Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

Инвесторы мусоросжигательного завода так ни о чем и не договорились с населением.
Инвесторы мусоросжигательного завода так ни о чем и не договорились с
населением.

В поселке Осиново, рядом с которым может быть построен мусоросжигательный завод, прошла встреча местных жителей и инвесторов проекта МСЗ.  Ранее мэр Казани Ильсур Метшин проводил подобную встречу с жильцами расположенного рядом с Осиново микрорайона «Салават Купере».


Читайте также: Метшин — жителям Казани: Никто за нас с вами проблему мусора не решит


Теперь же в Татарстан приехали люди, которые планируют заняться строительством мусоросжигательного завода. В пятницу, 13 гендиректор компании «АГК-1», которая занимается созданием и эксплуатацией МСЗ в Подмосковье Игорь Тимофеев, а также директор по развитию компании Hitachi Zosen Inova (потенциальный поставщик оборудования для МСЗ) Урс Альденбургер дали пресс-конференцию и рассказывали журналистам о безопасности проекта. Спустя сутки, 14 апреля Игорь Тимофеев вместе со своими коллегами приехали в Осиново, чтобы поговорить с жителями поселка.


Читайте также: «Экологи — несколько экстремальные люди, они гипертрофируют опасность»


До начала встречи на входе в местный дворец культуры, который и стал местом рандеву двух сторон, образовалась очередь. Людей не пускали в ДК, сначала туда зашла полиция. Только после этого жителям разрешили пройти. 

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

На входе, под непрекращающийся звон рамки металлоискателя, сотрудники правоохранительных органов устроили тщательный досмотр желающих попасть в ДК. 

В зале довольно быстро оказались заняты все сидячие места. Толпились люди в проходах, где находились некоторые журналисты и операторы. Роль конферансье на себя взял глава Зеленодольского района Александр Тыгин.

— Сколько времени нам понадобиться для общения? — обратился он к залу, говоря в микрофон.

— Весь день! — громко в один голос закричали несколько женщин.

— Есть небольшой фильм…, — глава района не успел представить видеоролик о строительстве и работе мусоросжигательных заводов в Европе. Его заглушил недовольный гул и крики зала: «Мы не будем смотреть!», «Не нужен завод!».

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

— Кто не хочет, пусть закроет уши и глаза, — пытался шутить Александр Тыгин, но это еще больше раззадорило людей. Большинство из них отвернулись от экрана, на который с помощью проектора транслировался фильм. Публика начала топать, скандировать лозунги против МСЗ, некоторые достали плакаты. Затем зал перешел к распеванию российского гимна.

На сцене за столами кроме главы «АГК-1» Тимофеева, находились руководитель отдела экологии «АГК-1» Елена Ямщикова, ученый секретарь Российской экологической академии Ольга Плямина, первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов и председатель комитета ЖКХ исполкома Казани Искандер Гиниятуллин.

— Мы приехали рассказать о заводе, но они не хотят слышать информацию, — заявил корреспонденту KazanFirst Игорь Тимофеев.

1/0

Два раза люди из зала подходили и загораживали проектор. Если женщину один из представителей зеленодольской власти убедил отойти в словестной форме, то с мужчиной, закрывшим проектор своим телом, на словах не получалось. В разборку подключилась полиция и мужчина ушел. Обошлось без задержания.

«Если экологическая экспертиза будет отрицательной – проект поменяют» 

Двадцатиминутный ролик, в котором жители Швейцарии, Австрии и Дании рассказывали о безопасности МСЗ, так и не дошел до осиновского зрителя. Люди требовали перейти к дискуссии. По залу начали передавать микрофон.

Первым под критику жителей попал Александр Тыгин. Ему напомнили, что ранее в Осиново проходил сход населения и он обещал, что МСЗ здесь никто не будет строить. Зал загудел еще громче. Глава района ответил, что для строительства завода нужно менять генплан, а его, в свою очередь, можно изменить только с согласия граждан на публичных слушаниях.

— Для жителей Айши сорок метров полигон — это правильно? — Тыгин вспомнил о свалке в еще одном населенном пункте Зеленодольского района. Зал на секунду успокоился, но тут же крики вновь продолжились.

Следом появился вопрос от девушки по имени Гузель: «Если на публичных слушаниях большинство будет против МСЗ, завод построят?». Слово взял гендиректор «АГК-1» Игорь Тимофеев. Его компания владеет «АГК-2» — организацией, которая планирует возводить МСЗ на территории Зеленодольского района. Учредителем «АГК-1» является «РТ-Инвест» — «дочка» ГК «Ростех».

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

— В рамках российского законодательства об экологической экспертизе сначала проводятся изыскательные работы на конкретном участке земли. Потом проводятся слушания. На основании изысканий делается проектная документация, в том числе ее экологическая часть.  Затем она выносится на общественное обсуждение населения. По итогам обсуждений и с учетом тех комментариев, которые поступят от населения, проектная документация поступает на федеральную экологическую экспертизу и там рассматривается. По итогам рассмотрения, в случае положительной экспертизы, происходит главная государственная экспертиза. Соответственно, если по экологической экспертизе с учетом мнения населения, будет отрицательное решение, то проект будет меняться, — заявил Тимофеев.

— Проект или место? — уточнила его девушка.

— Проект и место. Если положительное решение будет, то мы продолжим, — сказал глава «АГК-1».

Один из лидеров движения противников строительства МСЗ Альберт Гарапов отметил, что Гринпис выступает против строительства подобных заводов. Он заверил, что в России перерабатывается только 8 процентов мусора.

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

— А в Советском Союзе перерабатывали 80 процентов. А почему? А потому что существовала промышленность по переработке отходов. Куда она делась? Существовала система оборота стеклотары, я уж не говорю про макулатуру, которую чуть-ли не силой заставляли школьников сдавать. Все это, ребята, можно возродить. И это требует не 20 миллиардов рублей, — заявил активист.

Альберт Гарапов напомнил о том, что Осиново и так проходится не сладко из-за предприятия «Казаньоргсинтез», который «коптит небо».

Высказали пришедшие на встречу опасения и по повод того, что на МСЗ будут свозить мусор со всех ближайших регионов. Тимофеев опроверг это утверждение. Он пообещал – на завод будут отправлять только отходы из Казани и Зеленодольска.

МСЗ обещают сделать по примеру завода в Люцерне

Другой активист движения против МСЗ Антон Голубков задал Игорю Тимофееву несколько вопросов.

— Я среди присутствующих не вижу Сергея Богатова, советника гендиректор «РТ-Инвеста», но я видел его в зале. Вопрос к нему. Если он не готов на этот вопрос ответить, тогда вопрос к Тимофееву или Искандеру Анваровичу. Правда ли, что Сергей Богатов привлекался за получение взятки в 2008 году? 

— Сергей Богатов в администрации города не работал. Я его знаю с 2015 года. Ответить по существу о его привлечении к ответственности не могу, потому что ничего об этом не знаю, — ответил Искандер Гиниятуллин.

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

Второй вопрос от Голубкова касался концессионного соглашения. Был ли подписан подобный документ между правительством Татарстана и «РТ-Инвестом»? 

— В данном случае механизм концессии четко прописан в законе. Он разве здесь есть? — задал встречный вопрос Александр Тыгин активисту, но ответа не получил.

На третий вопрос участника встречи, который звучал так: «Назовите отличия мусоросжигательного завода от мусороперерабатывающего?», ответил Тимофеев.

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

— Уважаемые товарищи, я не являюсь генеральным директором «РТ-Инвест» и не знаю, кто такой Сергей Богатов. По поводу отличий мусоросжигательного завода от завода по сортировке отходов.  Наш завод называется заводом по термическому уничтожению ТБО. Мусороперерабатывающий завод — это сортировочная станция, на которой обирается мусор, пригодный для вторичной переработки. Остальное нужно либо сжигать, либо захоранивать на полигоне, — заявил Тимофеев.

Он отметил, что некоторые европейские страны, например, Германия, за 40 лет пришли к переработке только 60 процентов мусора, остальное сжигается. Поэтому перейти к 100 процентам переработке в кратчайшие сроки невозможно. По его мнению, важным шагом станет приучение людей к раздельному сбору мусора.

Стоить отметить, что многие из тех, кто задавал вопросы, говорили о необходимости сначала ввести раздельный сбор мусора, и только потом строить МСЗ. Люди опасаются, что множество отходов, непригодных к переработке, будет попадать на мусоросжигательный завод и уничтожатся там, попадая в атмосферу смертельно опасными веществами.

Тимофеев несколько раз заверил зал, что этого не произойдет. В Татарстане заработают 14 мусороперерабатывающих станций, на которых будут отсеивать отходы, пригодные для переработки или только сжигания.

Жительница Зеленодольского района, представившаяся как Гульнара Раисовна вовсе выступила с предложением выкупить у инвесторов землю под мусоросжигательный завод. Игорь Тимофеев предложил женщине отвезти ее в Швейцарию, где она убедится в безопасности МСЗ. 

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

Активистка вначале отказалась, сказав, что кандидатуру на поездку должна определить инициативная группа. Но после того, как предложение было озвучено в третий, четвертый разы все-таки согласилась. 

— Нам демонстрируют швейцарский завод с пятью степенями очистки. А на вашем сайте у завода в Осиново будет только две степени, — это уже высказывает опасении местный житель Альфред. Он отметил, что из-за розы ветров выбросы МСЗ будут попадать и на территорию Казани. Мужчина с трудом сдерживал эмоции: «Пожалуйста, не стройте здесь завод».

— Этот завод — точная копия завода в Люцерне, — ответил Игорь Тимофеев. 

Продолжила эту тему эколог Елена Ямщикова. По ее словам, у планируемого в Осиново завода будет четыре степени очистки и все необходимые нормы будут соблюдены.

Когда в Казани займутся раздельным сбором мусора?

Суть конфликта двух сторон была отчетливо выражена в вопросе жителя Авиастроительного района Казани, который представился Айратом. Мужчина отметил, что из-за высокого уровня коррупции и халатного отношения к своим обязанностям со стороны властей и бизнеса, у населения нет доверия к подобным проектам.

— Может быть ваш проект красив на бумаге, но не будет реализован так, как нужно, — заявил мужчина, ссылаясь на цитату президента России Владимира Путина про «раздолбайство».

Слово предоставили и экологу Ольге Пляминой. Она попыталась развеять опасения публики касаемо опасности МСЗ для здоровья. В частности, эксперт отметила, что наукой не выявлена прямая зависимость между онкологическими заболеваниями и работой мусоросжигательных заводов. Специалист привела пример Новой Зеландии, где нет ни одного МСЗ, а по уровню заболеваемости раком страна вторая в мире.

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

Но публика не хотела это слышать. Люди потянулись к сцене. Александр Тыгин призывал всех занять свои места, но и его слова оставались без внимания. Жители обратили внимание, что замминистра Алексей Фролов всю встречу молчит. Чиновник спустился со сцены в зал. Его обступили противники МСЗ и журналисты.

Люди требовали от него, представляющего татарстанскую власть, немедленных мер по внедрению в республике системы раздельного сбора мусора. Фролов отметил, что операторы, которые будут осуществлять сортировку мусора, будут отобраны в этом году.

— Республика поделена на две зоны — западную и восточную. Сейчас мы в западной зоне. У нас определятся два региональных оператора, которые займутся сбором отходов по всем населенным пунктам. Переработка- это их задача. Мы же должны сформировать сеть контейнерных площадок, обеспечить максимальную пропаганду раздельного сбора мусора, — ответил Фролов.

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

С 1 января 2019 года операторы начнут свою работу. Тогда же можно начать и внедрение системы раздельного сбора мусора, уверен Фролов.

Одна из жительниц Казани, стоявшая рядом с Фроловым, рассказала, что контейнеры есть не везде. А для многих ее соседей раздельный сбор мусора — дикость.

— Я сейчас собираю большие пластиковые пакеты, пластиковую тару и везу к дочери в «Салават Купере», где кидаю в специальный контейнер. А многие вне говорят: «Дура что ли ты?».

Встреча жителей, инвесторов и представителей власти длилась почти четыре часа. Не все досидели до конца. Кто-то из активистов демонстративно покинул зал в знак протеста, те кто остались долго и упорно приводили инвесторам доводы, почему жители против МСЗ. Временами жители переходили на повышенные тоны, чиновники и инвесторы, понимая обеспокоенность людей, старались быть максимально корректными. Никакого логического завершения встреча не получила. Расходились каждый оставаясь при своем мнении и с желтым тюльпаном в руках, которые раздавали участникам встречи на выходе из ДК. 

Почти как в Швейцарии: казанцы не хотят верить строителям МСЗ

Теперь активистам предстоит готовиться к общественным обсуждениям проекта и поездке на мусоросжигательные заводы Европы. Но перед этим провести согласованный митинг, который назначен на 15 апреля в Осиново. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *