Очереди на заправках и крах независимых АЗС: к чему ведут «замороженные» цены на бензин

Принятые Госдумой «бензиновые» законы начали свое действие.
Принятые Госдумой «бензиновые» законы начали свое действие.

Бензиновый вопрос не дает покоя российским автолюбителям с начала этого года. Ценник на топливо начал рост в феврале. К примеру, уже с марта к июню средняя розничная цена за литр 95-го увеличилась с 41,18 рубля до 45,28 рубля. Зверствовал май: за месяц бензин АИ-95 подорожал с 41,88 рубля до 44,99 рублей.

Негодованию автолюбителей не было предела: тут вспомнили прошедшие президентские выборы, после которых бензин резко подорожал, и цену на нефть, от которой, как принято полагать, зависит стоимость топлива. Отметим, что ценник на горючее включает в себя показатели себестоимости добычи, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизы, НДС, расходы на переработку и транспортировку, затраты на содержание автозаправок, а также прибыль производителей, транспортировщиков и владельцев АЗС. При падении цен на нефть российские власти повышают акцизы, чтобы восполнить недостающие средства в бюджете. Именно из-за этого дорожает бензин. Доллар и нефть напрямую если и влияют, то разве что на НДПИ.

Очереди на заправках и крах независимых АЗС: к чему ведут «замороженные» цены на бензин

Отдельное внимание теме уделили в ходе «Прямой линии» президента России Владимира Путина. Глава государства тогда заявил, что сложившаяся ситуация — результат «неточного, мягко говоря, регулирования в сфере энергетики».

— Что было сделано: правительство пересмотрело некоторые налоговые меры по наполнению бюджета. Не буду вдаваться в детали, но это привело к вывозу за границу сырой нефти, — подчеркнул Путин.

В ходе все той же линии министр энергетики России Александр Новак отчитался, что с конца мая цены не растут — это результат договоренностей власти с нефтяными компаниями. Статистические данные показали, что это не так — бензин, не столь сильно, но дорожал. Тогда же вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве вопросы топливно-энергетического комплекса, заявил о готовности Кабмина РФ внести в Госдуму законопроект по сдерживанию экспорта топлива.

Закон, действительно, появился — да не один, а целых два. Первый предполагает снижение акцизов на бензин. Так, с 1 июля до 31 декабря 2018 года в России введены пониженные ставки на автомобильный бензин Евро-5 — 8 213 рублей за 1 тонну (до этого акциз составлял 11 892 рублей за 1 тонну). Акциз на дизельное топливо снижен с 5 665 до 8 258 рублей за 1 тонну.

Вторым законом депутаты позволили российскому правительству вводить дополнительные вывозные таможенные пошлины на светлые нефтепродукты до 90% с 1 августа 2018 года по 31 декабря 2018 года. Первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков отметил, что подобная мера применялась в стране в 2011 году, когда также был значительный рост цен на топливо.

Очереди на заправках и крах независимых АЗС: к чему ведут «замороженные» цены на бензин

На этом фоне бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, ранее курировавший вопросы ТЭК, отметился «скромным» заявлением. В интервью РБК он заявил, что рост цен на бензин связан с изменениями в кабинете министров:

— То, что произошло на бензиновом рынке, скорее вопрос пересменки в правительстве и отсутствия должного ежедневного управления этой сложной системой сдержек и противовесов в период этой пересменки, — высказал мнение бывший член Кабмина. Напомним, что новый состав правительства официально представили 18 мая. Дворковича в нем не оказалось.

Минус три копейки на 95-й

Согласно данным Росстата, с начала 2018 года цены на бензин поднялись на 9,1%. При этом с января по май стоимость горючего выросла на 7,3%. За этот же период уровень инфляции составил 1,6%.

В Татарстане цены на бензин только за май повышали дважды. Тогда же состоялось заседание рабочей группы управления ТЭР при Кабинете министров РТ. На совещании говорили о повышении цен на бензин. Представители «ТАИФ-НК АЗС», «Татнефть-АЗС Центр», и «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» мотивировали необходимость повышения розничного прайса резким ростом цен на оптовом рынке и на заводах-изготовителях. В результате цену АИ-95 подняли на 1,3 рубля — до 43,1 рубля, АИ-92 — до 40,5 рубля (плюс 1,3 рубля), АИ-80 — до 39 рублей (плюс 1,7 рубля), дизельное топливо — до 42,9 рубля (плюс 1,3 рубля). 

До этого ОАО «ТАИФ-НК» попало в поле зрения антимонопольщиков. В ФАС посчитали, в марте 2018 года нефтяной гигант увеличил поставку автомобильного бензина и дизельного топлива на экспорт, при этом сократив поставки на отечественный рынок. «ТАИФ-НК» сделал ставку на выгодные сделки с зарубежными партнерами и это привело «к ограничению предложения объемов товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка, созданию дисбаланса спроса и предложения и оказало существенное влияние на увеличение цены товара», уверены в ФАС.

Очереди на заправках и крах независимых АЗС: к чему ведут «замороженные» цены на бензин

— ОАО «ТАИФ-НК» увеличило объем производства автомобильного бензина, при этом сократило отгрузки на внутренний рынок. Также приведены данные по санкт-петербургской бирже, где показан рост цен на бензин определенных марок. Учитывая, что компания занимает доминирующее положение на республиканском рынке автомобильного бензина, она стала участником антимонопольного производства, — рассказали KazanFirst в УФАС по РТ.

Кстати, в ФАС России основными причинами роста цен на топливо считают рост налогов, мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах.

Согласно последним данным Татарстанстата, средние потребительские цены на бензин по Казани с июня не только не растут, но снижаются:

Очереди на заправках и крах независимых АЗС: к чему ведут «замороженные» цены на бензин

Что последует за появлением новых законов

Насколько принятые законы эффективны в долгосрочном периоде, не будет ли проигравших в сложившейся ситуации? Руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов уверен, что заморозка цен на бензин разорит независимый бизнес. По его оценке, доля таких АЗС на рынке — около 60%.

В своем материале для Forbes, Баженов отмечает: независимые предприниматели не обладают собственной цепочкой от добычи до крупнооптового сбыта, в отличие от оставшихся игроков — государственных корпораций. Последние могут позволить перераспределение доходности от розничного сектора в оптовый, и ко всему располагают солидными маркетинговыми бюджетами, привлекая потребителя рекламой и системами лояльности. Административный ресурс позволяет им получать наиболее рентабельные места для строительства заправок, уверен Григорий Баженов.

Независимый участник розничного рынка не обладает сопоставимыми маркетинговыми бюджетами, не может самостоятельно снабжать себя топливом и был вынужден придерживаться ценовой позиции — дешевле, чем у нефтяных гигантов. В сложившихся условиях прибыли от продажи бензина нет, поскольку цена реализации в последние месяцы либо не превышает, либо незначительно выше цены покупки топлива.

Как уже было сказано, независимые владельцы АЗС устанавливают цены на бензин выше крупных игроков, что приводит к оттоку их клиентов и в дальнейшем может привести к закрытию небольших заправок. А это, как полагает Баженов, вызовет дефицит на рынке нефтепродуктов — оставшиеся АЗС не будут успевать обслуживать всех автовладельцев.

Очереди на заправках и крах независимых АЗС: к чему ведут «замороженные» цены на бензин

Замдиректора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева отметила KazanFirst, что некоторые заправки, после введения двух новых законов, действительно могут столкнуться с трудностями, но на общее положение дел это не повлияет:

— Основные перерабатывающие компании не понесут серьезных потерь. Закон (о снижении акцизов, — Ред.) призван защищать в первую очередь не автовладельцев, а бизнес — не стоит забывать, что юридические лица являются основными потребителями бензина и дизельного топлива. Но если говорить о частных автовладельцах, то небольшое снижение розничных цен они увидят, — заявила Анна Кокорева.

Рассуждая о втором законопроекте, собеседник подчеркнула, что при резком росте цены на нефть и повышении привлекательности экспорта, будет вводиться дополнительная пошлина, чтобы производители не отправляли всю продукцию за рубеж и не создавали дефицит на внутреннем рынке. Анна Кокорева уверена: маленьких АЗС это не касается — они ничего никуда не вывозят. Это может повлиять на небольшие НПЗ с низкой рентабельностью, но и таких в стране мало.

— Мы ждем, что цены на внутреннем рынке стабилизируются и даже снизятся, так как цена на нефть не торопится восстанавливаться, и в совокупности с новыми мерами это должно позитивно сказаться на цене. Сказать, что кто-то выигрывает нельзя, правительство пытается создать комфортные условия для работы бизнеса и граждан. Если говорить о пострадавших, то маломощные независимые НПЗ с низкой рентабельностью могут понести потери, — заключила эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: