«Этого никто не ожидал»

Сын депутата Госсовета Рыбушкина приговорен к пяти годам заключения.
Сын депутата Госсовета Рыбушкина приговорен к пяти годам заключения.

В Кировском районном суде завершился процесс по делу бывших чиновников городского исполкома Алексея Рыбушкина, Леонида Ляпахина и Альберта Мухутдинова, которые по версии следствия в 2011 году стали участниками преступной схемы, похитив из городского бюджета 74,5 млн рублей. Все обвиняемые получили реальные сроки. 

Оглашение приговора заняло 6 часов

С утра в фойе у зала суда нет прессы — только фигуранты дела, представители истца и защита. На пару минут позже назначенного времени подходит обвинитель, но заседание начнется лишь спустя полчаса, когда приедет автозак с Рыбушкиным. Он — единственный, кто был взят под стражу, остальные фигуранты дела с 2017 года находились под домашним арестом. 

«Этого никто не ожидал»

До начала заседания собравшиеся просидят практически в перманентном молчании, в перерыве обсудят, как долго судья Ринат Камалов будет зачитывать приговор. С небольшой 10-минутной паузой выйдет 6 часов. За это время Алексей Рыбушкин, который по версии следствия, создал преступное сообщество из чиновников, почти ни на кого не будет смотреть. Со скучающим видом он в какой-то момент достанет карманную книжку из прозрачного пакета, и перестанет слушать подробности эпизодов, по которым его обвиняют. 

«Этого никто не ожидал»

Всего этих эпизодов десять. По четыре вменяются его сообщникам. Сторона обвинения полагает, что юристы, подделывая договоры (от содержания дорог до размещения мусорных контейнеров и изготовления адресной атрибутики) фальсифицировали задолженность муниципалитета перед предпринимателями. «Подрядчиками» выступали подставные фирмы или организации, которые были с чиновниками в сговоре. Группа инициировала иски в отношении финансового управления исполкома, которое проигрывало суды. Во всех случаях исковые требования содержали не только невыплаченные суммы по договорам, но и проценты по ним — в итоге с каждого такого дела в среднем получалось от 4 миллионов рублей. Максимальная сумма, которую муниципалитет по решению Вахитовского районного суда должен был вернуть фиктивному подрядчику, составила более 10 миллионов рублей.

Обвиняемые вину не признают

Пока судья оглашал материалы дела, в зал суда с опозданием забежали близкие Рыбушкина. Ляпахин и Мухутдинов пришли одни. Прокуратура запросила для лидера преступной группы наказание в виде 8,5 лет лишения свободы. Для Леонида Ляпахина и Альберта Мухутдинова — по 5,5 лет лишения свободы со штрафом 2 млн рублей каждому. Также сторона обвинения требовала лишить всех подсудимых возможности занимать управляющие посты на государственных и муниципальных службах в течение трех лет. 

Помимо начальника отдела по вопросам жилищного законодательства правового управления исполкома Ляпахина и руководителя группы юридического отдела и муниципального заказа Мухутдинова, частью и основным звеном схемы был в прошлом глава отдела юридической и организационно-кадровой работы финансового управления Юлдуз Гарипов. В апреле 2017 года он получил 5 лет лишения свободы условно со штрафом 2 млн рублей. Именно Гарипов вывел следствие на Рыбушкина, заключив досудебное соглашение. Бывший чиновник признал свою вину, рассказав, что действовал по приказу своего начальника Алексея Рыбушкина. Уголовное дело строилось на его показаниях, которые, по мнению суда, были подтверждены опросами свидетелей, экспертизами почерка и очными ставками с бывшими коллегами по исполкому. 

Из обвинительного заключения следует, что все договоры были составлены задним числом — везде фигурирует 2005 год. Среди работ, которые фирмы якобы проводили по заказу муниципалитета, включая департамент текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства и управление культуры, были и возведение сценического комплекса к 1000-летию Казани, и ремонт участка дороги в Приволжском районе, и прокладка канализации. Юристы исполкома составляли поддельные акты приемки, претензии досудебного урегулирования споров, соглашения по уступке требований (по которым одна организация уступала права требовать исполнения обязательств другой — подставной фирме, — Ред.). А затем на основании всех документов за подписями руководителей организаций и сотрудников администрации, подавали иски в суд. Часть опрошенных свидетелей указывала, что не ставила подписи, а также на то, что документы были составлены не в соответствии с законодательством. Экспертиза показала, что подписи подделывал Гарипов.

«Этого никто не ожидал»

О том, что дело строится на его словах, не раз говорили защитники троих обвиняемых, и сами подсудимые. Рыбушкин в своем последнем слове в июне говорил о благосостоянии бывшего подчиненного, отмечая, что если бы был создателем схемы, то у него нашли бы больше, чем 1/4 в приватизированной квартире, квартиру в ипотеке, шесть соток и машину в кредите. Согласно заключению суда, финансовые потоки от выручки из казны уходили как раз Рыбушкину, а соучастники, в том числе те, кто по доверенности представлял предпринимателей в суде, получали откаты в виде небольших сумм. 

Адвокат Алексея Рыбушкина Валерий Кошкин также во время заседания в июне обращал внимание суда на отсутствие фактов, доказывающих вину подзащитного, а Гарипова называл заинтересованным лицом. Он также настаивал на том, что осужденный приобретал в кредиты автомобиль, квартиру и тут же гасил их, а еще построил дом и менял машины — рост его доходов совпадал с эпизодами уголовного дела. Сам Гарипов рассказывал, то Рыбушкин платил ему от 30 до 50 тысяч рублей. 

«Этот до ЕСПЧ дойдет»

После небольшого перерыва слушатели возвращаются в зал — находящемуся в клетке чиновнику судья разрешает сесть, когда тот жалуется на кондиционер, дующий в спину. Иногда он поднимает глаза и бегло осматривает бывших коллег, пару раз переговаривается с конвоем, до самого оглашения приговора что-то черкает в тетради. Леонид Ляпахин стирает со лба пот платком, иногда кашляет. Альберт Мухутдинов спокоен. 

Согласно собранным доказательствам, чиновники привлекали своих родственников и друзей для осуществления схемы — они представляли по доверенности истцов и снимали со счета «долги» по несуществующим обязательствам. Адвокат Рыбушкина подчеркивал, что тот не имел отношения ни к какому из пунктов — ни к поиску подставных лиц, ни к искам и судам, ни к деньгам. По утверждению защиты, всех подыскивал Юлдуз Гарипов. По данным же следователей, Рыбушкин делал все через посредников — Гарипова, Ляпахина и Мухутдинова. При этом, свидетель из числа сотрудников финуправления исполкома в своих показаниях отмечала, что никогда не получала исполнительных листов от Рыбушкина, но Гарипов часто приносил ей документы. Известно, что звонки прослушивали сотрудники ФСБ, но по словам Кошкина, следствие, например, не получало телефонные переговоры с номера Рыбушкина с привязкой базовых станций в дни подачи исковых заявлений в суд. Сам обвиняемый указывал на то, что по некоторым эпизодам у следствия нет доказательств.

Выступления адвоката Кошкина и его клиента в июне, а также последние слова Ляпахина и Мухутдинова — все трое числятся сотрудниками исполкома до конца процесса, практически не повлияли на мнение суда.

Тем не менее, есть два обстоятельства, которые суд учел при вынесении вердикта. С февраля 2013 года Рыбушкин ушел из финансового управления и больше не являлся начальником Гарипова, который занял его место, а соответственно, и признак использования должностных полномочий из обвинения исключили. А также признаны недоказанными эпизоды хищений по злоупотреблению доверием со стороны Мухутдинова и Ляпахина. Но отверг суд и заявления троих обвиняемых в том, что они непричастны к хищениям средств, сочтя это попыткой избежать ответственности. Ляпахин и Мухутдинов весь процесс настаивали на отсутствии корыстного умысла в своих действиях, которые совершали по указанию Гарипова. 

«Этого никто не ожидал»

Во время зачитывания Камаловым вердикта они стояли рядом. Первым свой приговор услышал Алексей Рыбушкин — суд назначил ему 5 лет колонии общего режима, 2 млн рублей штрафа и лишил права занимать должности в госструктурах на 2,5 года (на такие же сроки лишаются права Ляпахин и Мухутдинов). Когда перешли к следующему обвиняемому, Рыбушкин встал. Судья постановил прямо в зале суда взять под стражу Леонида Ляпахина, назначив ему наказание в виде 3,5 лет колонии и обязуя выплатить 800 тысяч рублей штрафа. Мужчине засчитали срок нахождения под домашним арестом. Альберту Мухутдинову предстоит провести в колонии 3 года и выплатить 500 тысяч рублей штрафа в случае, если приговор не будет обжалован. Суд учел как смягчающее обстоятельство наличие у всех осужденных детей, возраст и состояние здоровья их близких и их самих. Мухутдинов, на предыдущих заседаниях по делу говоря о своем материальном положении, отмечал, что на его арестованном банковском счету лежит зарплата, матпомощь и сбережения на операцию. Суд решил оставить имущество осужденных под арестом «для обеспечения приговора». В случае Рыбушкина — это автомобиль стоимостью 1,5 млн рублей и земельный участок, в случае Ляпахина — счета на 107 тысяч рублей и автомобиль.

— Этого никто не ожидал, — произносит потрясенно пришедшая поддержать Рыбушкина женщина после того, как звучит требование немедленного ареста осужденных.

Из зала суда все выходят быстро — в тот момент, когда к бывшим коллегам Алексея Рыбушкина подходят полицейские с наручниками.

Двое сотрудников управления ФСИН, стоя в коридоре, как раз обсуждают исход «резонансного дела».

— Этот до ЕСПЧ дойдет, я тебе говорю, — улыбается один из них.

Адвокат Алексея Рыбушкина Валерий Кошкин сообщил KazanFirst, что его подзащитный намерен обжаловать приговор. 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: