Садоводы Татарстана разобрались с коррупцией

Дачники сами проконтролируют расходование бюджетных средств внутри СНТ.
Дачники сами проконтролируют расходование бюджетных средств внутри СНТ.

Садоводы — народ общительный. Они охотно ведут разговоры между собой даже на серьезных форумах. Поэтому журналисту KazanFirst в актовом зале Минсельхозпрода РТ прямо во время конференции Союза садоводов Татарстана удалось услышать очень интересный разговор. Рядом сидящие три председателя СНТ вполголоса обсуждали выполнение работ по программе софинансирования внутри обществ. Интересной эта беседа была прежде всего вот почему. Программа государственного софинансирования для садоводов была запущена в республике лишь в прошлом году. Союз садоводов и Минсельхозпрод Татарстана долго согласовывали саму схему работы. Все вопросы решили к декабрю. А деньги в общества пошли только 25 декабря. 

Садоводы Татарстана разобрались с коррупцией

Принять участие в программе смогли всего 14 СНТ из более 900 по республике. Они приняли необходимое решение на общем собрании о подготовке сметы и других документов. Из бюджета по принципу два государственных рубля на каждый потраченный рубль садоводов на перечисленные работы ушло всего 32 миллиона. Для казны Татарстана — копейки. Казалось бы, что в этой ситуации могут обсуждать председатели? Ну слишком долгую волокиту с согласованием процедуры, ну мизерный охват обществ… А говорили о коррупции. Когда выделяются государственные деньги, то очень важно, кто выбирает подрядчиков для выполнения финансируемых казенными рублями работ. По закону проводится тендер. Но садоводческое общество — особый случай, это не государственный объект, а некоммерческое объединение. И законодательство о тендерах на СНТ не распространяется. И председатели шептались о том, как быстро ориентируются в ситуации чиновники.

Мигом появились «недобросовестные освоители»

— Подрядчиков не мы выбираем, их нам глава района назначает! Показывает пальцем: вот он тебе будет ремонтировать дорогу, а вот он — водопровод! Не согласишься — деньги из бюджета не придут. А во всех фирмах, которые он называет, у него свои люди. И получается, что работы по программе софинансирования у нас реально выполняются на наш рубль. А два рубля из бюджета перекладываются из кармана в карман. Из «своего» бюджета чиновник их перекладывает «своему» исполнителю, — рассказывал один из председателей. 

Соседи соглашались, напоминали, что и цены на услуги подрядчиков и качество их работы тоже остаются фактически в ведении местных чиновников. 

Садоводы Татарстана разобрались с коррупцией

Интересный разговор анонимов подтвердил председатель зеленодольского СНТ «Заря» Борис Сысойкин. Причем не шепотом, а громко с трибуны конференции:

— Владимир Федорович (Дейнекин, председатель Союза садоводов. — Ред.) тут сказал про коррупционную составляющую. У меня сложилось такое впечатление, что с введением государственной целевой программы софинансирования немного с нами поступают лукаво. Нам говорят: вы рубль внесите, а мы вам к вашему рублю два добавим. Но очень четко прослеживается, что работы выполняются на тот рубль, который мы вложили, а два рубля перекочевывают в неизвестном направлении. Неизвестно, кто конечный получатель. Потому что на процедуру выбора подрядчика мы — председатели обществ — никак не можем повлиять. Союз садоводов не может. В приемке работ участвовать не можем. Выбор подрядчика, хочу это отметить, проводят без конкурсных процедур. По непонятному признаку. И имеет место завышение сметной стоимости работ. В частности, в Набережных Челнах при ремонте дорог, — рассказал Сысойкин. 

Он оригинально обозначил тех, кто реально получает деньги по программе софинансирования: «недобросовестные освоители бюджетных средств». И напомнил, что деньги из казны — это деньги налогоплательщиков, в том числе тех же садоводов. Выступление Сысойкина сопровождалось репликами из зала: «Да! Так и есть!».

Садоводы Татарстана разобрались с коррупцией

«А Союз садоводов запрещает!»

Следом за Сысойкиным на трибуну вышел руководитель Пестречинского отделения Союза садоводов Наил Гайнуллин:

— Подрядчиков выбираете вы, — сказал он делегатам, имея в виду председателей и правления обществ. — Или вы приходите к нам (в Союз садоводов. — Ред.), а мы рекомендуем какую-то из тех организаций, которая уже проверена на практике, имеет лицензию, необходимые разрешения на работы, состоит в СРО и так далее.

— Не было такого! Еще ни разу не было такого! — зашумели председатели в зале, но установка от Гайнуллина им понравилась. Однако тут в зале, встав с места, женщина-председатель одного из СНТ (она не представилась) громко, в микрофон спросила:

— Уточните все-таки, чей будет подрядчик: наш — выбранный правлением СНТ, или ваш — рекомендованный Союзом садоводов?

Далее женщина рассказала, что сейчас ее упрекают в том, что ее общество не включилось в программу софинансирования в прошлом году, а так получилось, потому что запретили пользоваться услугами «своего» подрядчика.

— Кто запретил? — тут же спросил удивленный Дейнекин.

Садоводы Татарстана разобрались с коррупцией

— Союз садоводов! Мы сейчас ждем, какого подрядчика вы нам назначите. У нас на счету 500 тысяч рублей, мы хотим трубы поменять, — сообщила женщина.

То есть выяснилось, что сам Дейнекин и запретил. У председателя Союза вытянулось лицо. В зале грянул хохот. 

— Я же сам добиваюсь, чтобы подрядчиков искали садоводческие товарищества, — объявил Дейнекин, давая понять, что в разговоре с возмутительницей спокойствия произошло какое-то недоразумение, что он был неправильно понят. Так и уяснили, что исполнителей работ обязаны подыскивать правления обществ, а не чиновники.

Контроль за вами, садоводы

Далее заговорили о том, кто должен контролировать ход и качество выполняемых работ. Дейнекин посетовал на то, что в профильных министерствах отказываются брать на себя контроль за ремонтом дорог, электролиний и водопроводов. Это даже воодушевило министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова:

— Они отказываются? Все, значит, по программе софинансирования вы будете работать только с Минсельхозпродом, — объявил министр. 

Гайнуллин сообщил, что для контроля за подрядчиками:

— Союз садоводов предлагает создать комиссию из членов правления СНТ. Вы сами должны контролировать эту работу. В комиссию включить представителя исполкома района из отдела архитектуры и строительства.

Садоводы Татарстана разобрались с коррупцией

Так садоводы уяснили, кто на самом деле должен следить за освоением бюджетных средств. Чтобы не было «недобросовестных освоителей». Кстати, один из председателей поделился ценным опытом с коллегами. Он в прошлом году не стал слушать чиновников, а сам подобрал подрядчика из четырех фирм-претендентов. Заодно снизил стоимость работ с 1,7 до 1,2 млн рублей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *