Сговорились: картельные соглашения - главная болезнь бизнеса

За сговоры в сфере закупок Татарстанское УФАС выписывает многомиллионные штрафы.

Автохлам, картели и рекламные «скороговорки» - реалии современной жизни и основные виды нарушений, с которыми борется Татарстанское УФАС. На ежеквартальных публичных обсуждениях сотрудники службы и контрольно-надзорных органов рассказали о том, как нарушают закон в сфере госзакупок, конкуренции, рекламы и со стороны властей.

В 2017 году президент России Владимир Путин подписал указ об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, который провозгласил её развитие приоритетным направлением деятельности для всех органов власти. Был разработан Национальный план, в котором заложены меры по развитию конкуренции: снижение доли участия государства в конкурентных отраслях экономики, развитие частного бизнеса, сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны власти.

- До 2020 года необходимо обеспечить наличие во всех отраслях экономики, за исключением сфер деятельности естественных монополий, не менее трех хозяйствующих субъектов, причем один из них должен относиться к частному бизнесу, увеличение доли закупок, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, в два раза по сравнению с 2017 годом, - говорит Гузель Шафигуллина, заместитель руководителя Татарстанского УФАС.

Все эти меры должны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, снижение цен и повышение качества товаров, услуг и выполнения работ. Конечно, предприниматели и сами должны к этому стремиться. Избегать нарушений антимонопольного законодательства. С начала года Татарстанским УФАС заведено 20 дел, из которых рассмотрено 16. Выдано 14 предупреждений и 12 предписаний. Возбуждено 58 административных дел, взыскан 41 штраф на сумму более 16 млн рублей.

- Обращает на себя внимание то, что семь дел из 16 рассмотрены в сфере строительства, включая дорожное строительство (сговоры и злоупотребления), - замечает Сергей Павлов, заместитель руководителя Татарстанского УФАС. - Одно дело находится на стадии рассмотрения. Все они, так или иначе, связаны с ограничением конкуренции либо со стороны заказчиков, либо со стороны участников торгов по обслуживанию, содержанию объектов дорожного хозяйства, либо сопутствующих объектов, которые установлены по дорогам регионального значения. Есть несколько дел, связанных со сговорами между заказчиками и исполнителями государственными контрактами. Не знаю, к счастью или к сожалению, в Татарстанском УФАС России не возбуждено ни одного уголовного дела по заключению соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Среди административных дел 47% касаются заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентных соглашений, 12,8% - нарушения правил недискриминационного доступа к ресурсоснабжающим сетям, а также нарушения порядка проведения закупок. 

- Динамика штрафов соответствует динамике привлечения к ответственности. Самый крупный штраф взыскан по картельным делам на общую сумму порядка 12 млн рублей. Если разделить на среднюю сумму, выходит, что один штраф свыше 350 тысяч. Разбивка включает как должностных, так и юридических лиц, - подчеркивает Павлов.

Картельные соглашения составляют основную веху дел, рассмотренных антимонопольным контролем. За 2019 год возбуждено семь дел по сговору, в том числе по поддержанию цен на торгах. Например, ООО «Барсэлитстрой» и ГУП РТ «Татлизинг» заключили картельное соглашение о поддержании цен на четырех торгах на выполнение строительно-монтажных работ с общей начальной ценой контракта свыше 628 млн рублей. Еще одно дело было в медицинской сфере. ООО «Универсал Мед Сервис», ООО «Проф Мед» и ООО «Вигор» достигли картельного соглашения, в рамках которого цены на 33 аукционах поддерживались в электронной форме. 

Другой заместитель руководителя Татарстанского УФАС Игорь Павлов остановился на нарушениях со стороны органов власти. 

- Среди основных выделяются бездействие власти, повлекшее за собой самовольное использование хозяйствующим субъектом земельного участка, отсутствие муниципального контроля за размещением рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов и нарушение порядка предоставления имущества, земельных участков публичной собственности без проведения торгов, - рассказывает Игорь Павлов.

Больше всего претензий со стороны антимонопольщиков к властям по земельным вопросам. Например, они часто не проводят торги, необоснованно отклоняют заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды, не предоставляют возможности возврата участка из пользования хозяйствующих субъектов по истечении договора аренды, не контролируют целевое использование и внесение арендной платы за право пользования земельными участками.

Кроме того, власти выявляют факты дискриминации при предоставлении субсидий. 

- Иногда устанавливаются требования, что получатель в обязательном порядке должен быть зарегистрирован на территории соответствующего муниципального района. Указанное ограничение не соответствует требованиям действующего законодательства и является нарушением статьи 15 закона «О защите конкуренции», а именно как раз создание дискриминационных условий. Кому-то можно, кому-то нельзя, - говорит Павлов.

УФАС особое внимание уделяет рекламной сфере. Среди основных нарушений закона «О рекламе» её распространение на квитанциях, реклама дипломов и курсовых работ, быстрое озвучивание условий предоставления услуг или рекламные «скороговорки» и автохлам.

- Самое массовое нарушение сегодня в сфере рекламы - это так называемый автохлам. К сожалению, оставляются старые автомобили, на которых размещается реклама. Их паркуют на газонах, проезжей части, тротуарах, крышах домов. Это проблема не только антимонопольной службы, органов исполнительной власти, муниципальных образований. Это как минимум не красит наши города и села. К сожалению, это приобретает массовый характер, - говорит руководитель Татарстанского УФАС Айрат Шафигуллин.

Реклама на авто имеет свои определенные технические требования. Например, если на машине размещено объявление и она едет, то все нормально. Если же авто с плакатом или вывеской стоит сутками или на день его поставили, а ночью забрали, то это считается незаконной рекламой.

Руководитель республиканского УФАС отмечает, что борьба с автохламом - это совместная работа антимонопольной службы с местной властью и подразделением ГИБДД.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
здоровый
Надо владельцев разбитых машин с рекламой в самозанятые перевести и они станут легальными
1
0
Ответить

Историк
Что-то раньше татарстанский УФАС поактивнее был, даже на большую тройку сотовых операторов замахивался
0
0
Ответить

Водитель
Как увидел слово "картель" подумал, что речь о колумбийских наркобаронах будет
0
0
Ответить

Радио
Эти скороговорки по радио правда выводят из себя
0
0
Ответить

Знаток
По земельным вопросам в муниципалитетах не только у антимонопольщиков вопросы должны возникать. Много еще контролирующих и надзорных органов, которые бы там много чего нашли
0
0
Ответить

неЭкономист
Гордились этими электронными торгами, а на деле получается, что и их можно обходить
0
0
Ответить

Внимательный
А у замглавы ФАС одна фамилия с чуваком, который на фото, ну этот бывший министр труда Шафигуллин. Совпадение?
0
0
Ответить

Народный контроль
Муниципальные власти надо контролировать так, чтобы глаз с них не спускать. Без проведения торгов земли раздают налево и направо
0
0
Ответить

Легислатура
За сговор между заказчиками и исполнителями госконтрактов не УФАС должен разбираться. Там надо уголовку заводить за такие дела
0
0
Ответить

Елена
Сами ужесточили закон о рекламе. Скороговорки вынужденная мера, кучу всего надо сказать при определенной рекламе. Не скажешь - штраф. Быстро говоришь - штраф, но меньше. Не догадываетесь?
0
0
Ответить

Монопольщик
И УФАС такие междусобойчики проводит каждые три месяца. Поболтали и разошлись. Как было так и останется
0
0
Ответить

Перспектива
@Монопольщик Антимонопольщики не ныть должны, что все плохо, а видеть ситуацию и предлагать решения. Законы многие не совершенны, не работают. Предложите, как можно их изменить, чтобы нарушения перестали возникать
0
0
Ответить

За рулем
А на это публичное обсуждение всех пускают? А вопросы там можно задавать, а то накопилась у меня пара-тройка к нашему УФАС
0
0
Ответить

Бизнесмен
Предприниматели к улучшению сами стремиться не будут. Задачи у них другие - побыстрее прибыль получить и отбить расходы. Авось прокатит и нарушений никто не заметит. Их тоже понять можно.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite