Плохие законы увеличивают долги по коммунальным платежам

Как крупным энергокомпаниям Татарстана мешают жить УК
Как крупным энергокомпаниям Татарстана мешают жить УК, ТСЖ и смежники.

Специалисты и эксперты в сфере энергетики собрались на «круглый стол» в Казани, чтобы обсудить актуальные вопросы по взысканию задолженности за поставленные коммунальные ресурсы и услуги. На сегодня долги за ЖКУ в Татарстане составляют более 6-7 млрд рублей. 

Один из участников встречи — предправления ассоциации «Объединение потребителей и поставщиков энергоресурсов «Надежный партнёр» Андрей Романчук рассказал об инструментах для взыскания долгов. Среди них всевозможные организации, в базу данных которых стекается информация по компаниям-потребителям энергоресурсов. Эти сведения туда поставляют со всей России около 100 ресурсоснабжающих организаций. Подобные системы позволяют влиять на потребителей и заставляют их платить по счетам. 

Плохие законы увеличивают долги по коммунальным платежам

— Мы понимаем, что в каждой организации есть приоритеты по платежам. И платежи перед энергетиками, как носящие системный характер, должны иметь приоритетный характер. У нас многие считают, что с энергетикой не надо рассчитываться, или рассчитываются не вовремя, не в срок и так далее. Вот чтобы подобного не происходило, нужно пользоваться системами, подобными «Спарк-мониторинг платежей». Расчёты перед нами тоже влияют на уровень кредитного рейтинга жилищной организации. Все данные, которые агрегируются и передаются в систему, попадают к топ-100 крупных банков России. Они являются потребителями этих данных, — рассказал Андрей Романчук. 

По его словам, сейчас в системе находится более 600 тысяч юрлиц, из которых у 400 есть кредитный рейтинг. Он влияет на положение компании при участии в торгах, при кредитовании либо в страховании. 

Плохие законы увеличивают долги по коммунальным платежам

Замгендиректора «Татэнерго» Олег Зверев добавил, что у ресурсоснабжающих организаций бывают проблемы с оплатами, в которых виноваты как ТСЖ, так и некоторые смежные сетевые организации. 

— Есть небольшие жилищные организации, по которым практически непонятно, как они готовят свой жилой фонд к зиме, а ответственность за отопление потом ложится на энергоснабжающие компании и на исполкомы городов. Есть ещё смежные сетевые организации — это такие коммерческие структуры, которые берут в аренду небольшие участки тепловых сетей жилых домов, которые только-только были сданы, и фактически не занимаются ими, — сетовал топ-менеджер «Татэнерго».


Читайте также: «Татэнерго» уберет с рынка недобросовестных игроков через Госдуму


Зверев рассказал, что татарстанская компания работает с «Бюро кредитных историй». Большинство тех организаций, данные о которых «Татэнерго» внёс в базу этой фирмы, «практически полностью долги погасили или же погашают по графику». 

— Информацию об этом мы пропагандировали среди управляющих компаний, — сообщил Олег Зверев. 

Плохие законы увеличивают долги по коммунальным платежам

Главный жилищный инспектор Татарстана Сергей Крайнов занял необычную для своего надзорного ведомства позицию. Он рассказал, почему люди порой отказываются платить, и причина этого — несовершенство в расчёте оплаты за коммунальные услуги. 

— Причин неплатежей у населения на самом деле очень много. Раньше за хозяйственной деятельностью управляющих организаций был надзор. Но в 2005 году был принят новый Жилищный кодекс, а до него при Минстрое была специальная организация, которая проверяла финансово-хозяйственную деятельность управляющих организаций, которые не были частными «ООО», смотрела, как расходуются средства. Сейчас за ними никакого надзора нет, потому что по закону не положено. И это неправильно. Поэтому есть возможность у УК, я не говорю обо всех, а только о недобросовестных, свои деньги направлять куда угодно, — рассуждал Сергей Крайнов. 

Плохие законы увеличивают долги по коммунальным платежам

Тень сомнения в добросовестности финансовой деятельности есть и у ТСЖ с ЖСК.  

— Мы все с вами прекрасно понимаем, что очень много ревизионных комиссий, которые есть у этих организаций. Там есть и свой сват, и свой брат, и свой кум. И все эти ревизионные комиссии работают чисто формально. Это одна из больших проблем. Если бы на федеральном уровне поменялось законодательство, то была бы возможность планово контролировать финансово-хозяйственную деятельность, особенно у тех организаций, по которым возникли большие платежи, — говорил главный жилищный инспектор республики. 

Затем он перешёл к теме о несправедливых начислениях за коммунальные услуги. 

— Например, в 100% многоквартирных домов установлены общедомовые приборы учета. Что это такое? Это совокупность всех приборов, измеряющих все ресурсы, которые поступают в дом. Если нельзя померить весь этот ресурс, то считается, что дом не оборудован. В МКД, у которых на первых этажах располагаются большие магазины, аптеки поликлиники, есть большое потребление. Скажем, у магазина «Пятёрочка» есть свой режим работы, двери открываются и закрываются постоянно, большие витрины, высокие потолки. А начисление платы за ресурсы по дому формулируется следующим образом: у дома есть свой узел учета, который измеряет тепло, поступившее на жилую часть, и есть прибор, считывающий тепло в нежилую часть. И всё это складывается, потом делится на общую площадь в доме. Получается, что жители начинают нести нагрузку за этот самый магазин и так далее, — рассказывал Сергей Крайнов. 

Плохие законы увеличивают долги по коммунальным платежам

Если говорить о поликлиниках в жилых домах, то там вообще должен быть учтён специальный температурный режим, плата за который так же распределяется между рядовыми жителями этого дома.  

— Вот эти вещи никак не урегулированы и вызывают раздражение и у некоторых управляющих компаний, особенно у ТСЖ и ЖСК, и они отказываются платить и не согласны с начислениями, — резюмировал спикер. 

Есть вопросы по начислению оплаты за горячую воду. Эта строка расходов на сегодня до сих пор не урегулирована. Например, летом происходит следующее — половина собственников жилья уезжают из квартир на дачи. А при циркуляции горячей воды потери тепла идут во всех квартирах, но оплачивают только те, кто эту воду потребляет, те, кто открыл кран. 

— На них и ложится цена за обогрев воды во всех квартирах их дома, — добавил Сергей Крайнов. 

Инспектор рассказал, как недавно выезжал с инспекцией в Лениногорск и Альметьевск. Он там столкнулся со случаями, когда цена за кубометр горячей воды летом достигала 400, 500 и даже 600 рублей. Когда в семье есть два ребёнка и норма потребления воды летом доходит до 10-12 кубометров, такие расходы отказываются оплачивать. 

Плохие законы увеличивают долги по коммунальным платежам

Всего этого можно было бы избежать, будь у Госжилинспекции возможность использовать законодательную норму, которая позволяет присваивать статус «грубые нарушения» тем управляющим компаниям, долги которых перед ресурсоснабжающими организациями превышают двухмесячные платежи. 

— Мы, к сожалению, ещё ни разу не смогли применить эту норму, потому что нам, как правило, предоставляют только информацию о задолженности управляющих компаний в целом. А мы можем применить закон по каждому дому отдельно. Далее — сама задолженность должна быть подтверждена либо судебным решением, либо той стороной, которая не оплатила после начала действия закона 26 сентября 2018 года, — сетовал Крайнов. 

По его замечанию, пока ни одна ресурсоснабжающая компания такие данные не направила в Госжилинспекцию РТ.


Читайте также: Как зарабатывают на поставке тепла в Казани


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *