«Вокруг стало слишком мало смыслов»

В Казани начали серию дискуссий об исторических параллелях и аналогиях прошлого и настоящего.
В Казани начали серию дискуссий об исторических параллелях и аналогиях прошлого
и настоящего.

На площадке резиденции креативных индустрий «Штаб» запустили новый проект — «Аналогия». Это клуб экспертных дискуссий, участники которого анализируют прошлое, чтобы лучше понимать настоящее и будущее. 

— В погоне за хайпом, острыми новостями люди практически разучились видеть за событиями самое главное — их причины и последствия, а также само событие, а не только новостной повод, который оно формирует, — объясняет создатель клуба медиаменеджер Ярослав Муравьев. — Кроме того, мы оцениваем события здесь и сейчас, но если присмотреться, что-то подобное, может, в другом масштабе, происходило в нашей истории. Соответственно, у этого события есть какие-то схожие предпосылки возникновения и последствия. Мы бы хотели, чтобы мы сами и наши люди научились видеть не только здесь и сейчас, но и понимать, откуда все взялось и что за этим может последовать. Вокруг стало слишком мало смысла, мы попытаемся его искать.  

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

Первой темой, которую взяли для изучения участники клуба, стало движение хиппи. Оно в том или ином ракурсе изменило мировое сообщество. С одной стороны, движение выступает за мир, с другой — и там были свои радикалы. 

Открывал дискуссию Зуфар Галеев — политолог, социолог, кандидат политических наук. Он считает, что все события человек воспринимает через внутренние образы прошлого, настоящего и будущего или некую внутреннюю оптику, которая будет определять горизонты жизни любого поколения. Поэтому прежде чем перейти к первому массовому молодежному движению, политолог рассмотрел более ранние события.

Предпосылки возникновения хиппи начались ещё после Первой мировой войны.

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

— Она искалечила внутреннюю оптику молодых людей, которым было по 18-20 лет. Первая мировая война породила потерянное поколение. Они уходили на мясорубку, но им говорили, что все будет прекрасно. У них были надежды, что государство обеспечит им светлое будущее, — рассказывает Галеев.

Потерянному поколению стали свойственны трагическое мировоззрение, пессимизм, разочарование в цивилизации. Да, была интеллектуальная верхушка в лице писателей, чей слог был сухим и лаконичным. Как отмечает эксперт, представители того поколения ценили мужскую дружбу, у них был культ женщин, а главной ценностью и законом жизни была любовь. Её они передали разбитому поколению. 

— У потерянного поколения не было образа будущего, как и у следующего бит-поколения, которое было разбито и одновременно испытывало блаженство. Битники жили на полную катушку. Им было интересно отвечать на вопрос как жить, а не зачем. У потерянного поколения было много горя и страха смерти. И вот такой образ жизни хиппи компенсировал это, — считает кандидат политических наук.  

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

Галеев полагает, что потерянное и разбитое поколения кардинальным образом повлияли на возникновение первого массового контркультурного движения в мире. Среди причин возникновения хиппи он также отмечает переход от экономики скудности к экономике изобилия, развитие высшего образования и электронной эры. 

— Субкультура — это культурные явления, которые связаны с определенным сообществом или группой людей. Контркультура — субкультура, которая противостоит господствующей. В основе лежит протест и конфликт. Контркультура стремится к ядру социальной господствующей культуры, чтобы размыть ее ценности, — считает политолог. 

Эксперт видит идеологию хиппи следующим образом. Во-первых, это идеология ненасилия. Во-вторых, она свободна от доктрин, ратует за мир, любовь, свободу личности и терпимость. Хиппи стали закладывать понятие толерантности. В-третьих, их идеология идет в противовес мещанской, которая держится на четырех столпах: деньги, благосостояние, умеренный консерватизм и карьера. В-четвертых, любовь — это свобода, свобода — это красота, а все люди — это цветы. Каждый тезис хиппи — ответ на навязанные ценности предыдущего поколения. 

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

Тему антивоенного движения и радикалов в среде хиппи затронул руководитель информационного центра Дома дружбы народов Татарстана Рустам Ханнанов. Он отмечает, что развитие систем коммуникаций принесло войну в каждый дом. Через телевизор люди ощущали, что она совсем рядом. За всю Вьетнамскую кампанию прошло порядка 2,5 млн человек при условии, что в США всего проживало около 170 миллионов. Американская армия понесла ужасные потери. Это породило антивоенное движение. 

— Изначально движение было просто в поддержку Вьетнама. Как только студентов начали призывать в армию, люди стали показывать, что не хотят идти умирать. Да, они боролись с коммунистами, но за что помирать, им было непонятно, — говорит спикер. 

Антивоенное движение поддерживали профессора, студенты, а основную массу составляли хиппи. К концу 60-х оно приобрело массовый характер и начались марши на Пентагон, активным участником которых и организатором стал Эбби Хоффман.

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

— В 1968 году был проведен первый марш. Молодые люди молча пришли, сели вокруг и начали заявлять присутствующим журналистам, что они силой мысли, любви и добра поднимут Пентагон и запустят в космос. Сели и стали медитировать, — рассказывает Ханнанов.

Музыкальные фестивали закончились, но ситуация особо не изменилась. Эбби Хоффман и представитель левого радикализма Джерри Рубин тогда решили создать Международную молодежную партию «Йиппи». 

— Джерри Рубин — это обычный студент, которому не нравилось, как все устроено в студенческом городке. Первая его политическая акция — попытка избраться президентом этого городка. В 1965 году главный его лозунг — войне конец, марихуану легализовать, — добавляет спикер.

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

Рубин и Хоффман поняли роль СМИ и запомнились Штатам своими выходками. Последователям они говорили: «Делайте что хотите, лишь бы вас сфотографировали». Так, создатели партии первыми употребили матерные слова в прямом эфире и стали часто появляться на страницах газет. Например, во время собрания Демократической партии США в 1968 году, где решалось, кто станет кандидатом в президенты от партии, они провели свою первую акцию и предложили выдвинуть на пост главы государства свинью. После этой выходки последовали суды, на которые Рубин и Хоффман приходили то в костюме индейцев, то с муляжами автоматов.

— Они понимали, что нужны были жесткие шаги. С другой стороны, как таковой политической программы у них нет. Они против всего плохого и за все хорошее. Радикалы оставили след в массовых акциях, но никакого будущего у них не было, — подчеркнул Ханнанов.

В свою очередь Руслан Айсин, политолог, общественный деятель, руководитель проекта «ТатПолит», считает, что движение хиппи — это зачатки постмодерна. В США к 50-60-м годам сложился кризис модерна. Выросло молодое антивоенное поколение, произошел переход системы в другое агрегатное состояние. Редьярд Киплинг писал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда», но хиппи смогли глобализировать мир.

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

— Хиппи-система распространила влияние американских ценностей на Восток. Движение всех соединило. Одни и те же джинсы носят и в США, и в Индии, — говорит Айсин. 

Американская система, отмечает спикер, базируется на прагматизме — it works. Если установка работает, значит, она ценностна. Джинсы, рок, ценности свободы восточная молодежь усвоила благодаря знакомству с хиппи. Своеобразный мост между Западом и Востоком породил нью-эйдж — направление духовно-культурной жизни современности. 

— Движение хиппи и справа и слева имело радикальные фланги. Они смогли сделать то, что сделали французы в конце XVIII века. Великая французская революция подарила европейский глобализм. Хиппи — орудие невидимой системы. В этом смысле они действительно были направляемы, потому что наркотическая дымка, в которой они находились, не всегда давала возможность прозреть, думать. Хиппи стали мощным триггером по преобразованию мира, — считает политолог. 

Однако хиппи лишь внешне противостояли «буржуазному миру». Айсин отмечает, что на деле многие из них впоследствии успешно влились в правящий истеблишмент Запада. Например, Калифорния и Нью-Йорк считаются не только центрами движения хиппи, но и центрами интеллектуальной экономики. Многие представители движения влились в эту систему.

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

Политолог считает, что Россия отстает от этих процессов на 50-60 лет. 

— Мы живем в 60-х. Мы, по сути, битники или постбитники. Сами себя определить мы не можем. Но действительны те же процессы: слом системы и СССР, кризис ценностей, гибридные войны, отсутствие образа будущего, цинизм элит, — продолжает Айсин.

Спикер считает, что из культурной революции на Западе нужно извлечь уроки, чтобы в современности не произошло радикальных изменений. А вот Казань он видит столицей хипстеров. 

— Почему Казань является хип-столицей? Потому что в 60-70-е здесь преобладало население, которое приезжало из деревень, из глубинки. Их дети — хиппи. Они протестуют против ценностей, которые принесли из деревень. Феномен группировок — то же самое. Это попытка сформироваться в сообщества по примеру родителей, но когда модель не реализовалась, получились хипстеры, — заключил политолог.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *