«Ислам без Стратегии жить может, а Стратегия без него — нет»

Религиозные деятели по-прежнему считают
Религиозные деятели по-прежнему считают, что документ татар недоработан.

Планировалось, что на Изге Болгар жыены, который проходит в эти дни, татарский мир должен был наконец увидеть долгожданную полноценную версию Стратегии развития татарского народа, о которой не поговорил только ленивый, если бы не одно но. На днях Всемирный конгресс татар объявил об отсрочке презентации документа на неизвестный срок. Поэтому вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев, ответственный за разработку документа, вместе с командой продолжает кампанию встреч с татарами, чтобы те тоже поняли, что же это за Стратегия и зачем она нужна. Накануне с такой разъяснительной работы и начался Всероссийский форум татарских религиозных деятелей. 

Около тысячи богословов из 70 регионов России уже с семи утра в здании ВКТ проходили регистрацию, получали бейджи участников юбилейного форума. Успели прочитать полуденный намаз и отправились в концертный зал КСК «УНИКС». 

«Ислам без Стратегии жить может, а Стратегия без него - нет»

Здесь было назначено самое первое и важное дело — обсуждение Стратегии. Не раз богословы на выездных встречах Шайхразиева отмечали, что в презентации не хватает религиозности. Теперь выдалась отличная возможность исправить этот недочет. Но, судя по неполному залу и по тому, как долго занимались места даже после задержавшегося начала обсуждения, не все горели желанием внести лепту в дело века. 

Минут через 15 рассказов о единстве ислама и татар, о работе Всемирного конгресса татар в деле объединения народа Шайхразиев перешел к главной теме, послужившей поводом для этой встречи, — Стратегии. 

— До указа президента о создании этого документа у нас было собрано уже много информации. Мы организовали рабочую группу из ученых из Академии наук, Института истории, разных экспертов и начали работу над документом. Еще в самом начале объявили, что открыты к вашим предложениям. Хотели, чтобы ни один из татар не остался к этому равнодушным. Сейчас Стратегия уже создана, но к нам до сих пор приходят все новые предложения и идеи, поэтому мы решили повременить с ее презентацией, чтобы все они были учтены, — заявил Шайхразиев, чтобы все сидящие поняли, что высказать мнение ещё не поздно и если есть что сказать, то нужно делать это сейчас. 

«Ислам без Стратегии жить может, а Стратегия без него - нет»

Слайды следовали один за другим, Шайхразиев говорил долго — больше полутора часов. Не все выдержали такого испытания, особенно тяжело пришлось пожилым имамам. Глаза предательски закрывались, голова то и дело клонилась либо вниз, либо на плечо соседа. Те, кто был повыносливее, внимательно изучали содержание презентации, чтобы убедиться в том, что в ней действительно есть за что зацепиться людям набожным. 

Было видно, что её готовили специально для этой встречи. Это стало понятно хотя бы из сравнения того варианта презентации, что опубликован на сайте ВКТ. В новом, представленном в УНИКСе, предоставили явно больше места и внимания понятиям «религия», «духовность». В одном из слайдов была расписана даже историческая роль ислама. Наконец, изучив добрых три десятка пунктов, перешли к непосредственному обсуждению. Несмотря на то, что на часах пробило время расходиться, ведь по программе уже началась работа дискуссионных секций, большинство делегатов остались на эту часть. 

«Ислам без Стратегии жить может, а Стратегия без него - нет»

Первой из сидящих в зале микрофон взяла в руки татарская писательница Фаузия Байрамова

— Самое слабое в этой Стратегии — это то, что в ней практически нет места для ислама. Я уже долго изучаю этот проект, делала свои предложения. Ислам обозначен в Стратегии лишь общими словами. А нужно бы обратить на него больше внимания. Ислам — принцип тысячелетней жизни татар. Да, тут сказано, что мы татары. Но ведь мы ещё и мусульмане, — заявила она и, кажется, заставила Шайхразиева поволноваться перед большой публикой. — Здесь сидит мусульманский мир, за которым тысячи мечетей и миллионный народ. Вы сами, — обращается она к Василю Шайхразиеву, — говорите, что 80 процентов татар — мусульмане. Ислам — это история нашего народа. Если её нет в Стратегии, значит, мы вычеркнули её? 

— Фаузия апа, мне неловко прерывать вас, но все-таки я скажу, — останавливает эмоциональную речь женщины Шайхразиев, — мы не говорим о том, чтобы вычеркнуть что-либо. Мы говорим о том, что мы открыты к вашим предложениям. Если понадобится, мы можем создать и специальную группу разработчиков, — добавляет он, пытаясь немного понизить градус дискуссии.

Остальные выступающие, сумевшие пробиться к микрофону, в основном говорили о своих наболевших темах, мало имеющих отношения непосредственно к Стратегии. Одни жаловались на то, что в башкирских школах нет татарского языка, другие считали, что форум татарских имамов должен стать общенародным, потому что поднятые здесь проблемы одинаковы для всех жителей России, третьи и вовсе уверяли, что Татарстан необходимо сделать самостоятельным государством. 

«Ислам без Стратегии жить может, а Стратегия без него - нет»

Жаловались и на нетатарские имена новорожденных, и на татарские сериалы, пропагандирующие развязный образ жизни (Шайхразиев попросил уточнить их названия, чтобы разобраться с безобразием). Лишь один мужчина сумел выразить свою мысль, что в Стратегии мало конкретики. 

— Вы много говорите о поддержании татарского языка, об образовании на татарском. Но мы-то здесь как можем быть полезны? Не могут ведь имамы строить татароязычные школы и детсады, открывать институты, обращайтесь в министерство образования, — говорил он. 

В конце Шайхразиев признался:

— Я думал, что раз наша встреча проходит в рамках форума религиозных деятелей, среди имамов и хазратов, мы будем больше говорить конкретно о вас, о мечетях, о медресе. Но каждый высказавшийся выступал как настоящий сын народа, как настоящий политик, говорили о государстве, о министерствах. Вы и есть власть, за вами тысячи людей, мы должны понять, чем религиозные деятели могут помочь в развитии нашему народу.

«Ислам без Стратегии жить может, а Стратегия без него - нет»

Уже перед самым отъездом делегатов по точкам дискуссионных секций мы встретились с главным казыем Татарстана Джалилем хазратом Фазлыевым. Он рассказал, что эта встреча была действительно необходима как разработчикам документа, так и духовным лидерам. 

— Потому что в душе каждый из нас придерживался мнения, что в Стратегии уделено недостаточно внимания религии, пусть многие и не говорили об этом вслух. Потому что Аллах в Коране говорит, что не жить ни одному народу без религии. Ведь и при коммунистической партии религии не было — она развалилась, а вера осталась и жива до сих пор. Поэтому религия без Стратегии жить может, а Стратегия без неё — нет. Если мы утвердим документ без веры, значит, мы утвердим её для ее разрушения. Но нужно понимать, что без поддержки государства мы не можем везде организовать, например, халяльное питание. Нам нужно вести совместную работу, — заключил собеседник. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: