«Если мы перейдем на безналичный расчет, система СНТ рухнет»

Над жизнью садоводов навис топор закона
Над жизнью садоводов навис топор закона, который лишает дачников льгот.

Во всех садоводческих обществах Татарстана председатели ломают голову над тем, как заставить должников оплатить все взносы, как расширить улицы до нормативной ширины (шесть метров), а также как управлять хозяйством общества, чтобы все были тобой довольны. Ну или чтобы хотя бы не строили тебе козней. Есть только одно-единственное СНТ, где председатель однажды решила: «Я ленивая. Я ничего не буду делать. Сами все сделают!».

И садоводы действительно почти все делают сами. Заставляют должников погашать долги по взносам. Без судов и шлагбаумов на въезде. В этом обществе шлагбаум появился в нынешнем году, но не для того, чтобы не пропускать на машинах должников, а чтобы ограничить въезд посторонним. На 18 из 46 улиц нет ни одного должника. К дорогам по улицам не сможет придраться ни один инспектор. Территория общества образцово очищена от мусора и застарелой травы. На въезде и у офиса правления — цветники. Есть детская площадка. Улицы имеют названия: «Балдейка», «Елисейские поля» и тому подобные. Названия придумывали сами садоводы на собраниях по улицам. 

«Если мы перейдем на безналичный расчет, система СНТ рухнет»

По сравнению со многими другими СНТ порядок здесь идеальный. Расположено это общество в Тукаевском районе. Называется оно «Зеленые горки». Его председателем много лет является Миннигуль Семина. Она придумала систему, которая позволяет обществу жить без лишних осложнений, а председателю — без лишней мороки. Сама Семина называет её системой скидок. Какой-нибудь спец назвал бы это системой экономического стимулирования. Или как-то так.

— Скидки у нас вертикальные и горизонтальные, горизонтальные лично я называю линейными, — начинает объяснять Семина. 

Непонятно? Действительно, как говорят в народе, без бутылки не разберешься. Поэтому можете запастись бутылочкой минералки или пакетиком сока, а мы попробуем растолковать систему Семиной своими словами.

Всю зиму председатель «Зеленых горок» занимается тем, что обсчитывает смету расходов общества к наступающему сезону. Определяет сумму максимального членского взноса с сотки, а отталкиваясь от этого, высчитывает поощрительные скидки. Ей помогают члены правления. Все цифры выносятся на общее собрание садоводов, где система утверждается. Вот в общих чертах модель, которая действует сейчас, в сезон 2019 года.

«Если мы перейдем на безналичный расчет, система СНТ рухнет»

Максимальный (расчетный) членский взнос — 1 070 рублей с сотки. Но для всех, кто оплачивает взнос с марта по 1 сентября, сумма снижается до 850 рублей. Далее — сентябрь — 900 рублей, ноябрь — 990, декабрь — 1 070. Все, кто приходит платить в декабре, попадают в число должников, а должники платят «по полной». Это вертикальные скидки, которые поощряют финансовую дисциплину и своевременность уплаты. Горизонтальные (линейные) скидки поощряют участие садоводов в делах общества. 

По новому закону о садоводстве (действует с 1 января 2019 года. — Ред.) члены правления должны получать зарплату. Семинские от зарплаты отказались. Потому что это, в том числе, и налоги, и необходимость сдавать декларации о доходах. Поэтому членов правления освободили от уплаты взносов полностью. Так по закону можно. Штатные работники зарплату получают, а взносы платят по 500 рублей с сотки. А еще есть старшие по улицам и уполномоченные по улицам. Уполномоченные представляют интересы улицы на общем собрании. Старшие и уполномоченные — это правление улицы. Уполномоченные платят по 450 рублей с сотки. Старшие по улицам — 400, а старшие по улицам, где нет должников и брошенных участков, — 350. Еще одно условие последней льготы: улица должна быть ухоженной. Рядовые садоводы на ухоженных улицах без должников и брошенных участков платят 700 рублей с сотки. Завершает систему существенная скидка для владельцев тех участков, которые находятся в «болоте». Точнее, в овраге, где постоянная сырость. Эти участки занимают 35 из 72 гектаров, которые занимает все общество. Здесь садоводы платят 75% от максимальной суммы взноса. 

«Если мы перейдем на безналичный расчет, система СНТ рухнет»

Сам собой напрашивается вопрос: все платят льготно, а кто заполняет казну общества?

— При нашей скидочной системе собрать в казну по максимуму невозможно. Поэтому мы оптимизируем расходы, — отвечает Семина. 

В частности она рассказала, как во время приватизации с помощью кадастрового инженера сэкономила на составлении плана общества и добилась того, чтобы дороги по улицам были нормативными, а не зауженными.

— Я договорилась с кадастровым инженером, чтобы он фотографировал участки садоводов такими, какие они есть, а я подписывала документы только на те участки, которые обеспечивали ширину дороги шесть метров, — объясняет собеседница.

В итоге передвинутые в свою пользу заборы садоводы вернули на место, а специалистам не пришлось рисовать новый план общества.

— Мы не тратим ни копейки из казны на то, чтобы очистить территорию от мусора и травы. Территорию очищают садоводы во время общественных работ. Для тех, кто работать не хочет, взнос 1 000 рублей с сотки. У нас есть штрафы. Все они утверждены на общем собрании. Список нарушений там большой. Ну, например, помыл машину на дороге — 4 000 рублей в казну общества, — продолжает Семина.

«Если мы перейдем на безналичный расчет, система СНТ рухнет»

А ещё в «Зеленых горках» садоводы не стесняются тратить свои деньги, например, на ремонт дорог по улицам. Они не только приводят их в порядок в складчину, но делают это с соблюдением всей технологии и с оформлением документов. Потом отдают документы Семиной, а она из казны возвращает садоводам половину потраченных ими средств. Вот система в общих чертах. Сам собой напрашивается следующий вопрос: а в обществе есть недовольные вашими порядками и лично вами?

— Когда мы установили уличные счетчики электроэнергии на столбы высотой двенадцать метров для того, чтобы не достали, за мной бегали 150 человек с топорами. Потому что всю разницу по потребленной электроэнергии между общим и дачными счетчиками мы стали скидывать на тех, кто вовремя не сдал свои показания. Сейчас есть недовольные шлагбаумом и пропусками, — говорит председатель «Зеленых горок». 

Но «бегать с топорами» садоводы устают. К нововведениям привыкают, со временем понимают их пользу и претензии к председателю не предъявляют. Испаряются как влага после дождя. Обстановка в обществе спокойная, здесь ничего системе не угрожает. Система повисла на волоске из-за нового 217-го закона о садоводстве.

«Если мы перейдем на безналичный расчет, система СНТ рухнет»

— Если мы переведем всю бухгалтерию на безналичный банковский расчет, как того требует этот закон, то вся наша скидочная система рухнет. Я училась в Московском университете садоводов. Там преподаватели на лекциях твердили, что мы обязаны перейти на безналичный банковский расчет. Напоминали про римское право, говорили, что закон о садоводстве — это специальный закон, поэтому все его нормы обязательны. Но в российском законодательстве есть нормы, которые позволяют нам использовать наличку. Мы на основании этих норм внесли изменения в Устав общества и так узаконили нашу систему, — заключает Семина. 

Впрочем, как к этой системе, которая обходит один закон другим, отнесутся контролирующие органы, пока не ясно. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *