Елена Шишмарева: Причастность к совершению каких-либо преступлений отрицаю

Замминистра здравоохранения Татарстана и ее подругу отправили под домашний арест до 1 апреля.
Замминистра здравоохранения Татарстана и ее подругу отправили под домашний арест
до 1 апреля.

Перенесенное Советским судом заседание по избранию меры пресечения Елене Шишмаревой, подозреваемой в мошенничестве и превышении должностных полномочий, наконец состоялось. Вместе с замминистра по этому делу проходит преподаватель КФУ, доктор наук, завкафедрой Управления человеческими ресурсами Елена Фахрутдинова. Обеих подозреваемых отправили под домашний арест на два месяца — до 1 апреля.

Повышение квалификации на 8 млн рублей

Ожидающие доставки в суд Елены Шишмаревой журналисты удивились, когда в коридоре появилась совершенно другая женщина, сопровождаемая конвоем. Звали ее тоже Елена, только Фахрутдинова. В процессе заседания стало ясно, что 46-летняя доктор наук так же проходит подозреваемой по делу. 

Елена Шишмарева: Причастность к совершению каких-либо преступлений отрицаю

С 2007 года женщина является индивидуальным предпринимателем, оказывает услуги в строительном бизнесе и посреднические услуги в институте повышения квалификации (ИПК) «Прогресс» — заключает договоры на оказание услуг по методическому обеспечению образовательного процесса. Именно эта организация подписала договоры с замминистра здравоохранения Татарстана Еленой Шишмаревой на проведение образовательных курсов для сотрудников экономических отделов медицинских учреждений республики. Последняя распространяла информацию среди работников сферы в специально созданном Телеграм-чате. А те учреждения, которые отказывались от чрезмерно дорогих курсов, получали «последнее китайское предупреждение» — не будет оплаты обучения, не будут подписаны документы, необходимые для финансово-хозяйственной деятельности клиник. 

В период с 2015 по 2017 год подруги Фахрутдинова и Шишмарева заключили свыше 300 договоров на общую сумму 8 млн рублей. При этом установлено, что 5 млн рублей «оседали» на личных счетах Фахрутдиновой. 

Елена Шишмарева: Причастность к совершению каких-либо преступлений отрицаю

На основании изложенных фактов следствие настаивало на заключении обеих фигуранток под стражу сроком на два месяца.

Залог 5 млн рублей за свободу

На заседании по Елене Фахрутдиновой судья Сергей Аптулин зачитал показания двух главных свидетелей — сотрудницы одной из клиник Ольги Сергеевой и фактического директора ИПК «Прогресс» Вячеслава Соловьева.

Первая утверждает, что последние два года медицинские учреждения обязывали направлять сотрудников на платные курсы. Главные бухгалтеры должны были отучиться по 100 и более часов, простые бухгалтеры — по 80 часов. Повышения квалификации всегда инициировались Еленой Шишмаревой. 

— Учреждение ставилось в безвыходное положение. Шишмарева составляла бюджеты, выделяемые медицинским учреждениям. Без ее подписи мы не могли купить лекарства, оборудование. Бывали случаи, когда расходы необоснованно не утверждались. Сотрудники заместителя говорили, что деньги поступят только после оплаты курса. Нам приходится отправлять сотрудников одной квалификации, а лекции проводились по другой. Говорили об этом Соловьеву — директору «Прогресса», но он никак не реагировал. В общей сложности за год было оплачено более 350 000 рублей, — процитировал протокол допроса судья. 

Директор же института повышения квалификации подтвердил знакомство с Фахрутдиновой. По его словам, во второй половине 2015 года было большое количество разговоров о заказе Минздрава на обучение сотрудников по поручению Шишмаревой. Кроме того, объем выделяемых для курсов часов был слишком велик и работники ходили на занятия без особого желания, а лекции проводились по завышенной цене, говорится в протоколе допроса.

В противовес Аптулин коротко процитировал выжимки из допроса самой Фахрутдиновой, в котором она отметила, что все сотрудники медицинской сферы должны регулярно проходить курсы повышения квалификации. С 2015 года разрабатывались профессиональные стандарты национальным советом при президенте России по профессиональным квалификациям. На сегодняшний момент всем тем, кто проходил обучение, сдавал экзамены, было предложено пройти обучение по цене 1 000 рублей для бухгалтеров и 2 000 рублей — для главных бухгалтеров, утверждала подозреваемая на допросе. До 1 января 2020 года всем сотрудникам госорганизаций нужно подтвердить квалификацию, а их руководителям — оплатить обучение. Елена Шишмарева же проявила инициативу по распределению сотрудников на учебу, потому что сами они не пошли бы. Про Телеграм-чат преподавателю КФУ известно не было. В зале же суда Елена Фахрутдинова не проронила ни слова. Лишь соглашалась с адвокатом.

Елена Шишмарева: Причастность к совершению каких-либо преступлений отрицаю

Защитник доктора наук Шафкат Галимов попросил приобщить к материалам дела характеристики личности и медицинские справки своей подзащитной, которые доказывали наличие у нее заболеваний. А затем обратился к следователю.

— Кто является пострадавшим в данном случае? — уточнил он. 

— Государство в лице отдельных органов исполнительной власти. В конечном итоге деньги, которые поступали на счета Минздрава, — бюджетные, — ответил следователь.

— А сумма ущерба какая? -вновь спросил Галимов.

— 5 млн рублей, — последовал ответ представителя Следкома.

— 5 млн по какому принципу рассчитываются: это доход, расход или себестоимость? — продолжил защитник, получив ответ, что этот момент еще устанавливается.

— Почему нельзя избрать меру пресечения не в виде заключения, а домашнего ареста или подписки о невыезде, залоге? Человек — завкафедрой, доктор наук — просто выпадет из жизни. Еще не доказана вина, не установлен ущерб, а человека из реальной жизни можно потерять, — выступал Галимов.

Следствие же считает, что пока не установлены многие факты и не найдены все счета, Фахрутдинова может уничтожить документы и оказать давление на сотрудников ИПК «Прогресс».

Прокурор посчитал заключение под стражу слишком жесткой мерой пресечения, настояв на домашнем аресте.

В заключение адвокат доктора наук вновь выступил против ареста своей подзащитной и подчеркнул, что ее родственники изъявили желание предоставить залог — 5 млн рублей. 

«Категорически отрицаю!»

Второй в судебный зал завели Елену Шишмареву. Она была явно подавлена происходящим, тяжело дышала и выглядела изможденной. Если сначала она почти не обращала внимания на фотографирующих и снимающих ее на видео журналистов, то позднее скрывала лицо листом бумаги. 

Адвокаты замминистра так же активно указывали на состояние здоровья своей подзащитной, подкрепляя слова выписками из амбулаторной карты, справкой бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, копией удостоверения «Ветеран труда». Разумеется, в ход пошли и такие аргументы, как характеристики Шишмаревой по месту работы.

Елена Шишмарева: Причастность к совершению каких-либо преступлений отрицаю

— Это человек с безупречной репутацией. Всю свою жизнь она посвятила работе, в том числе в области системы здравоохранения. Имеет награды. Это человек, который страдает рядом достаточно серьезных заболеваний. Содержание в условиях следственного изолятора может только ухудшить состояние ее здоровья, причем катастрофически. Я прошу даже просто посмотреть на нашу подзащитную и задаться вопросом: «А кто может гарантировать, что помещение Шишмаревой в изолятор будет безопасно для ее здоровья и жизни?!» — задался вопросом защитник чиновницы Олег Шемаев

Он также отметил, что обвинение замминистра не предъявлено, упомянутые свидетели не ставят под сомнение факт того, что учеба проводилась. Ольга Сергеева оценивает лишь необходимость этой учебы, а Вячеслав Соловьев — объем обучающих программ.

В отличие от своей подруги, Елена Шишмарева все же сказала несколько слов в свою защиту.

Елена Шишмарева: Причастность к совершению каких-либо преступлений отрицаю

—  Свою причастность к совершению каких-либо преступлений категорически отрицаю. Никаких действий я не совершала. И я являюсь самым заинтересованным лицом, чтобы объяснить следствию все мои действия, все мои решения и письма, которые я направляла в медучреждения. Я готова сотрудничать со следствием, — заявила она.

В данном случае представитель прокуратуры так же настаивал на домашнем аресте. 

С чем согласился и суд, установив при этом следующие условия: прогулки на придомовой территории — с 8 до 11 утра и с 16 до 19 часов ежедневно. Шишмаревой также разрешили посещать медицинские учреждения строго по назначению врача.

Елена Шишмарева: Причастность к совершению каких-либо преступлений отрицаю

Уже на улице замминистра здравоохранения Татарстана встречала «группа поддержки». Узнав о решении суда, родственники принялись обнимать ее, кто-то даже плакал. Все вместе они проследовали к машине сотрудников УФСИН, которые должны были доставить подозреваемую по адресу проживания.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: