«Если останется свалка такая, все продолжит гореть»

Эксперты уверяют
Эксперты уверяют, что МСЗ не опасны, в отличие от полигонов с отходами.

Тема раздельного сбора мусора уже не кажется какой-то несерьезной. Еще несколько лет назад жители России могли с улыбкой обсуждать иностранцев, собирающих отходы в разные контейнеры, и крутить пальцем у виска. Однако время показало, что проблема эта актуальна и для нашей страны. В России вопрос со свалками планируют решать как внедрением раздельного сбора отходов, так и строительством мусоросжигательных заводов. В ближайшие годы четыре МСЗ хотят возвести около Москвы, еще один — вблизи Казани.

Противники МСЗ уверены, что подобные заводы вредны для экологии и человека, ссылаются на печальный опыт уже построенных в России «печек». Инвесторы строительства новых мусоросжигательных предприятий уверяют, что их проекты отвечают всем современным стандартам безопасности и являются точными копиями заводов, стоящих в центре многих европейских городов. Активистов это не успокаивает, некоторые из них уверены — руки коррупции дотянутся и до МСЗ, в результате чего придется экономить на технологиях, а значит, и на здоровье горожан.

В Казани вопросы возможного строительства МСЗ, а также раздельного сбора отходов обсуждает инициативная группа. К диалогу подключаются представители власти, общественные организации и научное сообщество. Накануне тему обсуждали на расширенном заседании комиссии Общественной палаты РТ, куда пригласили экоактивистов и инвесторов МСЗ.

Татарстан производит 1,6 млн тонн твердых бытовых отходов в год

Председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин попросил спикеров не отклоняться от темы и, объяснив регламент, предоставил слово Айрату Гимадутдинову, отвечающему в Общественной палате РТ за работу комиссии по вопросам экономического развития. Гимадутдинов сразу же заявил, что в интернете размещено достаточно противоречивой информации о мусоросжигательных заводах. Например, фотографии труб, из которых идет черный дым, страшного вида цеха или плакаты с людьми в противогазах.

«Если останется свалка такая, все продолжит гореть»

— Год назад мы с делегацией ездили в Москву и посещали один мусоросжигательный завод. Таких заводов в Москве три. Картина другая. Внешне завод похож на котельную, труба, из которой выходит в небольшом количестве дым, больше похожий на пар. Мы заходили внутрь, знакомились с производством. Ни на территории, ни около территории никакого запаха нет. Есть запах только там, где складируют привезенный мусор, — рассказал Айрат Гимадутдинов. 

Спустя час во время своего выступления экоактивист Вера Керпель припомнит ему эти слова.

Начальник отдела обращения с отходами Минстроя РТ Рустем Богданов отметил, что Татарстан вырабатывает более 10 млн отходов в год. Из них 6 млн — это отходы от сельскохозяйственной деятельности, около 1,6 млн тонн — твердые бытовые отходы. При этом тема обращения ТБО является самой острой, поскольку в нее вовлечен каждый.

По его словам, новая территориальная схема обращения ТБО в республике предполагает, что с 2019 года в Татарстане на обязательной основе будет введен обязательный сбор отходов. «Раздельный сбор прописан в качестве императива, а не рекомендации, с учетом федеральных требований и общественных трендов, — отметил Богданов.

«Если останется свалка такая, все продолжит гореть»

Пока же в республике продолжают определять региональных операторов, которые займутся реализацией программы по раздельному сбору отходов. Таким образом, уже с 1 января 2019 года в платежках татарстанцев может появиться новая графа «За обращение с твердыми коммунальными отходами». Оператор будет обязан вывозить и сортировать мусор, после чего отходы отправят на МСЗ (если, конечно, его построят).

На Авиастроительном районе протестируют систему раздельного сбора мусора

Вице-президент Академии наук РТ доктор химических наук Ахмет Мазгаров в своем выступлении был откровенен, но от темы, как и просили, не уходил:

— Я шел на совещание, меня остановили корреспонденты и задали вопрос: «Будем сортировать или сжигать»? Вопрос задается неправильно — будем комплексно перерабатывать! К сожалению, мы с самого начала упустили эту идеологию. Обязательно раздельный сбор, сортировка, остаток будем сжигать. Альтернатива сжиганию — захоронение. Или получаем электроэнергию от безвредных газов, или второе Самосырово. Орловка сегодня горит — это идеальные условия для образования тех самых диоксинов, которыми нас пугают целый год. Вот сейчас они образуются в огромных количествах, температура 600-700 градусов, и летят на Казань. А если на заводе сжигать при температуре 1 260 градусов, все диоксины разрушаются, — заявил Мазгаров.

«Если останется свалка такая, все продолжит гореть»

Ученый подчеркнул, что простому человеку сложно разобраться в понятиях «терсхема» и «региональный оператор». Нужно просто устанавливать несколько контейнеров для разных видов отходов, а не жить по принципу «барин придет и сделает».

— И стоимость не такая великая. Это стоимость одной футбольной команды — перестроить весь сбор мусора в Казани. Миллиарды мы тратим на спортивные сооружения, нормальным это считаем. А на спорт скоро некому будет ходить: если останется свалка такая и все продолжит гореть, то мы все отравимся диоксинами, — уверен академик.

Мазгаров посоветовал оборудовать места для контейнеров прямо в домах. Спикер сослался на опыт Германии, где под баки для раздельного сбора отводят отдельное помещение, поскольку выносить сразу несколько пакетов на улицу, тем более в плохую погоду, неудобно.

«Если останется свалка такая, все продолжит гореть»

Заместитель главы исполкома Казани Искандер Гиниятуллин напомнил, что городские власти с 2017 года не имеют полномочий в «мусорном вопросе» — все решается частными операторами в рамках терсхемы. При этом сортировка — это не самый выгодный бизнес для операторов, поскольку производить из первичного сырья дешевле, чем из вторичного.

Тем не менее в Казани устанавливаются сетки по сбору пэт-бутылок и контейнеры для сбора вторсырья, скоро по всему городу появятся контейнеры для сбора опасных отходов, отметил Гиниятуллин. При этом Авиастроительный район Казани в ближайшем будущем станет территорией, на которой в пилотном режиме опробуют внедрить комплексный раздельный сбор мусора. Специальные контейнеры установят на 94 контейнерных площадках.

Гиниятуллин также подчеркнул, что прийти к раздельному сбору внутри семьи несложно. Сам чиновник сортирует отходы, перестал пользоваться пластиковыми пакетами и теперь использует экологичную текстильную сумку, послушав лекции экоактивистки Веры Керпель. Девушка, снимавшая выступления каждого спикера, улыбнулась и одобрительно показала Гиниятуллину большой палец.

Опасны только «старые» МСЗ?

Слово предоставили представителю компании «АГК-1», которой подчинена «АГК-2» — потенциальный инвестор строительства МСЗ под Казанью (эта же структура инвестирует в строительство заводов в Подмосковье). Дмитрий Белов, заместитель гендиректора «АГК-1», рассказал о специфике работы завода.

— По сути, это электростанция, работающая на твердом топливе — мусоре. Мы собираемся перерабатывать остатки только после мусоросортировки, — отметил представитель «АГК-1».

«Если останется свалка такая, все продолжит гореть»

По планам инвестора, площадь завода под Казанью составит 48 тыс. кв. м, еще 8 тыс. кв. м пойдет под озеленение. МСЗ будет иметь две линии. Первая — линия сжигания — включает в себя котлы и фильтры. На второй линии будет вырабатываться электроэнергия с помощью выделения пара после сжигания.

Высота трубы МСЗ составит 98 метров, санитарная зона вокруг завода — 1 км. Планируемая мощность работы завода — 550 тыс. тонн мусора в год.

Противник строительства МСЗ Вера Керпель отметила, 5 июня в Москве в Общественной палате прошел форум «Сохраним природу вместе».

— Там про мусоросжигательные заводы говорили совсем другие вещи. Экологи, химики говорили однозначно, что МСЗ для России — это бедствие. Они надеются, что мы сможем нашу страну отстоять и отбиться от заводов, — заявила Керпель, выступавшая на мероприятии.

«Если останется свалка такая, все продолжит гореть»

Общественница подчеркнула, что природоохранная прокуратура нашла нарушения в территориальной схеме и Минстрою РТ придется ее исправлять. Кроме того, инициативная группа решила оспорить терсхему по обращению с ТБО на территории Татарстана в суде.

Далее активистка вспомнила слова Айрата Гимадутдинова и сослалась на видео, в котором видно, как из трубы московского МСЗ №4 по ночам идет черный дым. 

— Я лично говорила с людьми, которые живут рядом с этим заводом, и они не только свидетельствуют, что рядом с заводом неприятно пахнет, но его выбросы вызывают у них заболевания, — заявила Керпель, упомянув печальную статистику по онкозаболеваниям в том районе.

Рустем Богданов в ответ Керпель отметил, что не все российские МСЗ отвечают экологическим нормам. Указанный активисткой завод, по словам Богданова, построен по устаревшим технологиям и регулярно закрывается.

«Если останется свалка такая, все продолжит гореть»

Потенциальные инвесторы казанского МСЗ продолжают уверять в безопасности своего детища и приглашают активистов в Швейцарию, где уже построен аналогичный мусоросжигательный завод.

— Поездка состоится, туда поедут представители СМИ Республики Татарстан и все те, кому небезразлично, как обстоят дела с заводом. У кого нет визы, инвестор оплачивает ее оформление. Все затраты на себя берет компания «АГК-2», — заявила KazanFirst представитель «АГК-2» Оксана Архипова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *