«Форд» столкнулся с переизбытком: завод в Челнах хотят остановить

Будущее предприятия и примерно 1 000 сотрудников остается туманным.

Информацию об идущей реструктуризации бизнеса Ford рассказал вице-президент компании, отвечающий за рынки Европы, Ближнего Востока и Африки, Стивен Армстронг. Сейчас в европейском подразделении именитого производителя автомобилей трудится порядка 54 тысяч сотрудников. Доля бренда на этом рынке снизилась с 2010 года на четверть и составляет 6,5%. Подобные показатели привели компанию к решению о сокращении модельного ряда и, как следствие, к масштабному сокращению тысяч людей.

Жителей Татарстана изменения в производственной политике крупного концерна так же не обойдут стороной. На территории республики расположено два совместных предприятия Ford Sollers - в Елабуге и Набережных Челнах. Судьба обоих заводов сейчас находится «на стадии рассмотрения». По некоторым данным, производство фургонов Ford Transit в Елабуге сохранится, а вот площадка в Челнах прекратит выпуск автомобилей.

Официальные представители компании подобные высказывания не подтверждают, отмечая, что решение о будущем предприятий в России в настоящий момент не принято.

- Что касается российского рынка, акционеры совместного предприятия Ford Sollers сейчас рассматривают несколько вариантов реструктуризации бизнеса. Но окончательное решение будет принято только во II квартале текущего года, - рассказала координатор по связям с общественностью СП в Челнах Индира Салимгараева.

На сегодняшний день идет пересмотр планов совместного предприятия, подчеркнула представитель Ford Sollers, а параллельно с этим процессом происходит анонсирование новой глобальной стратегии компании.

Считать ли подобную «реструктуризацию» логичным и предсказуемым решением - вопрос открытый. Завод в Челнах - довольно молодое предприятие, производство на нем стартовало только в июне 2015 года, четыре с небольшим года назад. Запуск влетел в копеечку - инвестиции составили 400 млн долларов (больше 26 млрд рублей по нынешнему курсу ЦБ). В автограде выпускали две модели - Ford Fiesta и Ford EcoSport. Официальный старт серийного производства, оптимизированного под российские реалии, EcoSport прошел буквально полгода назад, в июне 2018-го. Тогда представители компании рассказывали о современном роботизированном заводе, позволяющем выпускать порядка 115 тысяч автомобилей в год. Вручную выполнялось всего 60% работы, поэтому штат на предприятии не самый большой - всего около 1 000 сотрудников.

- Мы рады представить новый Ford EcoSport в России, мы учли пожелания наших потребителей и можем предложить техническое оснащение и комплектации, адаптированные специально для нашего рынка. Мы также неустанно работаем над повышением эффективности производства и локализацией, чтобы делать наши продукты доступными. Я уверен, что благодаря усилиям всей компании «Форд Соллерс» позиции Ford EcoSport значительно укрепятся в самом быстрорастущем сегменте SUV (внедорожники и универсалы. - Ред.), который является для нас стратегически важным, - отмечал тогда президент компании Адиль Ширинов.

Многие автолюбители уже тогда весьма скептически отнеслись к новинке, называя стоимость «кусачей» - 959 тысяч рублей в стандартной комплектации. При этом за меньшие деньги можно взять отечественную Lada Xray за 810 тысяч рублей и порядочно сэкономить на ремонте - запчасти для иномарок всегда обходятся гораздо дороже.

В ноябре этого же года Ford Sollers и вовсе остановил завод в Челнах. Причиной представители компании называли выполнение производственного годового плана - все заказанные транспортные средства были изготовлены и отправлены клиентам в дилерские центры. О корпоративном отпуске, довольно часто используемом на том же «КАМАЗе», речи не идет, подчеркивали на Ford Sollers, - работа не останавливается, часть сотрудников отправлена на завод в Елабугу.

Но остановка конвейера была далеко не первым сигналом о том, что ожидания инвесторов оказались несколько оптимистичнее реалий, в которых существует автомобильная промышленность России. Реструктуризация на производстве в Челнах планомерно ведется уже не первый год, что подтверждают сокращения в Ford Sollers, проходившие в 2017 году.

Тогда на заводе запустили программу «добровольного увольнения». Сотрудникам, занимающим офисные должности, предлагали уйти по собственному желанию и получить в качестве бонуса пятимесячный оклад. Что многим показалось выгодным предложением, так как при сокращении платят только три оклада. В компании существование подобной программы подтвердили, отмечая, что идет работа на среднесрочную перспективу, а «штат и структура бизнеса приводятся в соответствие с текущим спросом и ожиданием по рынку». Какое количество сотрудников решили принять участие в программе, осталось неизвестным.

Давать прогноз по последствиям возможного закрытия завода в Челнах преждевременно, отмечает председатель правления машиностроительного кластера республики Сергей Майоров, - решение еще не принято.

- Давайте надеяться, что этого не произойдет. Зачем забегать вперед? Когда будет конкретная информация, можно будет разговаривать. Пока есть очень большая надежда, что этого не случится, - резюмирует он.

В Ford Sollers варианты реструктуризации бизнеса в России не раскрывают. При этом автоконцерн в России явно обладает избыточными мощностями - при продажах на отечественном рынке в районе 50 тысяч автомобилей в год мощность трех заводов СП превышает 300 тысяч машин. Но любые изменения направлены на повышение эффективности совместного производства, которую можно достичь за счет наиболее прибыльных сегментов - легких коммерческих автомобилей (Transit) и внедорожников с универсалами. При таком раскладе даже при сужении модельного ряда площадка в Елабуге находится вне зоны риска. Чего нельзя сказать о Челнах.

Transit и внедорожники компании (за исключением EcoSport) востребованы в России, считает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. Но в сегменте легковых автомобилей Ford проигрывает локальным брендам за счет более низких цен. При подобном раскладе ликвидация или переориентирование одного из заводов станет вполне закономерным решением. Есть вероятность, что закрыта будет именно площадка в Челнах, так как в автограде производят наименее продаваемые модели Ford в России.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Влад
В мире устойчиво растет спрос на электромобили, зачем нам технологии начала середины 20-го века? Понятно, наша власть всеми силами пытается затормозить развитие нашего общества, прикрываясь государственными интересами, интересами узкой прослойки приближенных к ней. Мол интересы дерепаски важнее чем благосостояние какого-то там простого Ивана или допустим Айсылу. Умело так, сплотившись морочит всем нам головы. Автомобили с ДВС это же уже полный отстой, болезни и бесконечные затраты для их владельцев!
6
0
Ответить

Рустем
Пока мы будем страной,добывающие и экспортируюшие углеводороды, ни о каких массовых электромобилях речи быть не может.
1
0
Ответить

Влад
@Рустем Не, это ни причем. Норвегия экспортирует и нефть и газ тоже. Отсутствие гражданского общества в России вот в чем причина. Это когда народ как таковой, по факту не имеет никаких здесь прав,и никак не влияет на происходящее. А "наша" власть управляет нами, как внешним силам угодно, успешно поддерживая имидж России как банановой республики.
5
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite