«Татарские музыкальные телеканалы — это просто какой-то «магазин на диване»

Поговорили с Ильясом Гафаровым о творчестве и качестве артистов.
Поговорили с Ильясом Гафаровым о творчестве и качестве артистов.

Первый и долгое время единственный татарский музыкальный лейбл Yummy Music отмечает сегодня, 28 марта, седьмой день рождения. В преддверии этого события журналист KazanFirst встретилась с его бессменным руководителем Ильясом Гафаровым. В интервью нашему изданию он вспомнил самые успешные проекты лейбла, рассказал про TAT CULT FEST и объяснил, почему татарские музыкальные телеканалы — это магазин на диване.

— Уверена, день рождения лейбла — важный день для вас. Поздравляю!

— Мы символически отмечаем этот день каждый год, чтобы самим себе и нашим слушателям создать еще один праздник. Это прежде всего повод выложить новую музыку, представить новые проекты, обозначить начало нового музыкального сезона. 

— Расскажите, с чего начиналась ваша история и о тех, кто стоял за созданием лейбла. 

— В 2012 году Yummy Music создавался как музыкальная студия, которая объединит вокруг себя музыкантов, желающих что-то менять в современной татарской музыке. Здесь были представители самых разных направлений, начиная от рэпа, r&b, вплоть до разновидностей джаз- и рок-музыки. Мы с удовольствием сотрудничали и с поп-артистами, ведь поп тоже бывает качественным и интересным. Допустим, день назад на студии мог писаться рэп-альбом, на следующий день новая песня Гульназ Батталовой, а еще на следующий — какой-нибудь кумыкский фьюжн, и это было нормально. Послушайте трек «Барыбер тере» 2012 года.

«Татарские музыкальные телеканалы - это просто какой-то «магазин на диване»

— То есть вы не думали, что это ваше объединение выльется в такой вот лейбл? 

— Да, изначально мы собрались, чтобы делать, как сейчас модно говорить, новый контент. Мы и не предполагали, что это станет чем-то большим. Мы писали такую музыку просто потому, что это было необходимо нам самим, потому что понимали, что никто, кроме нас, этого не сделает. Либо сделают что-нибудь ради галочки, как у нас обычно бывает. Мы работали над записями, аранжировками, текстами, подачей каждого трека. Первые релизы тоже начали появляться не сразу. Пробовали различные коллаборации с музыкантами, чтобы нащупать новое звучание татарской музыки. Писали музыку вопреки законам местной эстрады, опираясь на наследие наших отцов и вдохновляясь западными шедеврами. Послушайте трек «Бөдрә таллар» 2012 года.

— Все время говорите «мы». Кто это был? 

— Изначально в постройке студии участвовали я, Ильнар Фатихов, Ильдар Карим, Ильназ Хайбуллин и наши друзья — казанские музыканты. Люди из самых разных областей, которые, так или иначе, были вдохновлены этим «стартапом». Спустя семь лет, конечно, пути некоторых разошлись, но отнюдь не в худшем направлении. Ильнар гастролирует с Элвином Греем, Ильназ строит карьеру в театре и так далее. Никто не ушел из профессии, и это радует. Саундпродюсеры Айнур Шарапов, Юра Федоров, Линар Ризатдинов участвовали в становлении отдельных проектов. Послушайте трек «Чыгып-чыгып» 2012 года.

— Кто-то из них еще работает здесь?

— Из тех, кто строил студию, остался я один. Но лейбл — это далеко не студия, поэтому эти этапы стоит четко разделять. Сейчас у нас в команде специалисты по самым разным направлениям: звукорежиссура, видео-продакшн, маркетинг и концертный менеджмент. Идеология, стратегия по-прежнему лежат на мне, но я советуюсь с каждым своим коллегой. 

«Татарские музыкальные телеканалы - это просто какой-то «магазин на диване»

— Давайте вместе пройдемся по конкретным этапам вашей истории и вспомним все самое яркое и запоминающееся. Первым обозначим создание студии и ее развитие до самостоятельного лейбла. Второй этап? 

— 2014 год. Нам доверили организацию музыкальной программы фестиваля «Мин татарча сөйләшәм» (далее — «М.Т.С.»). До этого на сцене выступал скорее поток желающих, их отбором занимались только журналисты. Как это было до 2014 и как стало после — это два разных подхода к организации фестиваля. Мы привлекли классных инициативных ребят не только из музыкальной индустрии, но и таких направлений, как кино, концертный менеджмент, реклама. Достаточно вспомнить, что ролик М.Т.С. 2014 года снимал ныне участник Каннского фестиваля Айдар Шарипов.

— Я вспомнила, что на своей большой пресс-конференции Элвин Грей говорил, что не откажется выступить на «М.Т.С.», если вы его позовете. Такое возможно? 

— Почему бы и нет? Самое главное условие «М.Т.С.» — это петь «живьем», без фанеры, соответствовать тому жанру, который ты представляешь. Лайн-ап фестиваля еще не объявлен. До 26 апреля есть время, так что все возможно.

«Татарские музыкальные телеканалы - это просто какой-то «магазин на диване»

— Итак, этап третий. 

— Это работа над релизами отдельно взятых резидентов. Когда сформировались команды и музыкальные коллективы, мы начали работать над материалом, который станет их визитной карточкой. Чтобы продвигать музыкальный проект, из него надо сделать продукт. Продукт — это не только музыка, это и образ, и визуальный ряд, и отношения со слушателем. У рок-сцены своя аудитория, у рэп-сцены — своя, у world music — своя. И тут каждому нужен свой подход. Оскар и его ребята (ныне Gauga) стали первопроходцами в этой сфере, выпустив первые клипы, от которых пошли мурашки по коже, и сыграв серию очень атмосферных концертов в малом зале театра Камала. Признаюсь, я и сам, продюсируя все это, сильно вырос профессионально.

— Можете назвать самые  успешные коммерческие проекты на этом этапе? 

— В нашем каталоге — более 200 треков, выпущенных нами. Для нас успех каждого проекта — это всегда совокупность нескольких факторов. Мы оцениваем успех не только с точки зрения «продажи» артистов на мероприятия, но и отзывов слушателей, влияния на тенденции локальной сцены, признания в профессиональных кругах. Если включить местные музыкальные телеканалы, то это просто какой-то «магазин на диване», в котором ты можешь выбрать себе тамаду и певца на юбилей в разной ценовой категории. Отсюда и редакционная политика — заработать не на рекламе и качественной аудитории, а на деньгах, полученных с ротации песен или клипов, — неважно, какого они качества. Нашим ребятам постоянно приходят коммерческие предложения — типа «купи ротацию своей песни за 30 000 в месяц и будь счастлив», но никто не спешит раскрывать реальные рейтинги среди аналогичных медиаканалов. Ни для кого не секрет, что аудитория многих популярных пабликов сейчас «бьет» аудиторию любого телеканала, особенно среди молодых и активных людей.

— И все же есть те проекты, которыми вы по-настоящему гордитесь. 

— Я горжусь всеми релизами, которые мы выпускали и выпускаем по сей день. Kosmostan сайд-проекта Зули Камаловой, мегасингл «Җибәрмә» от четырех независимых артистов, готовящийся альбом группы Juna — они все занимают особое место в современной татарской музыке. Даже проекты, в которых мы выступаем гострайтерами (TATARKA, например) — они все пишутся от сердца, с диким энтузиазмом, с четким посылом в будущее, где наша музыка должна занять свое место в глобальном музыкальном мире.

— Что выделяется в четвертый этап?

— Четвертый этап — это TAT CULT FEST. Мы взяли на себя большую ответственность — объединить на одной площадке все самое интересное, что происходит в области современной татарской музыки, театра, искусства в целом. Если раньше фестивали татарской музыки «международного масштаба» опирались на таких «хедлайнеров», как «На-На» и Бари Алибасов, группа «Премьер-министр» или любая другая из Москвы, то сегодня такой цирк уже не пройдет. 2018 год однозначно остался за дуэтом АИГЕЛ или такими самородками, как AYGYUL и Ислам Сатыров, чьи выступления на нашем фестивале лишний раз доказали этот факт. Татарская музыка на Первом канале или в журнале «Афиша» и Rolling Stone — это уже не проплаченная продюсерская история, а история успеха независимых артистов, которые органично вливаются в любую музыкальную волну. Мы ориентируемся на такие истории, благо позитивных примеров из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии или Мордовии предостаточно. Интернет не только обанкротил CD-магазины, но и повернул музыкальную индустрию в новое русло. Рано или поздно всем придется с этим смириться.

«Татарские музыкальные телеканалы - это просто какой-то «магазин на диване»

Наша музыка есть на iTunes, Google Play, Яндекс.Музыке, Bandcamp, Spotify и других платформах. Если понадобится, выпустим и на виниле. Способ доставки сейчас играет второстепенную роль. Например, мы запустили марафон релизов перед нашим днем рождения и сейчас каждый день выпускаем по новому треку. Завтра придумаем что-нибудь новое, ведь теперь между нами и нашими слушателями нет никаких преград.


Слушайте также плейлист  Yummy Music


— Вы еще не отчаялись предлагать свой продукт на ТВ и радио? Ведь долгие годы вам говорят, что это неформат.

— Мы отчаемся, когда перестанем писать новые песни. Меня вдохновляет то, что делают ребята на студии. Кто-то из критиков свято верит лишь в академическое исполнение народных песен или классических композиторов, а я верю в наших ребят. Пусть они делают что-то совершенно иное от стереотипных представлений о татарской музыке. Но во всем этом есть ряд принципов, созвучных величайшим авторам и исполнителям нашего народа. Это глубокая внутренняя селекция материала, ответственность перед слушателем и отсутствие всяких стереотипов. Без этого нет творчества, без этого нет нас. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *