«Я знаю только то, что мне нужно продолжить начатое дело»

«Я знаю только то
Первое большое интервью Ленарии Муслюмовой на новом посту лидера татарской
молодежи.

После ухода Табриса Яруллина с поста заместителя председателя исполкома Конгресса татар на должность главы татарской молодежи временно назначили Ленарию Муслюмову. Ранее она работала главным секретарем в аппарате Всемирного форума татарской молодежи. В интервью KazanFirst Ленария рассказывает о себе, о том, как её родители связаны с ВКТ, впервые делится подробностями того, как восприняли уход Яруллина его бывшие коллеги, и отвечает на вопрос, готова ли она принять свои временные обязательства на постоянную основу.

— С чего началась твоя работа во Всемирном конгрессе татар (далее ВКТ. — Ред.)?

— Моя история с ВКТ началась даже не с меня, есть предыстория. Все намного глубже, чем кажется. Я родилась в Башкортостане. Позже моя семья переехала в Челябинск. Школу я заканчивала здесь. Моя мама работала в библиотеке имени Шайхзады Бабича (башкирский поэт. — Ред.). В 1992 году она была делегатом первого Всемирного съезда конгресса татар. Моя родная тетя была одной из основоположников Челябинского областного конгресса татар, также являлась главным редактором областной национальной газеты «Дуслык». В такой среде и я с ранних лет воспитывалась в духе родителей, с четырех лет не сходила со сцены Челябинского театра оперы и балета, выступала со стихотворением Тукая «Туган тел».

«Я знаю только то, что мне нужно продолжить начатое дело»

— А как переехала в Казань?

— Впервые в Казань я приехала в 2005 году, когда город готовился к празднованию своего Тысячелетия. Первым делом мы посетили исполком Всемирного конгресса татар, помню то, как Ринат Зиннурович Закиров очень эмоционально рассказывал, что мы — татары, с тысячелетней историей, что мы по всему миру. Конечно же, меня, 10-летнего ребенка, это все впечатлило. Я влюбилась в Казань и твердо решила, что буду здесь учиться. К тому же моя бабушка и мама окончили Казанский педагогический институт. К слову, я из династии преподавателей, со стороны папы учителя физики. И я, надеюсь, нарушу традицию возврата из Казани обратно в Башкортостан (улыбается). В первый год студенчества влилась в местную татарскую тусовку, познакомилась с ребятами из Татфорума.

— Расскажи подробнее об этом знакомстве?

— В 2012 году Табрис (Яруллин — экс-зампредседателя исполкома ВКТ. — Ред.) собирал татарскую молодежь. По факультетам пустили такой клич — приглашение на первое собрание казанского актива Всемирного форума татарской молодежи. До сих пор перед глазами, как нас в этом конференц-зале, где сейчас ведем с тобой беседу, сидело 40 человек. Табрис рассказывал нам, кто мы, что нам нужно, зачем нам это все. Это был первый год его председательства. Но не всегда нас было так много. На второе собрание пришло 20, на третье — 15, на десятое осталось семь человек. Вот так вместе разрабатывали наш первый проект «Тукай йөзе», сейчас он называется «Печэн базары». Мы провели его весной 2013 года возле мечети Нурулла. Я была старостой в университете и хорошо помню, как, воспользовавшись своим административным ресурсом, привела 30 человек из своей группы на фестиваль. Все были наряжены в татарские костюмы. Потом были авторами квест-игры «Татар дозор». В это время я поняла, что нашла свое сообщество. Вообще, считаю, что в любом городе жить сообществами намного удобнее.

«Я знаю только то, что мне нужно продолжить начатое дело»

— С какого времени тебя приняли на официальную должность в Татфоруме?

— Я всегда активничала, помогала в организации всевозможных мероприятий. И это было безвозмездно, без всякой корыстной цели. Никто не говорил нам, что есть какая-нибудь вакансия для таких, как я, в Конгрессе. Мы — энтузиасты, нам интересно, потому что это все городское, татарское и современное. В 2014 году мы проводили форум татарской молодежи. Когда собрался весь наш Совет, мне преподнесли сюрприз —  выдвинули в ответственные секретари Форума. Я была удивлена, думала, что ведь есть люди взрослее и опытнее меня, но было очень приятно, что мои старания оценили. Стала ещё больше чувствовать ответственность за деятельность нашей организации. Уже после этого меня оформили в Конгресс. Получается, я работаю здесь уже с университета.

— В твоей жизни был период, который ты провела в ОАЭ. Что это было за время?

— Спустя пять лет, как пришла в ВКТ, мне стало тесно. Решила попробовать свои силы в другом месте, да и просто расширить свой кругозор, поэтому переехала за границу. Сферу деятельности не изменила — работала пресс-секретарем одного татарского бизнесмена. В это время мы зарегистрировали Ассоциацию татарских диаспор в ОАЭ. То есть я и там занималась общественной деятельностью. Проводили Дни Ассамблеи народов Евразии. Это был мой опыт работы с федералами, потому что в Эмиратах Ассамблею мы провели при поддержке Ассамблеи народов России. На мероприятие собралось семь стран. Это был новый вызов для меня, увидела, на что способна.

«Я знаю только то, что мне нужно продолжить начатое дело»

— Почему решила вернуться в Татарстан?

— Я всегда любила Казань, Татарстан, любовь ко всему татарскому у меня в крови. А в ОАЭ это чувство лишь кристаллизировалось. За границей я поняла, что не ошиблась, выбрала для себя правильное сообщество, поняла, что люблю то, чем занимаюсь вне зависимости от чего-либо. Пусть идет дождь или греет солнце, но мне было всегда комфортно в Татарстане. Плюс ко всему закончился мой контракт на сотрудничество. Я вернулась на ту же свою должность ведущего референта ВКТ. Ничего не изменилось. Казалось бы, из-за границы с новым опытом и новыми идеями возвращаешься на новое место, а мне все это было непринципиально, я вернулась в свою любимую команду, которая дает мне энергию жить.

— Ты состоишь в Казанском активе уже с 2012 года. Чувствуешь ли какие-нибудь изменения в вашей идеологии? Что вам говорил на первой встрече Табрис?

— Я помню, о чем он говорил тогда. Он сказал, что при желании мы можем стать самой сильной командой в Казани, в Татарстане. Это была его первая фраза, которая врезалась мне в память. И я считаю, что он был прав. Потому что сейчас за нами стоит реализация множества проектов. Среди них «Печэн базары», который объединил около 100 дизайнеров самых разных регионов и стран. Акция «Мин татарча сойлэшэм», «Акыл фабрикасы», проекты дизайнеров, экскурсоводов, историков, медийщиков и многое-многое другое.

— Никто не будет спорить, что главным изменением в работе Татфорума стал уход Табриса. Каких только версий произошедшего мы не услышали. Как ваш коллектив воспринял эту новость?

— Мы всегда работаем командой, она у нас большая. И каждый, кто в неё входит, может стать председателем Форума. Потому что наши ребята очень эрудированные. У нас нет иерархии власти. Любой из нашего сообщества может занять любую должность.

— Как ты сама отреагировала на это?

— У меня спрашивают: готова ли ты? Я не понимаю этого вопроса. Знаю, что конкретно сегодня и сейчас мне нужно продолжить начатое дело, и я знаю, что могу.

— Как продолжилась работа в Татфоруме после ухода Табриса?

— Мы отключили все эмоции, потому что не можем остановить нашу огромную машину и сидеть ждать, когда же станет солнечно. На носу «Печэн базары», поэтому бездействовать нельзя. Время никого не ждет. Работаем дальше.

— С какой первой трудностью на новой должности ты столкнулась?

— Моя первая мысль была: как Табрис удерживал в голове столько вопросов?! В первый же день мне звонили все -начиная с канала ВВС из Лондона и заканчивая активистом из Балтасей. С этого места я продолжила деятельность Табриса. Ничего не остановилось. Табрис передал мне всю информацию. Я каждый день обращаюсь к нему за помощью. Эти два месяца я настроена отработать по максимуму.

«Я знаю только то, что мне нужно продолжить начатое дело»

— Каким ты видишь Татфорум через года? На первой встрече Табрис говорил вам о самой сильной команде.

— С каждым днем появляются все новые проекты, меняется мир. Поэтому то, что мы определили для себя пять лет назад, может стать уже неактуальным. Таким образом, мы должны всегда идти в ногу со временем. Как говорил Табрис, мы будем татаризировать актуальное и татарское актуализировать.

И, конечно же, важно работать над решением глобальных для татар вопросов — восстановлением национального образования (для этого нужно наладить работу с сообществом молодых родителей), сохранением исторической памяти, реализацией двуязычия в республике и в местах компактного проживания татар.

— Ленария, у тебя есть видение работы татарских общественных организаций за рубежом. Нет ли такого, что тебе хотелось бы что-нибудь изменить в работе Форума в их пользу?

— У меня опыт работы с Восточной страной, с Арабскими Эмиратами. Ей всего лишь 45 лет. Может быть, в ней все хорошо в нефтяной теме, но социальные институты там ещё не налажены. Поэтому я бы, наоборот, какие-то наши методы им предложила (смеется).

— Когда будут выборы нового председателя Татфорума?

— 22-25 августа у нас было запланировано обучение руководителей общественных организаций на 100-150 человек. Во время этого форума в один из дней у нас будет пленарка, внеочередной Съезд, на котором будет голосование за нового председателя Татфорума.

— Кто будет голосовать?

— Совет и делегаты из форума. 80 руководителей организаций и всевозможных сообществ. Список кандидатов сейчас в стадии составления. Их имена будут предлагать те, кто входит в Совет.

— То есть даже ты сама можешь предложить какую-нибудь кандидатуру?

— Да, конечно.

«Я знаю только то, что мне нужно продолжить начатое дело»

— А кого бы предложила на это место кроме себя?

— Как я уже говорила, в нашей команде каждый может стать председателем.

— Ты примешь эту должность на постоянной основе, если выберут тебя?

— Вот сейчас я прохожу хорошую проверку. Мне нужно наладить какие-то моменты «Татарча диктанта», «Печэн базары» и, конечно же, подготовку вот этого самого форума. Если я смогу достойно пройти через все это, то да.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *