«Вокруг стало слишком мало смыслов»

В Казани начали серию дискуссий об исторических параллелях и аналогиях прошлого и настоящего.

На площадке резиденции креативных индустрий «Штаб» запустили новый проект - «Аналогия». Это клуб экспертных дискуссий, участники которого анализируют прошлое, чтобы лучше понимать настоящее и будущее. 

- В погоне за хайпом, острыми новостями люди практически разучились видеть за событиями самое главное - их причины и последствия, а также само событие, а не только новостной повод, который оно формирует, - объясняет создатель клуба медиаменеджер Ярослав Муравьев. - Кроме того, мы оцениваем события здесь и сейчас, но если присмотреться, что-то подобное, может, в другом масштабе, происходило в нашей истории. Соответственно, у этого события есть какие-то схожие предпосылки возникновения и последствия. Мы бы хотели, чтобы мы сами и наши люди научились видеть не только здесь и сейчас, но и понимать, откуда все взялось и что за этим может последовать. Вокруг стало слишком мало смысла, мы попытаемся его искать.  

Первой темой, которую взяли для изучения участники клуба, стало движение хиппи. Оно в том или ином ракурсе изменило мировое сообщество. С одной стороны, движение выступает за мир, с другой - и там были свои радикалы. 

Открывал дискуссию Зуфар Галеев - политолог, социолог, кандидат политических наук. Он считает, что все события человек воспринимает через внутренние образы прошлого, настоящего и будущего или некую внутреннюю оптику, которая будет определять горизонты жизни любого поколения. Поэтому прежде чем перейти к первому массовому молодежному движению, политолог рассмотрел более ранние события.

Предпосылки возникновения хиппи начались ещё после Первой мировой войны.

- Она искалечила внутреннюю оптику молодых людей, которым было по 18-20 лет. Первая мировая война породила потерянное поколение. Они уходили на мясорубку, но им говорили, что все будет прекрасно. У них были надежды, что государство обеспечит им светлое будущее, - рассказывает Галеев.

Потерянному поколению стали свойственны трагическое мировоззрение, пессимизм, разочарование в цивилизации. Да, была интеллектуальная верхушка в лице писателей, чей слог был сухим и лаконичным. Как отмечает эксперт, представители того поколения ценили мужскую дружбу, у них был культ женщин, а главной ценностью и законом жизни была любовь. Её они передали разбитому поколению. 

- У потерянного поколения не было образа будущего, как и у следующего бит-поколения, которое было разбито и одновременно испытывало блаженство. Битники жили на полную катушку. Им было интересно отвечать на вопрос как жить, а не зачем. У потерянного поколения было много горя и страха смерти. И вот такой образ жизни хиппи компенсировал это, - считает кандидат политических наук.  

Галеев полагает, что потерянное и разбитое поколения кардинальным образом повлияли на возникновение первого массового контркультурного движения в мире. Среди причин возникновения хиппи он также отмечает переход от экономики скудности к экономике изобилия, развитие высшего образования и электронной эры. 

- Субкультура - это культурные явления, которые связаны с определенным сообществом или группой людей. Контркультура - субкультура, которая противостоит господствующей. В основе лежит протест и конфликт. Контркультура стремится к ядру социальной господствующей культуры, чтобы размыть ее ценности, - считает политолог. 

Эксперт видит идеологию хиппи следующим образом. Во-первых, это идеология ненасилия. Во-вторых, она свободна от доктрин, ратует за мир, любовь, свободу личности и терпимость. Хиппи стали закладывать понятие толерантности. В-третьих, их идеология идет в противовес мещанской, которая держится на четырех столпах: деньги, благосостояние, умеренный консерватизм и карьера. В-четвертых, любовь - это свобода, свобода - это красота, а все люди - это цветы. Каждый тезис хиппи - ответ на навязанные ценности предыдущего поколения. 

Тему антивоенного движения и радикалов в среде хиппи затронул руководитель информационного центра Дома дружбы народов Татарстана Рустам Ханнанов. Он отмечает, что развитие систем коммуникаций принесло войну в каждый дом. Через телевизор люди ощущали, что она совсем рядом. За всю Вьетнамскую кампанию прошло порядка 2,5 млн человек при условии, что в США всего проживало около 170 миллионов. Американская армия понесла ужасные потери. Это породило антивоенное движение. 

- Изначально движение было просто в поддержку Вьетнама. Как только студентов начали призывать в армию, люди стали показывать, что не хотят идти умирать. Да, они боролись с коммунистами, но за что помирать, им было непонятно, - говорит спикер. 

Антивоенное движение поддерживали профессора, студенты, а основную массу составляли хиппи. К концу 60-х оно приобрело массовый характер и начались марши на Пентагон, активным участником которых и организатором стал Эбби Хоффман.

- В 1968 году был проведен первый марш. Молодые люди молча пришли, сели вокруг и начали заявлять присутствующим журналистам, что они силой мысли, любви и добра поднимут Пентагон и запустят в космос. Сели и стали медитировать, - рассказывает Ханнанов.

Музыкальные фестивали закончились, но ситуация особо не изменилась. Эбби Хоффман и представитель левого радикализма Джерри Рубин тогда решили создать Международную молодежную партию «Йиппи». 

- Джерри Рубин - это обычный студент, которому не нравилось, как все устроено в студенческом городке. Первая его политическая акция - попытка избраться президентом этого городка. В 1965 году главный его лозунг - войне конец, марихуану легализовать, - добавляет спикер.

Рубин и Хоффман поняли роль СМИ и запомнились Штатам своими выходками. Последователям они говорили: «Делайте что хотите, лишь бы вас сфотографировали». Так, создатели партии первыми употребили матерные слова в прямом эфире и стали часто появляться на страницах газет. Например, во время собрания Демократической партии США в 1968 году, где решалось, кто станет кандидатом в президенты от партии, они провели свою первую акцию и предложили выдвинуть на пост главы государства свинью. После этой выходки последовали суды, на которые Рубин и Хоффман приходили то в костюме индейцев, то с муляжами автоматов.

- Они понимали, что нужны были жесткие шаги. С другой стороны, как таковой политической программы у них нет. Они против всего плохого и за все хорошее. Радикалы оставили след в массовых акциях, но никакого будущего у них не было, - подчеркнул Ханнанов.

В свою очередь Руслан Айсин, политолог, общественный деятель, руководитель проекта «ТатПолит», считает, что движение хиппи - это зачатки постмодерна. В США к 50-60-м годам сложился кризис модерна. Выросло молодое антивоенное поколение, произошел переход системы в другое агрегатное состояние. Редьярд Киплинг писал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток - им не сойтись никогда», но хиппи смогли глобализировать мир.

- Хиппи-система распространила влияние американских ценностей на Восток. Движение всех соединило. Одни и те же джинсы носят и в США, и в Индии, - говорит Айсин. 

Американская система, отмечает спикер, базируется на прагматизме - it works. Если установка работает, значит, она ценностна. Джинсы, рок, ценности свободы восточная молодежь усвоила благодаря знакомству с хиппи. Своеобразный мост между Западом и Востоком породил нью-эйдж - направление духовно-культурной жизни современности. 

- Движение хиппи и справа и слева имело радикальные фланги. Они смогли сделать то, что сделали французы в конце XVIII века. Великая французская революция подарила европейский глобализм. Хиппи - орудие невидимой системы. В этом смысле они действительно были направляемы, потому что наркотическая дымка, в которой они находились, не всегда давала возможность прозреть, думать. Хиппи стали мощным триггером по преобразованию мира, - считает политолог. 

Однако хиппи лишь внешне противостояли «буржуазному миру». Айсин отмечает, что на деле многие из них впоследствии успешно влились в правящий истеблишмент Запада. Например, Калифорния и Нью-Йорк считаются не только центрами движения хиппи, но и центрами интеллектуальной экономики. Многие представители движения влились в эту систему.

Политолог считает, что Россия отстает от этих процессов на 50-60 лет. 

- Мы живем в 60-х. Мы, по сути, битники или постбитники. Сами себя определить мы не можем. Но действительны те же процессы: слом системы и СССР, кризис ценностей, гибридные войны, отсутствие образа будущего, цинизм элит, - продолжает Айсин.

Спикер считает, что из культурной революции на Западе нужно извлечь уроки, чтобы в современности не произошло радикальных изменений. А вот Казань он видит столицей хипстеров. 

- Почему Казань является хип-столицей? Потому что в 60-70-е здесь преобладало население, которое приезжало из деревень, из глубинки. Их дети - хиппи. Они протестуют против ценностей, которые принесли из деревень. Феномен группировок - то же самое. Это попытка сформироваться в сообщества по примеру родителей, но когда модель не реализовалась, получились хипстеры, - заключил политолог.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
27 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Старик
Первая мировая война вообще кардинально изменила мир, и коснулось это не только хиппи, а мироустройства в целом
1
0
Ответить

Резерфорд
@Старик Дык Вторая мировая ещё больше изменила. Атомная бомба как никак появилась
0
0
Ответить

Радик
У меня батя был хиппарем по молодости. Трипака подцепил потом долго лечился но в итоге стал нормальным человеком
2
0
Ответить

Ответ
@Радик Напиши книгу "Как я появился на свет"
2
0
Ответить

Радик
@Радик Да меня в капусте нашли
0
0
Ответить

Горшок
А про панков будет? Сид ВИшес там, жрать помои. Тоже же такие маргинальные ребята типа хиппи
1
0
Ответить

Юра
Да в натуре разбитое поколение. особенно после развала союза. я до сих пор не могу отойти от того, что прocрaли мою любимую страну
0
0
Ответить

Олег
Текст вообще не отражает суть мероприятия. лучше видео посмотреть
0
0
Ответить

Спец широкого профиля
Чтобы в Казани зародилось какое-то движение наподобие хиппи, нужно, чтобы количество мыслящих людей преобладало над теми, кому промывают мозг через телек.
1
0
Ответить

Наблюдатель
Сегодняшней молодежи никакие ценности не интересны - ни навязываемые, ни собственные. Им интересна только жизнь звезд и игры
0
0
Ответить

Елена
@Наблюдатель Наблюдатель, слишком вы близоруки. Думающей молодежи становится все больше. просто этот процесс небыстрый. нынешнее поколение и их родители пережили непростые этапы, поэтому нужно время. двигать это как всегда будет интеллигенция
0
0
Ответить

Бабка-склочница
Я вчера только из подъезда своего группу хиппи прогнала, шумели сильно
1
0
Ответить

Ромка
Айсин вообще коры мочил порадовали афротатары)))
4
0
Ответить

Внимательный
История циклична. И если внимательно вглядеться, то можно увидеть, что происходящее сегодня в мире - борьба за господство держав и все последствия этого - очень напоминают период перед началом первой мировой. Только сейчас государствам гораздо больше есть что терять, поэтому и боятся масштабного конфликта
0
0
Ответить

Живем
Сейчас довольно сыто и много отвлекающих факторов. так что такого течения как хиппи больше не будет
0
0
Ответить

Вижу все
Ни одна из современных субкультур долго не продержалась и не продержится. вспомните готов и эмо. их хватило максимум на пару лет, а сейчас и название их вспомнят не все
0
0
Ответить

Давно живу
В Казани наконец-то начали обсуждать что-то актуальное и действительно важное? Неужели я дожил до этого?
0
0
Ответить

Эльвира
Так понятно же, почему российское общество отстает от мировых процессов на 50-60 лет. Я бы даже сказала, что на 70
0
0
Ответить

Жимолость
уже давно метамодерн наступил и постметамодерн, а они все постмодерн обсасыввют
0
0
Ответить

ЭксперТТ
Любое сообщество молодежи, движения всегда кем-то управлялись. и хиппи не исключение наверняка. Только сейчас такое вряд ли возможно, у молодых людей прослеживается четкое собственное мнение. И да, большая часть сейчас индивидуалисты и социопаты, не желающие ни с кем объединяться
0
0
Ответить

Билл
Опять Муравьев? задолбали
1
0
Ответить

не бриллиант
Смотрю среди зрителей даже кандидаты исторических наук есть! Любопытное место, никогда о нем не слышал
0
0
Ответить

Юра из Юдино
Наши дети станут хипарями. Но без марихуаны и алкашки. Просто будут сидеть и тихо протестовать. На большее они не способны
0
0
Ответить

Айруз
По крайней мере лучше чем лекция про проблемы и достижения молодежи в минмоле)) с Саетовой
0
0
Ответить

Херувим
Первый дедок конечно прикольный был. Че городил, сам не понимал. Ахимса там все дела
1
0
Ответить

Светлана
@Херувим Первый всё про шпили вили хотел рассказать к хипарей,но его останавливали)) прикольный дедок
0
0
Ответить

Мария
какая следущая тема уже известно?
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite