Убийственные действия Мусина привели Татфондбанк к краху

Представитель АСВ рассказал
Представитель АСВ рассказал, почему ТФБ разорился на самом деле.

Суд приступил к допросу потерпевших по делу Роберта Мусина, экс-главы Татфондбанка, обвиняемого в злоупотреблении полномочиями. Первым из свидетелей выступил сотрудник Агентства страхования вкладов Андрей Соколов, который зачитывал показания по бумажке, как он объяснил, чтобы не ошибиться. Из его показаний следует, что АСВ узнало о махинациях банкира и том, что он выдавал кредиты, пренебрегая логикой и смыслом, только после введения в финансовом учреждении временной администрации. 

Заседание, назначенное на девять утра понедельника, собрало значительно меньше слушателей, нежели предыдущее. Из-за этого было принято решение перенести процесс из самого большого зала в привычный 308-й. 

Убийственные действия Мусина привели Татфондбанк к краху

Вкладчики рухнувшего банка, пока ждали начала процесса, обсуждали дела житейские. Так, у одной из слушательниц родился четвертый внук, у другого — хороший урожай, однако в итоге все равно беседа скатилась к персоне Мусина.

— Когда уже эту *** посадят? — вопрошала одна из пришедших. 

— Давайте репетировать: «Мусин, верни наши деньги! Мусин, тебя уже там ждут», — предлагал второй, не уточняя, где именно «там». 

Так, во время одного из прогонов, в сопровождении конвоя появился бывший глава Татфондбанка. Однако никакого внимания на то, что ему кричат практически в лицо: «Мусин, отдай наши деньги! Куда ты их дел?!», он не обратил. 

Как пояснил суду Соколов, с подсудимым лично он не знаком, следовательно, врать и клеветать на него смысла ему нет. 

Убийственные действия Мусина привели Татфондбанк к краху

— Мусин… обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 201 УК РФ, — начал было свидетель.

— Вы своими записями пользуетесь? — поинтересовался судья Наиль Камалетдинов.

— Да, я вот хотел заявить, что в связи с большим объемом информации просил бы использовать записи. Это выдержки из показаний, которые давались по делу, плюс актуальная информация, — сказал Соколов.

— Это ваши записи, которые вы готовили к допросу? — решил уточнить Камалетдинов, а получив утвердительный ответ, разрешил их использовать. 

Оперируя материалами дела, представитель АСВ, по сути, повторно зачитал обвинение, инкриминируемое Мусину. Здесь и выдача кредита на 18,45 млрд рублей, и невыплаченные по нему проценты в размере 652,83 млн. Как пояснил Соколов, банкир знал, что ни одна из организаций не сможет вернуть деньги, в этом и есть «злоупотребление служебными полномочиями». Подробно о том, как через Татфондбанк удалось закредитовать несколько десятков организаций, мы писали ранее.

— Это убийственная практика [для банков], — заявил свидетель.

Убийственные действия Мусина привели Татфондбанк к краху

Продолжил свой спич Соколов, как он сам выразился, вторым эпизодом в отношении ООО «Аида и Д». Как и при оглашении показаний, вооружившись листочком с фактами и цифрами, дублировал материалы дела. Со слов Соколова, шесть кредитов, выданных «Аида и Д» в размере 133,7 млн рублей, в большей своей части осели в кармане Мусина. Потерпевшая сторона уверена, что сам кредит был «целевым», то есть мог расходоваться только на указанные цели — развитие бизнеса. Но Мусин, со слов представителя АСВ, дал поручение подчиненным через кассу выдать ему 80 млн рублей, еще 20 млн перевести на счет ООО «Банная усадьба» и только оставшиеся 33,7 млн — отправить обратно в банк на погашение процентов по кредиту. После аферы компания-заемщик принимает решение о банкротстве, чтобы не выплачивать кредит. 

Третья часть допроса относилась к продаже ценных бумаг Татфондбанка. По данным Соколова, 13 декабря 2016 года, за три дня до краха, Мусин, обладая необходимыми знаниями и опытом, осознавая, что конец как никогда близок, совершает «заведомо невыгодную и неликвидную сделку» и переуступает 31 кредит, взятый пятью организациями, на общую сумму 2,7 млрд рублей в адрес «Московской инжиниринговой группы» (ООО «МИГ»). Таким образом, он подтверждает слова гособвинения, о которых мы писали здесь

Четвертый эпизод, на котором остановился Соколов, имел отношение к «целевому кредиту на развитие бизнеса» для «Казанской сельхозтехники». Так, по данным АСВ, ТФБ выдал организации 254 млн рублей, при том, что гособвинение заявляло о кредите в 256,9 млн. После получения кредита КСТ перевела их на счет другой аффилированной фирмы, та — третьей, которая, в свою очередь, конвертировала деньги в иностранную валюту, — получилось около 8 млн долларов, которые, в конечном итоге, осели на счетах компании BARG AG, связанной с родственниками экс-руководителя Татфондбанка. 

— Мусин, выдавая кредиты, нарушил требования Центробанка, — уточнил Соколов. 

Убийственные действия Мусина привели Татфондбанк к краху

Последний эпизод, по которому АСВ проходит в качестве потерпевшего, затрагивает кредитование множества компаний на сумму 20,5 млрд рублей. Именно этот блок вызвал ажиотаж, если так можно выразиться, у подсудимого и его адвоката. Да такой, что к диктофону адвоката прибавился айфон, который так же начал записывать происходящее. В то время, пока Мусин с защитником что-то обсуждали и жестикулировали. 

Со слов Соколова, «за три недели до отзыва лицензии» Мусин, осознавая ситуацию, выдает 16 кредитов и выводит залоговое имущество Зеленодольского завода, ПСО «Казань», Казанского хлебозавода и ряда других организаций, среди которых и Госжилфонд Татарстана. У последнего сумма залогового имущества составляла порядка 9 млрд рублей. 

В завершение адвокат Мусина Андрей Клюкин попросил свидетеля к следующему слушанию подготовить справки по всем эпизодам, в которых АСВ значится пострадавшим. Если конкретнее — платились ли кредиты, которые выдавались по поручению Мусина, а также движение дел по оспариванию сделок о банкротстве и выводе залогового имущества. Представитель АСВ заявил, что на это потребуется около недели. Таким образом, на следующее слушание он данные предоставить не сможет. Поэтому гособвинитель заявил о том, что на заседании во вторник, 17 сентября, допросят одного из 152 свидетелей по делу о крахе Татфондбанка. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: