«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

Главу ФСС Татарстана Павла Лоханова призвали к ответу родители детей-инвалидов.
Главу ФСС Татарстана Павла Лоханова призвали к ответу родители детей-инвалидов.

Отстоять свои права и выразить несогласие с руководством татарстанского отделения Фонда социального страхования (ФСС) в парк им. Карима Тинчурина вышли родители детей-инвалидов. Претензий к организации, возглавляемой Павлом Лохановым, у них накопилось немало. Людям пообещали разобраться с каждым конкретным случаем. Вот только проблемы, прозвучавшие на митинге, — общие, за которыми стоят десятки тысяч татарстанцев.

ФСС: Нужно просто добавиться своих прав, требовать

Около 40 человек начали выходной день с митинга в парке Тинчурина. Среди них дети-инвалиды, их родители и порядка 10 человек — это команда Павла Лоханова, управляющего региональным отделением ФСС, и Рифата Ганибаева, председателя Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов «Общество инвалидов Татарстана».

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

Лоханов сразу же сказал, что работает лишь восемь месяцев. Задержки по компенсации, которые волнуют каждого родителя, он объяснил тем, что было немало случаев фальсификации документов. ФСС работает с прокуратурой и постепенно наладит всю систему. По крайней мере к концу года руководитель надеется закрыть все вопросы по компенсациям.

Однако постоянно ждать люди устали. Без технических средств реабилитации (ТСР) ребенку-инвалиду, как и его родителям, существовать очень сложно.

— Мы получили ИПР (индивидуальная программа реабилитации, — Ред.). Написали заявление, чтобы предоставили все по ИПР. Ждем три года. С собой документов нет. В ФСС, конечно, приходила. Сколько можно приходить, — спрашивает мама ребенка-инвалида, которую представили Ириной.

— Приходите к нам, рассмотрим все. Вот вы говорите, что три года ждёте. Я пока работаю только восемь месяцев. Может быть, до вас мы ещё не успели дойти, — говорит Лоханов.

— А когда вы дойдете? Мы же ждем.

— Я понял вас. Подойдите, пожалуйста, конкретно ко мне. Я соберу людей…

— Павел Николаевич, вы сейчас решите вопрос этого человека, — вступила Ирина Иващенко, председатель Общественной организации родителей детей-инвалидов «Забота». — А есть ведь еще другие десятки тысяч, которые нуждаются, в других городах. Им как быть? Тоже к вам приехать на личный прием?

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

Глава республиканского ФСС отметил, что необязательно приезжать на личный прием.  В каждом районе работает свой уполномоченный, есть филиалы, куда можно обратиться, либо просто написать.

Иващенко рассказала о женщине из Нижнекамска, которая не может получить хотя бы одну пару обуви для своего ребенка, когда положено четыре.

— У нас есть действующие заключенные контракты на обеспечение ортопедической обувью. Нужно просто добиваться. Вы поймите, что это отрабатывается уже с поставщиком. Нужно просто добиваться своих прав, — говорит Лоханов.

— А каким образом? В судах что ли? — вопрошает мужчина.

— Надо просто требовать, — дал совет начальник. 

Руководитель регионального ФСС не раз отмечал, что, если не удается получить какие-то вещи от поставщика, то нужно сразу обращаться в прокуратуру. Но эти слова вызывали лишь очередную волну негодования. Почему родители с ребенком-инвалидом должны ходить куда-то и писать заявления?!

«Отправляют инвалидов по зрению в санаторий, который совершенно не приспособлен»

Другой мужчина затронул очень больную тему — санаторно-курортное лечение. Он отметил, что инвалидов с нарушением зрения отправляют в санатории, которые не приспособлены под них и где могут получить вред здоровью.

— Направляют, например, в санаторий, где при выходе обрывы, то есть человек в связи со своим, так скажем, недостатком может не увидеть и улететь в обрыв. Кругом одни лестницы. В Кисловодск отправляют инвалидов по зрению в санаторий, который совершенно не приспособлен. Можете ответить на вопрос: почему закупки делают на такие санатории, — спросил он Лоханова.

— Я понимаю какой случай вы имеете в виду. У нас сейчас заключено 24 контракта с санаториями, которые преимущественно находятся на территории республики. Есть определенные правила, чтобы санаторий находился в максимальной доступности для инвалида, — пытается объяснить глава татарстанского Фонда.

— То есть дальше мы не доедем? — уточняет женщина.

— Раньше если инвалиды по зрению могли поехать в Геленджик в специализированный санаторий, в Пятигорск, Подмосковье, то сейчас они не имеют такой возможности, да? Хотя они как раз построены самим Всероссийским обществом слепых. Почему-то с других городов жители могут попасть, а из Татарстана не могут, — продолжает мужчина.

— Давайте я по поводу слепых дам отдельный развернутый ответ в открытых источниках. Можем на страничке ФСС эту информацию разместить. Сейчас предметно ответить на этот вопрос не могу, — добавил Лоханов.

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

Иващенко продолжила тему санаториев и уточнила, правда ли, что 42 тысячи инвалидов не дополучили путевки. Как оказалось, сейчас в очереди на получение санаторно-курортного лечения находятся порядка 40,5 тысяч человек. Обеспечение лечением происходит в порядке, который формируется по дате заявления. Ежегодно в санатории отправляется порядка 6500-6800 человек.

— На этот год у нас приобретено 6807 путевок, в том числе 1106 детей-инвалидов, включая сопровождающих. Я согласен, что это мало. Обеспечение происходит по 178-ФЗ. В набор социальных услуг входят 1247 рублей на обеспечение лекарств, 133,1 рубля идет на санаторно курортное лечение, 124 рубля — на проезд к месту лечения и обратно. Согласно приказу Минздрава России, стоимость одного койко-дня не должна превышать 1247 рублей. Получается, тут 133,1 рубля в месяц, а здесь койко-день стоит 1247 рублей. Учитывая, что у нас в среднем путевка на 18 дней, на 21 день — дети. Если разделить бюджет, который формируется от количества людей, отказавшихся от набора соцуслуг, у нас получается сумма 6800 рублей. Мы постепенно их отдаем. Вот сейчас очередь дошла до конца 2015 года и начала 2016 года, — говорит Лоханов.

— Если недостаточно денег, то значит надо повысить выплаты. Причем тут инвалиды и население? Почему должны нарушаться права, — возмутилась в ответ женщина.

Однако за формирование порядка выдачи путевок ФСС не отвечает, а лишь исполняет.

Митинг как способ проверить качество памперсов

Другая крайне важная проблема — это памперсы. Родители жалуются, что они идут маломерками, мало впитывают и постоянно протекают. В ИПР впитываемость подгузников не прописана. На практике получается так, что ее, по словам родителей, регулирует поставщик. К счастью, на митинге присутствовал представитель организации-поставщика Рифат Ганибаев. Он уточнил, какой марки памперсы, которые не устраивают родителей. Но марок нет, лишь белые упаковки.

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

— Когда вообще последний раз проводилась проверка? Жалобы ведь у нас регулярные. Или нам нужно обязательно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов, — спрашивает женщина, представившая нам Розой.

Ганибаев попросил женщину предоставить ему образец, который он направит в лабораторию, а митинг устраивать вовсе не нужно.

— Наша организация является поставщиком памперсов и пеленок. Мы по каждому случаю работаем. Если качество не удовлетворяет, мы берем из партии товар и отправляем на экспертизу в аккредитованную лабораторию, которая находится в Санкт-Петербурге, — отмечает он.

Председатель «Общества инвалидов Татарстана» объяснил, что в России есть только две аккредитованные государством лаборатории: в Санкт-Петербурге и Калининграде. Никакая другая лаборатория, тем более зарубежная, не имеет права выдавать заключения. Тут вновь пошла волна негодования. Зачем посылать образцы в лабораторию, если родители уже проверили на практике эти подгузники.

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

— Вы знаете, что в народе говорят: два человека — десять мнений. Чтобы было одно мнение, необходима компетентная организация, которая ставит точку. Это своего рода суд. Этим судом является независимая лаборатория, — рассказывает Ганибаев.

Тогда один из участников пикета-встречи отметил, что независимая экспертиза подразумевает анонимный приход материала.

— В лаборатории знают, от кого пришел памперс и эксперт один и тот же, верно, — спрашивает мужчина.

— Да. У нас адрес один, — отвечает председатель «Общества инвалидов Татарстана».

— И дальше есть смысл обсуждать?! — риторически спросил митингующий. 

После долгого диалога родители успели принести образец памперса и показать Ганибаеву. Без каких-либо возражений он попросил матерей предоставить ему упаковку, которую хочет направить на экспертизу.

«Все упирается в ГОСТы»

Человеком, который принимает те самые памперсы и сотрудничает с татарстанским ФСС, является Жанна Халтурина, член правления Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ). 

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

Но прежде отметим, что об этой общественной организации мало кто знает. Председателем татарстанского отделения является Светлана Заводская, которая, по словам митингующих, не спешила к ним на встречу.

— Я не сторонник митингов. За счет них мы вряд ли с вами что-то решим. Сейчас в Татарстане открылась новая общественная организация ВОРДИ, но на протяжении второго года никто из родителей не вступает и не хочет работать. Честно, мы работаем 2,5 человека. У нас хорошие ресурсы. Если у вас проблемы с памперсом, пожалуйста, напишите все заявление, как Астраханская область. Не нужно выходить и кричать, можно вместе целенаправленно выстраивать диалог, — пришла ближе к концу митинга Заводская.

— Многие не знают о существовании организации. Почему вы не доводите до сведения людей и не можете помочь?

— Просто нужно зайти на сайт и почитать. У меня у самой тяжелый ребенок и я не собираюсь бегать, — заключила председатель и вскоре поспешно удалилась.

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

Возвращаясь к приемке памперсов, Халтурина отметила, что все делает строго по ГОСТам, где скорее регламентируется количество, а не качество товара.

— Значит, нужно принять меры, чтобы пересмотрели ГОСТы. Вы как должностное лицо можете помочь и как-то инициировать? Оказывается, все упирается в ГОСТы, — обратилась женщина к Лоханову.

— Мы сейчас стояли обсуждали эту тему. Давайте проведем круглый стол. Мы запишем ваши координаты. Все кто желает, придет, мы подготовим обращения и отправим, — ответил глава республиканского ФСС.

Родители с ним согласились, но попросили проинформировать различными способами о дате и месте проведения, да и в целом давать им больше информации.

«Мы говорим в интересах всей республики»

В ходе митинга Лоханов попытался решить еще ряд проблем с выплатой компенсации, обеспечением необходимыми ТСР, но родители вновь отметили, что это проблемы не конкретных семей, а общие.

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

— Мы говорим в интересах всей республики, — отмечает Роза.

— Все вопросы решаются от частного к общему. Когда вникаешь в отдельно взятый вопрос, потом понимаешь, какие системные вопросы возникают в целом. Если бы я работал 10 лет и эти вопросы периодически накапливались, то я понимаю, что тогда действительно можно требовать отставки. Но я проработал всего 8 месяцев, — вновь добавил Лоханов.

На митинге также присутствовала Сария Сабурская, Уполномоченный по правам человека в Татарстане. Она наблюдала со стороны и в общий разговор не включалась. Свое мнение омбудсмен выразила так, что в век информационных технологий все должно быть автоматизировано.

— Надо, чтобы людей освободили от того, что нужно ходить и писать. Должен быть четкий порядок. Если человек признан инвалидом, то информация должна уйти во все ведомства, которые обязаны обслуживать данного гражданина, — говорит Сабурская, переходя к теме качества памперсов. — Надо периодически следить за продукцией. К тому же, если поступает некачественная продукция, можно обратиться в УФАС. Тогда поставщик перестанет участвовать в тендерах, точнее его просто не допустят. Обращение должен писать ФСС. Вот они сейчас наводят порядок. Времени просто мало. Все же накапливалось годами.

«Нужно митинг собрать, чтобы проверить качество памперсов?!»

Омбудсмен добавила, что планирует встретиться с Павлом Лохановым, родителями особенных детей и обсудить возможное решение проблем. В целом, результат двухчасового митинга как никак есть: родителей детей-инвалидов услышали, на качество памперсов хоть обратили внимание. Но решат ли вопросы хотя бы в отдельно взятых случаях — покажет время.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *