«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

Театры тюркских народов собрались в Казани
Театры тюркских народов собрались в Казани, чтобы показать свою самобытную
культуру.

В Казани проходит главный театральный фестиваль тюркских народов — «Науруз». В этом году его устраивают уже в четырнадцатый раз. Впервые фестиваль состоялся в 1989 году по решению Союза театральных деятелей СССР в Алма-Ате. После распада СССР он не проводился в течение пяти лет. Возрождение фестиваля случилось в 1998 году благодаря татарстанским инициаторам. С тех пор он «прописался» в Казани и стал проходить раз в четыре года, получив статус международного. С 2009-го «Науруз» проводят один раз в два года.  

— В республике проводится много фестивалей, но этот хочется отметить отдельно. Потому что он объединяет тюркские народы и их истории. Судя по масштабам, фестиваль активно растет. Мы свидетели того, что в прошлом году участниками мероприятия были 500 человек, в этом — 1 000. В чем же секрет? Все благодаря команде организаторов, — говорил в преддверии открытия фестиваля заместитель министра культуры Татарстана Дамир Натфуллин.

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

Что касается самих организаторов, то они называют резкое увеличение количества участников беспрецедентным. Хотя на недавних встречах камаловцев с журналистами заявлялось, что в этом году планируется принять примерно такое же число гостей, что и в прошлом, — 500 человек. Не испытывает ли театр неудобства от такого резкого увеличения гостей, спросили мы позднее у сотрудника театра.

— Нам придется нелегко, но мы постараемся провести все на высшем уровне. Такая несостыковка объясняется тем, что мы изначально определили участниками одно количество театров, а потом видели и другие хорошие работы и приглашали их к нам тоже. Теперь они украшают нашу афишу. Это все приятные хлопоты, — отвечают нам.

Что нового?

С традиционным вопросом о том, чего стоит ожидать от нынешнего фестиваля, обращаемся к главному режиссеру Камаловского театра и по совместительству художественному руководителю «Науруза» Фариду Бикчантаеву. Он рассказал о том, что делает этот фестиваль не похожим на предшествующие, но сразу оговорился, что пока рассказывать о каких-либо различиях трудно, ведь их будет видно лишь после показов спектаклей. Но как бы ни скромничал Бикчантаев, новенького на фестивале будет много.

— У нас есть новые участники — Узбекистан и Дагестан. Мы много лет добивались того, чтобы Узбекистан приехал к нам. Первый ход сделали сами — поехали к ним с гастролями. И, наконец, случилось — они приехали, — делится худрук.

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

Среди тех, кто на фестивале впервые, — театр из Румынии Nottara Theater и театр музыкальной комедии Худжанди из Таджикистана.

Впервые в истории «Науруза» пройдет шоукейс — для просмотра фестивальных спектаклей пригласят продюсеров из Франции, Германии, Норвегии, Венгрии, Ирана, Турции и Грузии.

— Формат шоукейса очень важен для нас. Мы хотим, чтобы известные театральные продюсеры обратили внимание на спектакли театров тюркоязычных стран, — объясняет Бикчантаев.

Ново и интересно еще и официальное продолжение — его образовательная часть в формате первого международного фестиваля национальных студенческих спектаклей «Науруз School». Он запланирован на период с 10 по 15 июня. Это в первую очередь проект для студентов молодых национальных театров и студий, которых организаторы хотят поддержать.

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

В рамках фестиваля, помимо показа постановок, пройдут открытые уроки, мастер-классы по актерскому мастерству и пластике от выдающихся педагогов.  

— Было бы интересно, если бы педагог из Якутии провел мастер-класс для наших татарстанских студентов. Такой обмен опытом, посмотрим, кто и как занимается со студентами. Приедет и Григорий Заславский (ректор ГИТИСа. — Ред.), чтобы провести мастер-класс, — рассказал Бикчантаев.

Башкирский театр — ты главный гость

В последние несколько лет «Науруз» проходит под эгидой одной из активных в театральном искусстве республик или стран тюрков. И если в прошлом году фестиваль был посвящен Якутии, то в этом — Башкортостану. Всего в фестивале примут участие шесть театров из соседней республики: Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури, Салаватский башкирский театр, Башкирский государственный театр кукол, Уфимский татарский театр «Нур», Стерлитамакское театрально-концертное объединение, Национальный молодежный театр им. М. Карима.

— Очень хотелось бы, чтобы был сделан акцент на республику, именно на то, что происходит сейчас в театре Башкортостана. Тем более театру драмы им. М. Гафури исполняется 100 лет. Нам очень хотелось, чтобы они привезли как можно больше своих спектаклей, — говорит Бикчантаев.

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

Таким образом, из 30 спектаклей семь постановок будут представлять Башкортостан.

— Наш театр участвует в каждом «Наурузе». Приглашение на этот фестиваль мы получили ещё устно в начале октября прошлого года, когда руководители Камаловского театра приехали к нам в Уфу. Тогда же нам сказали, что этот «Науруз» будет посвящен башкирскому театру. Мы были очень обрадованы, — рассказывает исполняющий обязанности директора башкирского театра драмы  Гафури Иршат Файзуллин.

Всего же участниками фестиваля стали 28 театров из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и национальных республик России. 

«Зулейха открывает глаза» в особом прочтении

Директор театра Гафури говорит, что вопроса о том, что везти в Казань, не было. Конечно, «Зулейха открывает глаза». Эта работа удостоилась премии «Золотая маска». И вот уже второй год каждая постановка собирает аншлаги. Файзуллин заявляет, что спектакль стал успешным коммерческим проектом, повышенные цены на билеты везде, где его показывают, — тому объяснение. На московских гастролях стоимость билета на него достигала 10 тысяч рублей.

— Но цель показать спектакль десять раз подряд и заработать деньги мы не ставим. У нас есть и другие хорошие спектакли, возможно, не такие кассовые, как «Зулейха», — говорит и.о. директора.

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

В Казани особенно ждали этот спектакль все, кто не успел сходить на него в апреле, во время весенних гастролей театра. В зале ожидаемо — аншлаг. Судя по долгим громким аплодисментам, почти трехчасовую постановку режиссера Айрата Абушахманова зрители приняли с большим удовольствием.

Главную роль Зулейхи исполняет башкирская актриса Римма Кагарманова. В это трудно поверить, но к тому, чтобы блестяще воплотить образ на сцене сейчас, она прошла через полное непонимание и несогласие со своей героиней.

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

— Нельзя сказать, что я сразу влюбилась в эту работу. Сначала не понимала свою героиню совсем. «Ну поборись ты, ну сделай ты что-нибудь», — думала я. А потом поняла, что смирение — это очень высокое чувство. Зулейха научила меня принятию того, что тебе не поддается. Это не я её сделала, а она меня той актрисой, которая может играть её Величество Зулейху. Она научила меня жить с миром, принимать то, что дает жизнь. Если что-то не получается, нужно с чем-то смириться. В этих ужасных обстоятельствах она выжила только потому, что была слабой. Зулейха еще раз доказывает, что сила женщины в её слабости.

— Так уж вышло, что о романе Яхиной стали говорить везде и сразу. Как это сказывалось на вашем спектакле?

— Даже Нияз Игламов подходил и говорил, что спектакль и роман отличаются друг от друга. У нас постановка про человека, про жизнь. Для нас было важно показать то, как человек противостоит репрессиям.

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

— Как вы относитесь к критике своей героини?

— Интересно то, что все любят осуждать Зулейху, но никто не говорит о ней открыто. Впервые о ней заговорили на фестивале «Туганлык», но меня там не было. И на «Наурузе» почему-то этого нет. Критика-то есть всегда, мне не хватило обсуждения после показа. Работа над ошибками всегда интересна. Я много работаю над собой, понимаю, где что сделала не так, и исправляюсь.

«Большая радость — узнавать один театр в другом» 

— «Науруз» — это уникальное событие для всего мира. Я с завистью смотрю на вас, потому что вы узнаете свой язык в чужом языке и узнаете себя в чем-то другом. Мало кто может ощутить такое счастье. Эти фестивали, которые вы устраиваете, показывают, что нет только отдельного театра Камала или таджикского театра. Есть один большой. Это невероятно большая радость — узнавать один театр в другом. Мы можем узнать среди всех хорошие, плохие, странные, но в любом случае мы начинаем видеть что-то роднящее нас. Сегодня, особенно в Год театра, важно, чтобы вместо парадов танков создавались замечательные фестивали, как ваш. Потому что ваша доброта распространяется по всему миру, который сегодня чрезвычайно агрессивен.  Ваша лепта, которую вы вносите в ауру всей планеты с такой дружбой и теплотой, вам зачтется, — говорит гость фестиваля Юрий Альшац.

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

Тем временем фестиваль продолжается. До 8 июня у казанцев и гостей города ещё есть возможность сходить на один из представленных спектаклей от участников «Науруза». Более подробную информацию о наличии билетов и месте показов можно узнать на официальном сайте театра Камала.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *