«Самозанятость не загоняет человека в рамки»

Челнинцы
Челнинцы, занятые бизнесом на дому, рассказали, какие страхи мешают им
легализоваться.

Новый экспериментальный налоговый режим на профессиональный доход, более известный как «налог на самозанятых», действует в четырех регионах России с начала 2019 года. Татарстан уже традиционно оказался в числе пилотных субъектов. Чуть менее чем за три с половиной месяца в республике в качестве самозанятых зарегистрировались порядка 8 тысяч человек, рассказал на встрече с челнинскими предпринимателями бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов. Общее число легализованных надомников в России уже достигло показателя в 65 тысяч человек.

В Челнах ситуация несколько скромнее — по данным на утро 12 апреля, зарегистрировано 1 025 самозанятых. Возможностью поговорить с представителями власти, однако, соблазнились далеко не все из них. Несмотря на то, что зал в молодежном центре «Нур» был полностью забит, на просьбу «поднимите руку те, кто является самозанятым», откликнулось лишь около 20-30 присутствующих.

«Самозанятость не загоняет человека в рамки»

Модератором встречи выступил Нагуманов, сразу обозначивший задачу — откровенно поговорить. Вторил бизнес-омбудсмену и мэр Челнов Наиль Магдеев, отметивший, что муниципалитет готов посодействовать горожанам в том, «чтобы закон эффективно мог работать».

— Для нас каждый из вас очень дорог. Это говорю искренне. Вы и только вы формируете благополучие города. Других нет и не будет. У нас любят иногда хорошую идею превратить в красивый отчет. Думаю, что в городе не должно быть такого. Четко написано во всех документах, что это дело добровольное. Дискредитировать эту идею не должно быть положено никому, — отметил глава автограда.

Еще в 2015 году президент России Владимир Путин дал поручение решить вопрос с самозанятыми гражданами, рассказал депутат Госдумы России от Татарстана Айрат Фаррахов. Сперва была введена патентная система. Но большого успеха добиться не удалось — патентный режим выбрали порядка двух тысяч предпринимателей по всей стране.

Идею и концепцию в итоге доработали, после чего возник новый налоговый режим на профессиональный доход. Он поможет решить такую важную для любого государства проблему, как теневой рынок.

«Самозанятость не загоняет человека в рамки»

— В целом особенность налоговой системы России состоит в том, что работодатель, принимая граждан на работу, платит достаточно большой, серьезный взнос за каждого гражданина. У нас очень серьезное налогообложение на труд и очень незначительное налогообложение на потребление. Это привело к тому, что в нашей стране достаточно серьезно развит теневой рынок. Для любого государства это большая проблема. Потому что это не только недополученный доход, это и проблема для граждан. Ведь каждый гражданин хотел бы работать в тех условиях, которые позволяют ему вести открытый, честный бизнес, — рассказал депутат.

После приветственных речей перешли к вопросам из зала. Специалист по рекламе и маркетингу Ксения Спиридонова рассказала, что ждала нового налога, чтобы зарегистрироваться, так как привыкла работать в правовом поле (чему способствует и отец — подполковник полиции в запасе). По работе часто приходится сталкиваться с фрилансерами, многие из них не спешат регистрироваться в новом статусе. Причина — им кажется, что ограничивают свободу.

— Самозанятость не загоняет человека в рамки. А дает ему возможность работать в правовом поле. На мой взгляд, рамок вообще нет никаких, — ответил Нагуманов, добавив, что просветительская работа сейчас ведется, но большое значение имеет именно сарафанное радио в среде самих предпринимателей.

«Самозанятость не загоняет человека в рамки»

В целом горожане положительно отзывались о новом налоге. Но вскрылись и некоторые нюансы. Один из участников встречи, частный сантехник, отметил, что 4 процента — довольно низкая налоговая ставка (налог предполагает уплату 4% с дохода при работе с физлицами и 6% — при работе с юрлицами). Но дело в том, что облагаемая налогом база — вся выручка, а не прибыль.

Зачастую получается так, что заказчик просит оказать какие-то услуги, для которых необходимо приобрести расходные материалы. Условный Вася-плиточник может получить заказ на 10 тысяч рублей, большая часть из которых уйдет на покупку самой плитки и плиточного клея.

За саму работу он получит примерно 4 000 рублей, с которых придется уплатить 400 рублей налогов. Таким образом, для Васи-плиточника налоговая ставка вырастает до 10%. С похожей ситуацией могут столкнуться кондитеры, сантехники, таксисты, вынужденные чинить и заправлять автомобили, представители многих других профессий.

«Самозанятость не загоняет человека в рамки»

Спору нет, это все еще ниже 13% НДФЛ и гораздо проще мороки с регистрацией и отчетностью ИП. Но станет ли Вася-плиточник, до этого спокойно получавший вознаграждение наличными на руки, заморачиваться, чтобы еще и потерять около 10% прибыли? Взамен же он получает только одно — уверенность, что его не обвинят в незаконной предпринимательской деятельности.

Сразу несколько предпринимателей задавали один и тот же вопрос, касающийся взаимодействия с самозанятыми: законно ли будет перевести сторожей на стоянке на новый налоговый режим (можно, если они не работали в течение двух последних лет на этого работодателя), может ли учредитель ООО заниматься другой деятельностью в качестве самозанятого (может, но не пользуясь ресурсами компании), перестанут ли платить пособие на ребенка-инвалида, если родитель начнет деятельность, зарегистрировавшись в новом статусе (нет, не перестанут).

Ответы внушали оптимизм собравшимся горожанам. Но ложку дегтя добавила представительница одной из бухгалтерских компаний Челнов. Предпринимательница вспомнила те времена, когда в стране только появился такой режим, как «индивидуальный предприниматель». Вводили его с той же целью — помочь выйти из тени тем, кто не мог потянуть обязательства и объемы юридического лица. Тогда ИП тоже считалось самым простым способом ведения предпринимательской деятельности (который сейчас оброс десятками видов отчетностей).

«Самозанятость не загоняет человека в рамки»

— Тогда была мода всех сотрудников переводить в ИП, меньше платить. А потом начали доначислять налоги. А не будет ли такая же переквалификация в трудовой договор при работе с самозанятыми? Получится, что юридическое лицо должно было удержать 13% НДФЛ, заплатить 30% обязательных взносов. Люди пытаются заплатить поменьше, кто-то будет использовать эту фишку — вот ты самозанятый, только пришел, начинай работать. Есть большая доля вероятности, что при выездных проверках будет переквалификация. И попадут опять на деньги субъекты МСП, — рассуждала горожанка.

Ситуацию довольно просто «притянуть», заметила предпринимательница. К примеру, если самозанятый подчиняется внутреннему рабочему распорядку (приходит на работу в офис вовремя для выполнения каких-то работ), то он уже может считаться наемным работником. Что в перспективе может вылиться для компании в необходимость уплаты 43% от его зарплаты, а также штрафов и пени. Горожанка попросила снизить такие налоговые риски для тех организаций, которые работают с самозанятыми. Выходом могли бы стать точные критерии, которые отделяют самозанятых от наемных рабочих.

«Самозанятость не загоняет человека в рамки»

Такие критерии уже есть, отметил Нагуманов, они разработаны, но носят пока рекомендательный характер. Налоговая инспекция же пока оставляет себе «поле для маневра», так как жесткое разделение позволит ООО пользоваться подобной практикой для оптимизации налогов. Экспериментальный налоговый режим же предназначен для другой цели — дать возможность выйти в легальное поле желающим подзаработать горожанам.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *