«Людей пугали отключением коммуникаций, и они начали съезжать»

​Жильцы Мергасовского дома не хотят ехать в «Салават Купере».
Жильцы Мергасовского дома не хотят ехать в «Салават Купере».

В Вахитовском райсуде стартовал процесс по иску исполкома Казани — так муниципалитет планирует переселить несогласных из дома в центре города в ЖК «Салават Купере». Первой будет решаться судьба тех, чьи квартиры находятся в муниципальной собственности. Жильцы категорически против такой альтернативы и намерены до последнего бороться за свои метры.


Наша справка 

В 2002 году экспертиза установила, что здание Мергасовского дома изношено на 70%. В 2013-м объект культурного наследия республиканского значения попал в перечень домов по программе ликвидации аварийного жилья. А на 2014 год были намечены его расселение и снос как ветхого жилья. Но в 2015 году мэрия допустила, что аварийные дома можно не только сносить, но и реставрировать, поэтому уже годом позже исторический дом, а также 18 других зданий были вычеркнуты из списка назначенных на снос как подлежащие реконструкции. 

В 2012 году в «Зеленом доме» проживала 71 семья, 38 из них были собственниками и 33 — нанимателями жилья. Сейчас остались только 48 семей — 34 собственника и 14 нанимателей.


У Игоря и Елены Кузьминых две муниципальные комнаты в коммунальной квартире — 9 и 14 кв. м. Они, как и остальные жители дома на ул. Дзержинского 18/19, не согласны уезжать из центра города на периферию — в ЖК «Салават Купере». К переезду семья готова, но только при условии, что им дадут достойную альтернативу. Однако жильцам аварийного исторического дома не просто не оставили выбора, они даже не получали на руки никаких уведомлений о расселении, говорят Игорь и Елена. По факту люди узнали о том, что они должны покинуть свое жилье, когда дело было уже в суде.

Переехать готовы, но в центр

Первое заседание по иску исполкома о выселении жильцов Мергасовского дома проходило 9 января — аккурат после новогодних праздников. «Первооткрывателями» стали члены семьи Кузьминых. 

— У нас две комнаты в коммунальной квартире. Дело даже не в метражах, дело в том, что они нам не дали выбора никакого, — рассказала корреспонденту KazanFirst Елена Кузьмина. — Уведомление о переселении было у нас на руках только 28 декабря 2017 года. И то мы узнали о нем от других людей, к которым это письмо попало. Была какая-то комиссия, в результате которой квартиросъемщик — мой бывший муж Игорь Кузьмин — якобы отказался от получения ордера на новую квартиру. Но он никогда ни от чего не отказывался, нигде не расписывался.

Женщина объяснила, что против расселения никто не выступает. Народ бунтует лишь от того, что взамен историческому центру людям предлагают отдаленный «Салават Купере» с неразвитой инфраструктурой. 

К слову, Мергасовскому дому просто не оставили шансов «выжить»: за всю историю существования дома в нем ни разу не было ни одного капитального ремонта.

«Людей пугали отключением коммуникаций, и они начали съезжать»

— Мы живем в этом доме 30 лет, за это время ни разу никакого ремонта в нем не было. Хотя все коммунальные платежи, в том числе и за капремонт, мы исправно платим до нынешних дней. Дом можно было сохранить, у него внешний вид только плохой. А внутри у всех хороший ремонт, — сокрушается Елена. 

Она вспоминает: среди жильцов ходили разговоры, что представители исполкома буквально запугивали людей отключением коммуникаций, если те не покинут свои квартиры. 

— За последний месяц много семей стали съезжать. На той неделе две квартиры выселились. Они пугают отключением коммуникаций, а у людей денег нет, чтобы адвокатов нанимать. Семьи вынуждены уезжать. Все, кто остался, планируют идти в суд. А таких больше половины, — рассказала собеседница.

«Может быть, данное жилое помещение им понравится»

Заседание началось даже чуть раньше установленного времени, потому адвокат ответчиков немного задержался. Получилось, что пришел он почти под конец процесса, ведь тот длился от силы 10 минут. 

Представитель исполкома Лилия Шарипова сразу попросила суд приобщить к материалам дела документы на предоставляемую Кузьминым в альтернативу квартиру в «Салават Купере». 

— Просим переселить граждан в жилое помещение по адресу ул. Тансык, 13, квартира 58 общей площадью 57 кв. м. В связи с этим мы бы хотели предложить гражданам посмотреть данное жилое помещение. Если нет принципиальных несогласий, что месторасположение — «Салават Купере», может быть, данное жилое помещение им понравится, — заявила представитель исполкома.

— Я бы дождался адвоката, чтобы он посмотрел документы, — ответил на это Игорь Кузьмин.

— Я категорически против района, в котором нам предлагают остаться. После центра города, нулевого километра, выезжать на периферию — нет! — более эмоционально отреагировала Елена.

«Людей пугали отключением коммуникаций, и они начали съезжать»

Тем не менее ходатайство было удовлетворено, а слушание перенесено на 26 января.
Через несколько дней состоятся заседания по собственникам квартир. Один из них был и в этот раз в качестве слушателя — владелец пятикомнатной квартиры Тагир Манеев. Свою историю редакции KazanFirst он рассказывал ранее.

«Люди узнали о выселении, когда дело было уже в суде»

По окончании столь непродолжительного слушания адвокат ответчиков Булат Набиуллин прокомментировал сложившуюся ситуацию. По его словам, в доме на ул. Дзержинского действительно есть аварийные подъезды, но есть и два-три подъезда в приемлемом состоянии.
— Собственную экспертизу пока не проводили. Однако мы планируем оспаривать аварийность дома. Видимо, этот дом представляет коммерческий интерес. Насколько я знаю, там есть то ли гостиница, то ли хостел. И вот ее не выселяют, она продолжает работать, — отметил адвокат.

«Людей пугали отключением коммуникаций, и они начали съезжать»

Он также отметил, что в целом его подзащитные не против переехать, только если сама процедура расселения будет организована в законном порядке, а в качестве альтернативных жилых помещений предоставят не квартиры в «Салават Купере» (в поселке Осиново), а квартиры в центральных районах города.

— Если исполком хочет законным путем решить вопрос, пусть сам действует законно. По почте никому из жильцов уведомления о расселении не приходили. Кому-то якобы поступала телефонограмма, — отметил Набиуллин. — Составлен акт «об отказе в принятии смотрового ордера на жилое помещение для переселения из аварийного жилья», в котором перечисляются пять сотрудников городской администрации, приглашавших к себе людей «по телефону». Но звонили даже не на абонентские номера. Таких актов можно миллион состряпать. На руки пришли только исковые заявления с копиями уведомлений, которых у людей на руках нет. По факту люди узнали о том, что они должны покинуть свои жилые помещения, когда дело уже было в суде. Чисто юридически происходит выселение граждан с нарушениями. 

Сомнения у жильцов Мергасовского дома вызывает не только процедура выселения и отдаленность «Салават Купере», а также качество квартир в этом ЖК.

— Недавно в одной из групп в соцсетях я сам видел фотографии. В одной из квартир пошла трещина по шву на стене, дом пополам разъезжается. Кто захочет жить в таких условиях, чтобы его через год опять переселяли? — говорит юрист.

«Людей пугали отключением коммуникаций, и они начали съезжать»

У Вахитовского суда уже есть практика по Мергасовскому дому. Жильцы сами обращались в суд с заявлением о предоставлении иного жилого помещения. Тогда казанцам изложили позицию, что исполком не обязан предоставлять квадратные метры, а может лишь выплатить компенсацию. Но была и такая практика, что гражданам предлагали другие жилые площади либо иные условия переселения. 

— Так что надежды терять не стоит, — считает Булат Набиуллин. — Когда дело касается исполкома, обычно процессы ускоряются. Но я постараюсь приложить максимум усилий, чтобы все мои подзащитные не попали под одну гребенку, а каждый случай рассматривался индивидуально. Поэтому процесс может затянуться, — заключил адвокат.


Смотрите также фоторепортаж: как Казань приходит в себя после праздников


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *