«У нас нет ни одной полноценной линейки учебников по основам ислама»

Рафик Мухаметшин рассказал об актуальных проблемах религиозного образования.
Рафик Мухаметшин рассказал об актуальных проблемах религиозного образования.

В Казани прошло заседание всероссийского Совета по исламскому образованию. Председатель этой структуры — заместитель муфтия Татарстана по вопросам образования Рафик хазрат Мухаметшин рассказал об итогах встречи, на которой было принято несколько важных решений. 


Наша справка

В марте 2010 года был создан Совет по исламскому образованию в России. Сегодня в него входит 38 мусульманских учебных заведений, 12 из них вузы, 26 — медресе. С 2012 года председателем Совета назначен заместитель муфтия Татарстана по вопросам образования Рафик хазрат Мухаметшин.


Соблюдение стандартов — это по-прежнему самая актуальная проблема

Одной из важнейших задач Совета является создание и поддержка соблюдения единых стандартов образования в высших и средних учебных заведениях. В 2015 году в Татарстане были разработаны правила обучения для медресе и системы бакалавриата в вузах. Как рассказывает Рафик Мухаметшин, они создавались с большим трудом. 

— Во времена ещё Валиуллы хазрата Якупова (бывший начальник отдела образования ДУМ РТ, погиб в 2012 году. — Ред.) стандарты были спущены сверху. Они совершенно не работали. А мы пошли по другому пути. Мы изучили опыт всех медресе и разработали новые. Это был первый такой опыт стандартизации для всей России. В Татарстане он работает до сих пор, — рассказывает председатель Совета. 

«У нас нет ни одной полноценной линейки учебников по основам ислама»

По большому счету появление стандартов — это определение количества часов изучения того или иного предмета. Такой подход позволит определить компетенции имама и ответить на вопрос: каким должен быть богослов. 

— Раньше как было? Открывают медресе, у них два преподавателя арабского, значит, будем побольше давать арабского. Появился преподаватель акыда — добавим и этот предмет. Это приводило к тому, что из медресе выпускались имамы, не знающие того или иного предмета. Поэтому сейчас в стандартах четко прописан список необходимых предметов для изучения. Это серьезное требование к медресе, — добавляет Мухаметшин. 

Учебным заведениям помогут разобраться с правилами

Ещё одним ключевым решением Совета стала организация самостоятельного органа аккредитации исламских учебных заведений. 

Последние стандарты, презентованные в 2017 году, были приняты Советом единогласно. Только вот за исключением Татарстана их в принципе никто не придерживается, признается Мухаметшин. 

— Потому что одно дело принять стандарты, другое — иметь некий механизм контроля за их реализацией. Государство не может проверять качество образования в религиозных учебных заведениях. Этим должны заниматься учредители — Духовное управление мусульман. Но долгое время этого не происходило. Сейчас мы предложили Совету создать новый орган общественной аккредитации. Эта идея будет реализована лишь с согласия учредителей. Я думаю, никто из ДУМ возражать не будет, — рассказал о нововведении собеседник. 

«У нас нет ни одной полноценной линейки учебников по основам ислама»

Структура с сентября начнет мониторинг всех российских медресе и вузов, чтобы оценить их состояние. По итогам определят, как и кому нужно помочь. Обеспечить материально-методической базой точно сможем, предполагает Рафик хазрат. Уже со следующего года общественная организация заработает в полную силу и будет выявлять те учреждения, в которых есть отклонения от принятых стандартов. 

Татарстан будет готовить целевиков 

По итогам прошедшего заседания Совета Татарстан и Чечня стали регионами, где начнут реализацию пилотного проекта по приему и обучению студентов по целевому набору. 

— Государство говорит: мы можем оказывать вам поддержку, а вы можете обеспечить нас прозрачностью использования финансовых средств? Вот мы и пришли к решению использовать целевой набор, — объясняет смысл появления проекта глава Совета. 

«У нас нет ни одной полноценной линейки учебников по основам ислама»

Уже с сентября этого года в мусульманские вузы Татарстана поступят, по предварительным данным, 10 целевиков. В какие именно — пока не определено. Кандидатов в первую десятку выдвинут региональные ДУМы, эти же организации подпишут договор о целевом обучении. В течение всего времени, пока студенты пилотного проекта получают знания, Фонд поддержки мусульманских учебных заведений будет выплачивать им стипендию, а по окончании вуза их обеспечат работой и трехлетней поддержкой грантов. 

— В этом году проект считается пилотным, со следующего года он получит статус федерального. Как именно изменится число целевых мест и какие вузы будут допущены к этой системе, пока неизвестно, — уточнил Мухаметшин.

Зарубежные вузы берут российских бакалавров снова на бакалавриат   

По наблюдениям российских религиозных деятелей, сейчас значительно сократилось число тех, кто едет получать первичное исламское образование за рубеж. Когда таких было много, проблема заключалась в том, что молодые люди познавали все азы богослужения в другой стране. По возвращении в Татарстан выяснялось, что они совершенно не знакомы с распространенными здесь ханафитскими традициями. В итоге от такого опыта стали отказываться, да и учебных заведений в стране стало куда больше. И все равно есть доля тех, для кого обучение в зарубежных вузах — мечта. 

— Если российских студентов берут в зарубежные исламские вузы, значит, наша система образования совсем не плоха, — рассуждает Мухаметшин, однако есть небольшие проблемы. На Совете обсуждалось взаимодействие российских учебных заведений с иностранными. 

«У нас нет ни одной полноценной линейки учебников по основам ислама»

Еще два года назад популярный Египетский исламский университет аль-Азхар принимал всех российских студентов на первый подготовительный уровень. Даже несмотря на то, что у некоторых поступающих уже было бакалаврское образование. Год назад Совет заключил с университетом договор, по которому теперь в аль-Азхар берут только по направлениям Совета исламского образования. 

— Такое решение было на руку и аль-Азхару, так как желающих поступить туда очень много. И это завершается тем, что там из 1 000 человек около 800 не могут пройти основной курс. В Египте тоже заинтересованы тем, чтобы мы отправляли туда более-менее подготовленных людей. Теперь наших студентов берут не на подготовительный уровень, а на бакалаврский. Снова несмотря на то, что образование они уже получили в России, — рассказывает спикер. 

Между двумя странами ведутся переговоры по устранению такого недоразумения. Мухаметшин уверен, что этот вопрос вполне решаем. 

«Было выделено 12 миллиардов, а учебников все равно нет» 

Другой темой для серьезного обсуждения стал «очень сложный и болезненный вопрос» — учебники для исламского образования. 

— Дело в том, что в нормальных исламских учебных заведениях на всех курсах и на всех предметах студенты должны знать классические труды [богословов]. Опираясь на них, они должны получить основу. Но время от времени в СМИ пишут, что эти классические труды были написаны еще в средневековье, поэтому они в какой-то мере отражают состояние мусульманского сообщества тех времен. Здесь возникает очень много вопросов, например, о ранних браках, — объясняет Рафик хазрат.

Вопрос адаптирования прошлых учений под современность актуален для всей России. Богословам непонятно, как быть: урезать места несоответствия времени или подавать их в виде оригинала, но с обязательным комментированием. 

«У нас нет ни одной полноценной линейки учебников по основам ислама»

Помимо изучения средневековых трудов сегодня студентам исламских вузов и медресе необходимо познавать и современную литературу. В первую очередь это касается одного из ключевых предметов религиозных учебных заведений — исламского права. 

— Сейчас мы разрабатываем целую линейку учебных пособий по исламскому праву, чтобы компенсировать недостачу нужных учебников. Этого, конечно, недостаточно, — сетует Мухаметшин. 

В рамках федерального проекта по углубленному изучению ислама 2007 года государство выделяло по 30 млн рублей ежегодно на развитие исламского образования. 

— За 12 лет мы должны были получить около 12 млрд рублей, но поскольку эти деньги из федерального бюджета, они шли через светские учебные заведения. Результат налицо —  у нас нет ни одной полноценной линейки учебников по основам ислама. Это говорит о том, что эту программу надо переформатировать, — заключил Рафик Мухаметшин. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *