«Номинальные» акционеры: как ВЭБ прекратил финансирование «КЗСК-Силикон»

Темные сделки с акциями завода привели в итоге к его банкротству.
Темные сделки с акциями завода привели в итоге к его банкротству.

История с банкротством «Спурт Банка» и его проекта «КЗСК-Силикон» обрастает новыми подробностями. Еще в апреле 2017 года в банке ввели временную администрацию, а в июле отозвали лицензию. В сообщении Центробанка тогда отмечалось, что «значительная часть кредитного портфеля» кредитной организации «была направлена на финансирование крупного инвестиционного проекта подконтрольных бенефициару банка предприятий, финансовое положение которых в настоящее время оценивается как критическое». Речь шла о вложениях в строительство «КЗСК-Силикон».

Акционером ОАО «КЗСК» стала совладелица и председатель правления «Спурта» Евгения Даутова. Возведение завода по производству силикона в Казани началось в 2014 году. Стоимость проекта оценивалась в 9,8 млрд рублей — 7,8 млрд рублей из них должны были составить кредитные средства Внешэкономбанка.

«Номинальные» акционеры: как ВЭБ прекратил финансирование «КЗСК-Силикон»

В начале 2016 года Внешэкономбанк остановил строительство крупного промышленного комплекса по выпуску метилхлорсиланов. Республиканские СМИ сообщали, что причиной этого стало удорожание проекта. После отзыва лицензии у «Спурт Банка» КЗСК перевели на трехдневный режим работы, а в начале этого года Арбитражный суд РТ признал завод банкротом.

Письмо в редакцию

В редакцию KazanFirst пришло письмо с информацией о подробностях сделки купли-продажи блокирующего пакета акций КЗСК. Судя по данным источника, сделка произошла в апреле 2016 года.

Автор письма напоминает, что в 2014 году Внешэкономбанком решено финансировать строительство отдельного промышленного производства метилхлорсиланов, реализацией которого занималось АО «КЗСК-Силикон». Предполагалось, что Внешэкономбанк предоставит компании кредит на 12 лет. По соглашению сторон все акции АО «КЗСК-Силикон», включая ценные бумаги от дополнительных эмиссий после выдачи кредита, должны передаваться в залог Внешэкономбанку. В случае нарушения данного условия завод ожидали санкции вплоть до приостановки финансирования, а банк в свою очередь мог тут же потребовать погашения долга.

По информации источника, в октябре 2015 года произошла допэмиссия акций АО «КЗСК-Силикон» на сумму 34,2 млн рублей. 51,05% акций от этой эмиссии полагалось ОАО «КЗСК», 49,95% — Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. ОАО «КЗСК» должно было передать новый пакет акций Внешэкономбанку.

«Номинальные» акционеры: как ВЭБ прекратил финансирование «КЗСК-Силикон»

По уставу завода подобная сделка относится к крупным с заинтересованностью, а значит, необходимо решение общего собрания акционеров. Автор письма утверждает, что итоги голосования определили три акционера — Ильгам Сафин (владел 18,7% акций), Дамир Абдуллин (11,3%) и ООО «Статус-Проф» (3,6%, учредитель — кипрский офшор Bezani developments limited).

Источник KazanFirst сообщает, что упомянутые лица и организация владели акциями формально. Реально ценные бумаги находились в распоряжении депутата Госсовета Татарстана генерального директора ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» и председателя совета директоров АО «Аммоний» Рината Ханбикова.

В письме отмечается, что Ильгам Сафин приходится Ханбикову родственником, а также является директором «Апсалямовского комбината стройконструкций и материалов» (часть предприятия принадлежит Ринату Ханбикову). Дамир Абдуллин — брат первого заместителя директора ЗАО «Газпром Межрегионгаз Казань» Камила Абдуллина — приближенного Рината Ханбикова. А организация «Статус-Проф» — лизинговая компания ЗАО «Газпром Межрегионгаз Казань». Директор «Статус-Проф» Люция Галиева также относится к числу близких Рината Ханбикова.

На всех собраниях ОАО «КЗСК» от имени трех акционеров по доверенности выступали сотрудники ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» Руслан Ахметгалеев и Тимур Алиев, говорится в письме. Автор утверждает, что Ханбиков знал, чем грозит неисполнение условий соглашения КЗСК и Внешэкономбанка, ведь, будучи председателем совета директоров АО «Аммоний», он заключил с этим банком аналогичный договор. Внешэкономбанк прокредитовал «Аммоний», который теперь должен выплатить банку 2,2 млрд долларов.

В результате передача акций была заблокирована — против были Сафин, Абдуллин и «Статус-Проф». Их акции выкупили коммерческие структуры, близкие к «Спурту», по цене 3 номинала за акцию — более 100 млн рублей, сообщает источник KazanFirst. По его мнению, это завышенная стоимость для убыточного предприятия, так как ранее ООО «Статус-Проф» купило у ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» эти же бумаги по цене менее одного номинала за акцию.

«Номинальные» акционеры: как ВЭБ прекратил финансирование «КЗСК-Силикон»

— Я про КЗСК ничего не знаю, а про покупку блокирующего пакета акций я не слышал. Первый раз слышу про дополнительную эмиссию акций. У вас какие-то вопросы, которые комментариям не поддаются, — заявил корреспонденту KazanFirst гендиректор АО «КЗСК-Силикон» Владислав Клиенков.

С вопросом о причинах прекращения финансирования от Внешэкономбанка Клиенков посоветовал обратиться в сам банк. На момент публикации от Внешэкономбанка ответа не последовало.

Не смогла предоставить оперативный комментарий и председатель правления «Спурт Банка» Евгения Даутова. Журналист KazanFirst связался с ее родственниками, но ответа по существу не последовало. По имеющейся информации, Даутова еще в апреле 2016 года направила руководству Татарстана письмо, в котором сообщила о противодействии в передаче акций Внешэкономбанку со стороны трех акционеров.

Для сделки криминального авторитета вызволили из СИЗО

Пикантности в эту историю добавляет еще один факт. Автор письма сообщает, что акции Ильгама Сафина находились в залоге у Эдуарда Ахмерова — известного под кличкой Ахмер криминального авторитета, лидера казанской преступной группировки «Седьмовские». В 2016-м Ахмеров находился в московском СИЗО.

Источник утверждает, что Ханбиков сумел на время освободить криминального авторитета из СИЗО, доставить его в Казань, где Ахмеров в присутствии регистратора подписал распоряжение о снятии залога с акций. В настоящее время Ахмер отбывает наказание за мошенничество.

ОАО «КЗСК» и «КЗСК-Силикон» по итогам 2016 года задолжали «Спурт Банку» около 7,1 млрд рублей. По информации KazanFirst, кредиторами «Спурта» являлись ООО «Торговый дом «Ирис» и ООО «Стройтрастком», которые на деньги банка в апреле 2016 года приобрели блокирующий пакет акций ОАО «КЗСК» в 34% у Ильгама Сафина, Дамира Абдуллина и ООО «Статус-Проф». Общая стоимость сделок составила около 100 млн рублей.

«Номинальные» акционеры: как ВЭБ прекратил финансирование «КЗСК-Силикон»

По неподтвержденным данным, в прокуратуру Казани поступило заявление, в котором говорится о подробностях сделки купли-продажи 34% акций ОАО «КЗСК» с привлечением криминального авторитета из московского изолятора.

— У нас нет такой информации, уточняйте у источников, — заявил пресс-секретарь прокуратуры Татарстана Руслан Галиев.

Также KazanFirst стало известно, что в 2016 году УБЭП УВД Казани проводило проверку по данным сделкам, однако о ее итогах ничего неизвестно.      


Автор материала: Сергей Герасименко                                        


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *