ушла не в «ПАД».

Предприятие закупало топливо у компании с уже знакомым названием — «Челны-Сервис», а также у «Профстроя» (директор, по данным следствия, — бывший одноклассник Киямова Ленар Шагивалеев). И вроде бы даже по цене гораздо ниже рыночной — от 26 000 до 29 000 рублей за тонну. Правда, под видом дизеля в МУП поставляли судовое маловязкое топливо (СМТ), которое обе компании закупали по еще более низким расценкам. Разница снова исчезала в неизвестном направлении — всего около 4,9 млн рублей.

«Хотят сделать меня козлом отпущения»

Небольшая (по меркам прежних) сумма — порядка 319 000 рублей — пропала во время закупки соли для посыпки дорог в Стерлитамаке. По договору доставку в Челны должен был осуществить поставщик. На деле же за солью в соседнюю республику мотались сотрудники МУП на муниципальной же технике.

Не оставил судья без внимания и самые мелкие эпизоды. В течение нескольких месяцев два сотрудника предприятия на казенном автомобиле УАЗ сторожили строящийся дом Киямова — с шести вечера до шести утра. Претензий к экс-начальнику они не имеют — весь ущерб (зарплаты за несколько месяцев и расходы на горюче-смазочные материалы) он возместил.

Директором «ПАД», только не МУП, а ООО, значится племянница Киямова Диляра Елмаз. За фиктивные работы, которые коммерческая структура оказывала муниципальной, компания получила за период с ноября 2015 года по май 2016-го 12,5 млн рублей. С помощью предприятия-клона Киямов снижал налоговую нагрузку на муниципальную организацию, рассказал судья: в то время как МУП платит налоги по общей системе (20% налог на прибыль + 18% НДС + 13% НДФЛ для сотрудников), ООО «ПАД» платило по так называемой упрощенке (6% от выручки или 15% от прибыли). Значительная часть сотрудников довольно быстро юридически стала работать в коммерческой компании, хотя фактически выполняла работы для муниципального предприятия.

«Без нестандартных решений невозможно было выйти из долговой ямы»

Последнее слово Киямов зачитывал практически полчаса. СМИ зачастую преподносят лишь негативные стороны происходящего, забывая о другой стороне медали, отметил он. И хотя вину экс-начальник МУП признал, тут же задал риторический вопрос: «Как еще можно было предприятию выйти из долговой ямы без принятия «нестандартных решений?». Ведь задолженность на момент его вступления в должность в 2013 году составляла порядка 200 млн рублей, а из техники в рабочем состоянии было едва ли 15%.

«Хотят сделать меня козлом отпущения»

— Я включил все необходимые инструменты, чтобы предприятие выполняло поставленные городом задачи. Никто в то время не задавал вопроса, как можно было работать, когда все счета в банках были арестованы. Предприятие в тот период времени не могло приобрести даже примитивную ручку, — отметил Киямов.

На доверии и связях удавалось договориться о поставках необходимых на тот момент материалов. В июне 2016 года основные долги удалось погасить. И сразу же появились обвинения в сотрудничестве с аффилированными компаниями.

— Никогда не держался за эту должность. Хотел уйти еще в марте 2016 года. Но руководство города уверяло, что я их устраиваю. Моя семья была против, чтобы я занимал эту должность и поднимал предприятие. Но я не послушал, поэтому сейчас страдаю и страдают мои родные.

Бывший руководитель МУП просил судью не лишать его свободы, так как сейчас для него самое важное — семья и дети, для которых он единственный кормилец.

— Я возместил весь ущерб, хотя он завышен и с моей стороны вложено еще больше души, сил и средств. Сегодня основная часть работников, надеюсь, помнит это. Но некоторые хотят сделать меня козлом отпущения, ищут варианты для дискредитации меня и моих близких. Спрашивается — за что? Где же были эти желающие, когда предприятие находилось в ужасном состоянии?

Не обошел вниманием Киямов и нынешнюю ситуацию на предприятии. По его словам, она близка к критической.

— В октябре 2016 года я фактически был отстранен от руководства. Финансовые показатели на тот период отражали положительный баланс предприятия — перевыполнение было свыше 200 млн рублей во II и III кварталах за счет средств поставщиков. Расчет с поставщиками не был произведен из-за отсутствия средств в бюджете города. В течение IV квартала и по сегодняшний день вышеуказанные денежные средства используются на текущие расходы МУП «ПАД», а не на закрытие задолженности перед поставщиками. На сегодняшний день боюсь представить реальную финансовую ситуацию на предприятии.

«Хотят сделать меня козлом отпущения»

Суд услышал доводы бывшего руководителя городского предприятия и почти втрое сократил запрашиваемый гособвинением срок. Вместо шести лет, на которых настаивала сторона обвинения, Фарид Киямов проведет в колонии общего режима 2,5 года.


Читайте также: Пропал казанец, обвиняемый в подкупе приставов через сотрудницу Верховного суда


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *