Смерть пациентки «Клиники Нуриевых»: ошибка врачей или трагическая случайность?

Пытаемся разобраться в истории с гибелью челнинки после анестезии.
Пытаемся разобраться в истории с гибелью челнинки после анестезии.

В казанской клинике после введения анестезии скончалась пациентка. Следователи регионального Управления СК инициировали проверку по данному факту. Причина смерти пока не установлена. Её поможет выяснить экспертиза. Тем не менее, родственники погибшей винят в случившемся врачей, в самом же учреждении просят не делать преждевременных выводов. 

О трагедии стало известно после того, как 6 июня Айгуль Шараева опубликовала пост в социальных сетях, в котором рассказала о случившемся в её семье горе. Сестренка Айгуль Эльвира Зарипова погибла, будучи пациенткой клиники. 

Смерть пациентки «Клиники Нуриевых»: ошибка врачей или трагическая случайность?

— Сестренка ходила в «Клинику Нуриевых» здесь, в Челнах. Приезжал из Казани якобы какой-то профессор. Он предложил сделать операцию и обосновал это тем, что у них новое оборудование, а если Эльвира пойдет в другое учреждение, то никто не может дать гарантии, что процедура пройдет как надо, — вспоминает собеседница.  

Процедуру назначили на 1 июня. В этот день женщина сдала необходимые анализы и получила разрешение от терапевта на проведение операции. 

— Со слов сотрудников, ей ввели анестезию, после чего снизилось давление, начались проблемы. Они пытались два часа её реанимировать. Вызвали скорую помощь. Переложили в «скорую», где она уже и умерла, — говорит родственница. — По факту [смерть наступила] в 11:55, а нам сообщили где-то в 14:08- 14:10. Главный врач позвонил мужу.

Смерть пациентки «Клиники Нуриевых»: ошибка врачей или трагическая случайность?

По словам Айгуль, это была не первая операция для её сестренки, а третья, наркоз она переносила нормально. 

— Я понимаю, когда человек принимает наркоз в первый раз, но у неё были две операции уже. Что-то пошло не так. Что именно, не могу сказать, — продолжает собеседница. — Пока уголовное дело не возбуждено, потому что мы ждем результатов экспертизы. Первые ее результаты выдали около 12 дня в день смерти. Причина гибели была не установлена. Потом её опять забрали на вскрытие для повторных анализов. Сейчас мы ждем этих результатов. 

Сотрудники «Клиники Нуриевых», как утверждает Шараева, с ней не связывались, лишь передали вещи сестренки. 

— Они оплатили услуги морга и катафалки. Сочувствия, извинений вообще никаких, — заявляет родственница. 

Старший помощник руководителя СУ СКР по Татарстану Андрей Шептицкий подтвердил, что на данный момент проводится проверка по факту смерти. Следствие ждет окончания судмедэкспертизы, которая займет около месяца. 

Смерть пациентки «Клиники Нуриевых»: ошибка врачей или трагическая случайность?

Юрист Андрей Сучков отмечает, что в подобных случаях нужно обращаться в Росздравнадзор, чтобы тот провел проверку по своей линии. 

— Судмедэкспертиза будет проверять только реакцию организма на препарат, какие последствия и изменения произошли. Росздравнадзор изучит правильность применения препаратов, действий, постановки диагноза, ведения лечения, — говорит правозащитник. — Судмедэкспертизу проводят те же самые врачи. Они тоже работают в клиниках. Бюро привлекает их в качестве экспертов. 

Собеседник также упомянул про страховую компанию. Она, как и Росздравнадзор, заинтересована в объективности расследования. 

— В любом случае необходимо, чтобы анализ провели несколько ведомств, чтобы потом потерпевшие могли ходатайствовать, в случае наличия противоречий между судмедэкспертизой и страховой компанией, о проведении дополнительной экспертизы, — поясняет юрист.

Смерть пациентки «Клиники Нуриевых»: ошибка врачей или трагическая случайность?

Руководитель татарстанского Управления Росздравнадзора Любовь Шайхутдинова отмечает, что о всех фактах смерти частные клиники информировать Минздрав или надзорные органы в обязательном порядке не должны — законодательство этого не предусматривает.

— Клиники если могут оказать помощь фактически, ее оказывают, если не справляются, могут обратиться к государственным учреждениям. Здесь отработана схема, но если смерть произошла там, мы можем и не знать. Если только родственники обратятся с жалобой в Следственный комитет, в прокуратуру или к нам, то мы начинаем заниматься этой ситуацией. Это будет внеплановая проверка на основании обращения. Есть только некоторые ситуации, которые действительно подлежат регистрации. Например, материнская и младенческая смертность до года. Это российская система учета. Здесь уже идет информирование Минздрава в обязательном порядке, потому что общая статистика складывается именно из показаний министерства здравоохранения, — объясняет Шайхутдинова. 

Если же жалоба поступила, ведомство начинает проверку с изучения квалификации специалистов. В данном случае это анестезиолог, реаниматолог. Они должны иметь диплом, первичную подготовку по анестезиологии, реанимации и сертификат. Затем идет осмотр оборудования. Для частных клиник есть определенный стандарт оснащения. Обязательно должно быть анестезиологическое оборудование и реанимационное. 

Смерть пациентки «Клиники Нуриевых»: ошибка врачей или трагическая случайность?

— Далее смотрим на само оказание медицинской помощи. Мы берем историю болезни и проверяем, не было ли противопоказаний, соблюдены ли были дозировки. Если необходимо, мы привлекаем экспертов-анестезиологов и задаем вопросы по части качества оказания медицинской помощи, своевременности, наличия лекарственных препаратов. Потом делаем резюме, — рассказывает руководитель ведомства.

Шайхутдинова отмечает, что врач не всегда несет ответственность за случившиеся инциденты. Здесь важно обнаружить причинно-следственную связь между наступлением смерти и оказанием медицинской помощи. Могут произойти абсолютно случайные эпизоды или обнаружится какое-то врожденное заболевание, которое никто никогда не диагностировал.

— Если есть связь между проведенным лечением в клинике и смертью, то тогда уже на рассмотрение суда. Только суд решает, виноват человек или нет, — заключила собеседница.

Смерть пациентки «Клиники Нуриевых»: ошибка врачей или трагическая случайность?

Редакции KazanFirst родственники погибшей предоставили некоторую документацию. Согласно акту оказанных платных медицинских услуг, который пациентка, по всей вероятности, подписала до их оказания, непосредственно за операцию и анестезиологическое пособие отвечала не «Клиника Нуриевых», а «Клиника Дружковых».

— Я так понимаю, что они партнеры. У нас договор трехсторонний, но направляет туда «Клиника Нуриевых», — отметила Шараева.

Директор клиники Максим Дружков в ответ на наш запрос ответил следующее: «Cотрудники «Клиники Дружковых» в хирургической операции участия не принимали. Самой операции не было. Выводы можно будет сделать только после получения результатов экспертизы, основанной на вскрытии и патологоанатомическом исследовании тканей. Экспертиза продолжается». 

«Клиника Нуриевых» свою позицию выразила в следующем комментарии: «Выражаем соболезнования близким и родственникам. В данный момент идет экспертиза, которая даст ответ о причинах и обстоятельствах случившегося. Разглашать медицинские данные пациентов мы не имеем права».

Смерть пациентки «Клиники Нуриевых»: ошибка врачей или трагическая случайность?

По словам источника KazanFirst в правоохранительных органах, следователи по окончании проверки могут возбудить уголовное дело для более детального изучения всех обстоятельств смерти пациентки частной клиники.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *