Не особо охраняемые территории

В Тукаевском районе реализуют опасный проект по спрямлению русла реки Шильна.
В Тукаевском районе реализуют опасный проект по спрямлению русла реки Шильна.

Глава Тукаевского района Фаил Камаев готов подставить свою голову ради спасения жителей полуторадесятка коттеджей в пойме реки Шильна от затоплений. Это стало ясно в ходе встречи руководителя с лидером общественного движения «Народная инициатива» Романом Вагановым, представителем волонтерского движения «Мусора больше нет» Гузель Красноперовой и активистом ОНФ Артемом Леоновым. Запись беседы имеется в распоряжении KazanFirst. 

Общественники пришли на встречу с главой, чтобы убедить его создать особо охраняемую природную территорию в составе Шильнинского леса и Лебяжьих озер. Так они хотят защитить уникальный уголок природы в окрестностях Набережных Челнов, например, от распродажи под коттеджи и базы отдыха.

Говорим об ООПТ? Нет, о проекте!

— Мы хотели бы, чтобы Шильнинский лес и примыкающий к нему озерный комплекс приобрели статус охраняемой природной территории. По этому поводу собирали «круглый стол», вас приглашали. И хотели бы, чтобы вы были нашим союзником, — так начала разговор Красноперова. 

Не особо охраняемые территории

Она напомнила о том, что Госкомитет РТ по биоресурсам поддержал идею означенной ООПТ и официально обратился к властям Тукаевского района с предложением создать ООПТ местного значения. Надо отдать должное Камаеву в том, что в ответ на это предложение Красноперовой он не стал упираться. Руководитель даже пообещал вернуться к этому вопросу примерно через месяц и рассмотреть вариант ООПТ по той карте, которую составили активисты. А на карте Красноперова со товарищи очертили еще не распроданную в частную собственность землю. 

Однако, суть разговора во время встречи Фаил Камаев свел к другому. Технично перехватив инициативу в разговоре, глава района стал подводить активистов к тому, что им надо бы оставить в покое проект очистки и спрямления русла реки Шильны, нацеленный как раз на то, чтобы избавить дома в пойме водоёма от затоплений. Это тот самый проект, по которому планируется вырубить более 17 тысяч деревьев и кустарников по берегам, а изгибы самой реки искусственно уменьшить в четырех местах. 

Не особо охраняемые территории

Планы властей встревожили жителей, серьезных ученых и специалистов по рекам. Но когда слушаешь беседу, возникает впечатление, что Камаев хочет заключить с общественными активистами сделку: вы оставляете проект в покое и доверяете его судьбу властям, а те создают ООПТ на той территории, где это возможно.

— Это тоже связано с ООПТ. То, что русло надо аккуратненько расчистить, чтобы этих людей не топило. Люди обратились в администрацию Тукаевского района.

— Есть проект, есть экспертиза. Есть проектное решение. Доказано, что вода не может уйти. Потому что там она завалена разными деревьями. Там заторы. Сделаем мы ООПТ или не сделаем, ничего не изменится. Та же природа так же и останется.

— Вот давайте мы так сделаем. Сначала мы расчистим русло. Приведем в порядок, упавшие деревья уберем, русло откроем. Потом сделаем ООПТ.

— Пока проект разрабатывается. Со всеми вашими замечаниями. Вносятся изменения. Перед началом работ мы должны будем пройти, согласовывать вместе. Против природы тут никто не сидит. Не хочет какой-то ущерб нанести природе.

Не особо охраняемые территории

Так в разных местах беседы убеждал Камаев активистов. То, что проект, судя по всему, отправлен на доработку не может не радовать. Тем более, если при этом и впрямь учитываются замечания. Но Камаев оставил фактически без ответа три очень серьезных вопроса. Мы озвучим и выделим их ещё раз.

Главные вопросы остались без ответов

Вопрос первый. Дома в пойме Шильны (те, которые уже есть и которые еще будут построены) попадают в зону затопления в том случае, если произойдет подъем уровня Нижнекамского водохранилища до проектной отметки. На этом настаивают, в частности авторитетные энергетики, ветераны Нижнекамской ГЭС. По сведениям ветеранов правительство России (!) отложило решение этого вопроса до 2030 года. Сейчас действует постановление правительства Татарстана, которое запрещает любое капитальное строительство в предполагаемой зоне затопления. Об этом постановлении Камаеву во время беседы напомнил Ваганов. Реализовать проект на несколько десятков миллионов бюджетных рублей большой риск. Может получиться так, что миллионы рублей будут брошены в воду. Но администрацию Тукаевского района это не останавливает. Она настаивает на реализации проекта.

Вопрос второй. Проект разработан специалистами по мелиорации. А по мнению гидроморфолога (специалиста по образованию земных рельефов, подземным и надземным водам) Ильдуса Камалова реализация идеи даже в том виде, в котором она была опубликована и вынесена на публичные слушания, от затоплений дома не спасёт. 

Не особо охраняемые территории

Дело не в русле Шильны и не в том, что оно захламлено мусором, и упавшими деревьями и корнями растущих деревьев, а в том, что дома строятся в пойме реки. А здесь действуют свои законы природы, на которые не влияет состояние русла и берегов Шильны. Дома будет затапливать с периодичностью раз в три-четыре года. Как Камаев (или его преемник) будут людям это объяснять после реализации проекта неизвестно.

Вопрос третий. Ответственность за то, что жилые дома строятся в пойме Шильны несёт не только государство в лице прежней администрации Тукаевского района. Чиновники подготовили и выставили на торги участки, но они никого не заставляли силой их там покупать. Поэтому часть ответственности лежит и на самих владельцах домов. 

Не особо охраняемые территории

Ссылаясь на это обстоятельство, Камаев мог бы отменить опасный проект и обратиться к правительству республики с просьбой с помощью ученых найти способ избавить людей от затоплений или хотя бы уменьшить их. Но Фаил Камаев этого не делает. 

Камаев принимает огонь на себя

Почему? На этот вопрос есть ответ. Не Камаев распродавал участки в пойме. Не он их там покупал. Но Камаев мужественно (это без иронии) берёт всю ответственность на себя. Он действует по логике: раз участки законно предоставлены государством (т.е. властями района), значит государство (т.е. власти района) обязано обеспечить на этих участках нормальную жизнь. Жителям Тукаевского района повезло в том, что у них такой глава. Это тоже без иронии. Но специалисты предупреждают не только о том, что реализация проекта может оказаться бесполезной. Они предупреждают о катастрофических последствиях. Взбаламученные десятилетиями накапливавшиеся донные отложения вредных веществ с заводов КАМАЗа загрязнят Каму и Нижнекамское водохранилище так, что жителям Набережных Челнов станет невозможно купаться даже в районах «диких» пляжей. А Шильна (если будет затронуто её русло) в месте реализации проекта распадется на несколько ручейков и превратится в болото. Ну и кто тогда за всё это ответит?

Эти вопросы тревожат и активистов. Поэтому они не сложили оружие и после беседы с Камаевым. Роман Ваганов говорит о том, что непонятно кем и как проект дорабатывается. Что имеется в виду под доработкой? И кто проект оценивает? 

Не особо охраняемые территории

Если выяснится, что делают это солидные специалисты-экологи и оценку проводят такие же государственные специалисты, то это одно. А если доработку проекта хотят ограничить только тем, чтобы под вырубку не попали ценные деревья и не были затронуты земли государственного лесного фонда, то это совсем другое. Во втором случае активисты готовы обращаться в суд и добиваться общественной экспертизы проекта.

Кстати, всем, кто приобрел участки под дома в пойме, но ещё не построил их (таковых по нашим сведениям 160 человек), следует иметь в виду, что у них самих есть возможность принять меры к тому, чтобы их не топило. Для этого дома нужно строить на сваях или на насыпных грунтах. Нужно поднимать дома над естественным уровнем земли. Это подсказка строителей и того же Камалова, который уже много лет работает проектировщиком.

Не особо охраняемые территории

Напоследок нельзя не сказать о том, что разговором об ООПТ и о проекте встреча Камаева с активистами не ограничилась. Договорились и о сотрудничестве. В частности, о благоустройстве территории у Лебяжьих озер. После того, как компания «Градресурс» восстановила эту территорию после своего вмешательства строительной техникой, к озерам стало удобно и легко подъезжать на машинах. Чем народ и начал незамедлительно пользоваться. В озерах моют автомобили, на берегах устраивают пикники. Камаев поддержал идею активистов засадить территорию деревьями, благоустроить её. Администрация района готова предоставить саженцы и технику, активисты мобилизуют волонтеров для выполнения работ. Договорились провести эти работы осенью. А пока Лебяжьи озера окружили рвом, оставив проходы для пешеходов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: