«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ

Разработчики уверены
Разработчики уверены, что шаттл гораздо безопаснее машин, управляемых людьми. Но
понимают, что общество пока не готово к беспилотникам.

Казань продолжает быть площадкой для тестирования и внедрения инноваций в различных сферах. Теперь на столице республики проверили новую разработку «КАМАЗа» и Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», получившую название «ШАТЛ» — Широко адаптивная транспортная логистика. Это, говоря по-простому, беспилотник, представляющий собой электробус, где за движение отвечает не водитель за рулем, а множество датчиков (в том числе ультразвуковых), камер, радаров как внутри, так и снаружи машины. С помощью высокоскоростного интернета 5G данные из беспилотника передаются в диспетчерский пункт, где за процессом наблюдают специалисты. За интернет в этом проекте отвечает компания «Мегафон».

«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ

Предполагалось, что беспилотник будет перевозить болельщиков от фан-зоны у Чаши до «Казань Арены», однако FIFA ограничила маршрут электробуса территорией улицы Сибгата Хакима, все же пока не доверяя машинам нового поколения. В итоге для шаттла проложили асфальтовую дорогу длиной 650 метров на песчаной насыпи вдоль берега Казанки, где и проходит его тестирование.

В День России на площадке прошла официальная презентация проекта, участие в которой приняли президент Татарстана Рустам Минниханов, замгендиректора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, замгендиректора по стратегическому развитию ФГУП «НАМИ» Алексей Гогенко и директор ПАО «МегаФон» Сергей Солдатенков.

Рассказывая Минниханову о проекте, Гумеров отозвался о шаттле, как о «высокоинтеллектуальном транспортном средстве, основой которого является универсальная электрическая платформа». На ее базе можно сделать «гамму беспилотных средств разного назначения и скоростного режима», подчеркнул Гумеров.

Все это время прототип беспилотника стоял перед участниками презентации закрытым серой тканью, из-под которой зазывно мигал фарами. Отметим, что тестирование беспилотника в Казани проходит на скорости 10 км/ч, в то время как шаттл может разгоняться до 110 км/ч.

«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ

Кузов КАМАЗа-1221 «ШАТЛ» (полное название беспилотника) выполнен из композитных материалов, интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, выбирать место остановки, вызывать помощь или открывать дверь вручную. По признанию представителя компании-разработчика Алексея Гогенко, в планах оборудовать автомобиль возможностями просмотра фильмов, прослушивания музыки, а также системой предоставления информации о месте дислокации (например, беспилотник расскажет об истории улицы или архитектуре дома). Пока из примочек там разве что usb-порт для зарядки гаджетов.

— Если мы не будем вкладывать интеллектуальную базу в этом направлении, то завтра эти решения мы будем вынуждены покупать у иностранных компаний. И мы видим, что мир будущего строится из специфических услуг. Беспилотные автомобили еще вызывают у нас чувство страха, мы, безусловно, разделяем эти ощущения наших коллег. Даже в нашем институте, мы проводили опрос, только 60 процентов людей могут сесть в такой беспилотный автомобиль. Цифра небольшая, но три года назад, когда мы начинали делать этот проект, цифра была 30 процентов. Наша задача заключается в том, чтобы сделать будущее безопасным, — заявил Гогенко.

«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ

После этого с беспилотника убрали ткань и публика наконец-то увидела машину будущего, о которой так много говорили. Делегация во главе с Миннихановым изучила салон шаттла, после чего отправилась к испытательной площадке, где их ждал еще один беспилотник. Гости зашли в открывшиеся перед ними двери, после чего машина неспешно отправилась в направлении фан-зоны у «Чаши».

Журналисты несколько минут ожидали возвращения лидера республики и начали выходить за указанные на асфальте границы. Один из инженеров попросил их этого не делать: беспилотник остановится, если на его пути окажется человек. Тем временем машина вернулась к месту старта.

— У этого автомобиля возможностей намного больше, но так как законодательная база пока ограничена, есть вариант демонстрационной поездки. Платформа этого автомобиля позволяет делать много, много хороших вещей. Ход у автомобиля бесшумный, мягкий. Очень впечатляет, — сказал после поездки на беспилотнике Рустам Минниханов.  

Вопросы журналистов к разработчикам больше касались безопасности — стоит ли доверять человеческую жизнь роботам?

— Безусловно, это безопаснее, чем человек, потому что робот не ошибается, всегда внимательный, но его этому нужно научить. Мы видим, что это устройство может использоваться на закрытых территориях, выставочных зонах, парках. Так поэтапно находить ниши. Сейчас их можно использовать для технологических перевозок, — заявил Ирек Гумеров.

Алексей Гогенко отметил, что платформа универсальна и может быть подстроена под любые логистические цели, но тут же продолжил тему безопасности беспилотников:

— В том году у нас на дорогах погибло 16 тысяч людей. И в основном погибли по вине человека. По техническим причинам произошло около 800 ДТП, поэтому мы понимаем, что достигли уровня, когда уже не сможем обеспечивать безопасность человека за рулем. Теперь нам нужно рассматривать технологии, при которых в принципе человек не попадет в ДТП. Наш шаттл видит на 360 градусов, в отличие от человека, видит ребенка, подбегающего сбоку. Человек может отвлечься на телефон, наше транспортное средство сосредоточено на дороге, Сегодня эта технология требует обкатки. После 2020 года эта модель выйдет в серийное производство. Уже многие решения, касающиеся технического зрения или системы управления, сегодня используются в других машинах, — рассказал разработчик.

«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ
«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ
«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ
«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ

Спикеры признались, что в беспилотнике установлены самые современные девайсы (их закупали за рубежом), а вот «мозги» (программное обеспечение) — заслуга отечественных ученых.

Ирек Гумеров при этом признался, что для повсеместного внедрения новой машины нет ни соответствующего законодательства, ни психологической готовности общества. По его словам, производители готовы выводить шаттлы без водителей на улицы уже через пару лет, однако люди будут готовы к этому не ранее 2030 года.

Пока же такие беспилотники будут курсировать на закрытых территориях (один прототип будет использовать ФГУП «НАМИ»), использовать для транспортировки между заводами (так сделают на «КАМАЗе»). Алексей Гогенко надеется, что шаттлы в ближайшем будущем появятся в российских парках.

«Потому что робот не ошибается»: в Казани презентовали беспилотник КАМАЗ

В планах у разработчиков — внедрение системы беспилотного управления на грузовики «КАМАЗ» и «БелАЗ», которые будут работать в карьерах.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *