«Не наша самоцель — отбирать места и быть монополистами»

Дирекция парков и скверов Казани будет торговать мороженым и напитками вместо предпринимателей.
Дирекция парков и скверов Казани будет торговать мороженым и напитками вместо
предпринимателей.

Летний сезон — самое «хлебное» время для предпринимателей, чей заработок связан с парками и скверами. Этот год мог стать для них особенно выгодным благодаря Чемпионату мира по футболу, ведь в Казань приедут тысячи болельщиков. Но это в теории. На практике оказалось, что теперь торги на размещение нестационарных торговых объектов на территории парков организует не Комитет потребительского рынка, а Дирекция парков и скверов. И помимо этого есть еще ряд не слишком радостных для предпринимателей перемен.

Аукционы стартовали в марте, а их результаты будут подводиться в апреле. Минимально ожидаемая прибыль от размещения НТО составит около 5,5 млн рублей.

Лотов все меньше, а начальная цена выше

В Казани работают 15 парков, но в аукционах 2018 года поучаствуют лишь девять. Не у дел оказались парк имени Дементьева и сквер в Дербышках, поскольку их территории очень компактны и не предусматривают размещение торговых объектов. По той же причине аукционы не выставлены и в Лядском саду, сквере Аксенова и сквере имени Тинчурина.

«Не наша самоцель - отбирать места и быть монополистами»

По мнению директора МБУ «Дирекция парков и скверов» Алсу Саетовой, торговля здесь нужна только в случае проведения отдельных крупных мероприятий.

— На территории девяти парков в общей сложности будут размещены 37 объектов нестационарной торговли. Принятой схемой размещения НТО предусмотрена возможность большего количества объектов, так сказать, с запасом, но пока нам кажется такое количество достаточным. Среди них не только нестационарные торговые объекты в виде киосков, но и мобильные объекты, например, продажа мороженого и сладкой ваты предлагается в передвижных тележках, — отметила Саетова.

Механизм размещения торговых объектов будет работать несколько иначе. Во-первых, право на проведение торгов перешло от Комитета потребительского рынка непосредственно к Дирекции парков и скверов.

— И это еще один шаг в сторону организации единого окна по работе в парках, — считает докладчик.

«Не наша самоцель - отбирать места и быть монополистами»

Во-вторых, в этом сезоне начальная цена каждого лота определяется рыночной оценкой, а не кадастровой стоимостью земельного участка, как это было раньше. Так, рыночная оценка поручена независимой оценочной компании и включает в себя несколько факторов:

— местонахождение парка (здесь учитывается и трафик в парке, и его транспортная доступность);

— локация конкретного лота на территории парка (удаленность конкретного НТО от зон активностей);

— сезон размещения НТО;

— вид оказываемых услуг или организуемой торговли;

— рыночная стоимость аренды коммерческой недвижимости в районе расположения парка;

— наличие инженерных коммуникаций.

К слову, применение новой системы оценки ожидаемо привело к росту начальной стоимости лота. Как отметила Алсу Саетова, на некоторые виды торговли, например, аттракционы, она выросла на 200%.

— Одним из ключевых факторов оценки является также количество планируемых мероприятий на территории парка. Мы уже отмечали, что практически любое мероприятие отражается на выручке торговых объектов, а некоторые крупные события дают увеличение дневной выручки в разы. В этой связи мы планируем, пройдя первый годовой цикл, в следующем году постараться увязать арендную плату торговых объектов на территории парка с объемом выручки. Это, с одной стороны, будет стимулирующей мерой и для самих предпринимателей, и для дирекции, а с другой стороны, позволит сделать распределение доходов более справедливым. Пока идет проработка этого вопроса с УФАС в связи с ограничениями в федеральном законодательстве.

Предпринимателям привьют хороший вкус

Отныне без одобрения Дирекции парков и скверов предприниматели не смогут решать, как будет выглядеть их торговая точка.

«Не наша самоцель - отбирать места и быть монополистами»

Ужесточение мер продиктовано нарушениями прошлых лет, когда бизнесмены нередко по ходу дела меняли эскизники. Принимать варианты будет специальная комиссия, состоящая из представителей дирекции, Управления культуры, Управления архитектуры и градостроительства, Комитета потребительского рынка и районных администраций. Планы будут либо утверждаться, либо отправляться на доработку.

Кстати, для тех, кто не хочет лишний раз заморачиваться с внешним видом своих торговых точек, Дирекция разыграет уже готовые киоски в парке Горького. Но за них, конечно, придется доплатить.

— При формировании списка НТО мы исходили из того, что наши городские общественные пространства — это парки культуры и отдыха, а не торговые ряды или ярмарочные площадки, поэтому торговые объекты должны лишь дополнять инфраструктуру парков, обеспечивая необходимый сервис для горожан. Поэтому, проанализировав многочисленные замечания и пожелания посетителей, мы, например, отодвинули активную торговлю от детских площадок — для комфорта и безопасности детей, — заметила Алсу Саетова.

Ее мысль поддержал и мэр Казани, отметив, что парки — это не площадки для заработка, а места отдыха.

— Организация торговли в парках должна быть крайне деликатной. Парк — это не базар, не ярмарка. Нет цели добиться какой-то большой прибыли, да и вообще нет цели ее извлечения, это не главное. Важно, чтобы все сервисы, необходимые для горожан и гостей столицы, были максимально удобными, качественными и доступными, — заявил Ильсур Метшин.

«Не наша самоцель - отбирать места и быть монополистами»

Не монополизируем, а экспериментируем

Дирекция парков и скверов решила не только самостоятельно проводить торги, но и выступить субъектом предпринимательской деятельности.

— Это не только разрешено нам законодательством как балансодержателю парков и пользователю земельных участков, но и является уставной деятельностью Дирекции как муниципального бюджетного учреждения, — уверила Алсу Саетова.

— Речь идет о внешнем виде торговых объектов и сотрудников, об используемых для удобства покупателей средствах оплаты покупок, даже о речевых модулях, которые прописываются для каждой ситуации взаимодействия продавца с покупателем.

Так Дирекция фактически монополизирует продажу мороженого и прохладительных напитков в парках Урицкого и Горкинско-Ометьевском лесу, а в парке Горького еще и установит сувенирный ларек с продукцией собственного производства.

— Не наша самоцель — отбирать места и быть монополистами на рынке по организации продажи товаров и услуг. Мы хотим понять изнутри, что это такое, потому что частенько предприниматели обращаются к нам с различными чаяниями и говорят, что испытывают трудности. Мы хотим точно знать, о чем мы говорим, разговаривать с ними на одном языке. С другой стороны, наша задача сложная и амбициозная — задавать высокие стандарты качества обслуживания. Подать пример, — объяснила такие новшества Саетова.

Горкинско-Ометьевский лес вновь выступит тестовой площадкой для еще одного нового направления. Общественному пространству будет подобран оператор по организации мероприятий на его территории.

«Не наша самоцель - отбирать места и быть монополистами»

Компания, предложившая на торгах максимальную цену, получает обязательства по проведению культурно-массовых мероприятий на основании технического задания дирекции, но при этом может использовать потенциал парка для проведения маркетинговых мероприятий.

Аукцион был объявлен в прошлую пятницу, начальная цена — 1,4 миллиона рублей. Итоги будут подведены в апреле, оператор выбирается на один год.

— Оператор сможет провести порядка двух-трех мероприятий в месяц в течение года, при этом он может на эту территорию привлекать коммерческих партнеров при согласовании с Дирекцией. Если эта практика покажет себя позитивно, то такие же торги будут проводиться для других парков, — уточнила руководитель Дирекции.

Помимо прочего, в этом году Дирекция совместно с МВД планирует усилить борьбу с недобросовестными предпринимателями.

— Несанкционированная торговля — это «серый» рынок, но мы понимаем, что речь идет о миллионах рублей. В прошлом году те, кто видел, что в парк пришел парк-менеджер, собирались и уходили, хотя на некоторых, очень наглых, это не сильно действовало, — посетовала Саетова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *