Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

Москвичи пообещали контролировать работу Фонда с инвалидами.
Москвичи пообещали контролировать работу Фонда с инвалидами.

История по регулированию деятельности татарстанского Фонда социального страхования (ФСС) в отношении инвалидов продолжает развиваться. Сначала митинг, который превратился в прием граждан, потом поездка в ОЭЗ «Алабуга» на завод «Драйлок Текнолоджиз» по производству подгузников, теперь «круглый стол» с депутатом Госдумы и зампредом ФСС России. Сложно сказать, насколько повлиял страх потерять главенство в региональном отделении, но факт того, что Павел Лоханов стал вести открытый диалог с родителями детей-инвалидов, есть. Однако теперь всем придется поработать.

«Ситуация в республике немножко напряглась»

Управляющий татарстанским ФСС Павел Лоханов по просьбам родителей детей-инвалидов организовал «круглый стол». На сегодняшний день многие проблемы по обеспечению техническими средствами реабилитации (ТСР) упираются в законы. Поскольку региональный ФСС выступает лишь исполнителем, Лоханов пригласил на встречу Айрата Фаррахова, депутата Госдумы от Татарстана, и Алексея Кошелева, заместителя председателя ФСС России. 

Перед началом обсуждения руководитель кратко описал ситуацию в республике.

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

— На учете в Фонде стоят порядка 48 тысяч инвалидов. По креслам и коляскам у нас порядка 900 получателей, по протезно-ортопедическим изделиям — 11 200 человек, слуховые — 1845, спецсредства при нарушении функции выделения — порядка трех тысяч, подгузники и пеленки — 17 тысяч, прочие средства (трости, костыли, ходунки) — порядка 12,5 тысяч получателей. Заключен 51 государственный контракт. В октябре предстоит заключение еще семи контрактов по обеспечению ТСР. В течение года было заключено 25 госконтрактов на санаторно-курортное лечение с 25 учреждениями, имеющими лицензию. Мы приобрели 6865 путевок, — говорит он.

Причины возникновения проблем попытался описать зампреда ФСС России.

— Я так понимаю ситуация в республике немножко напряглась, — вступил в диалог Кошелев. — Да, действительно, у нас тут произошла смена руководителя. При это у нас две истории всегда сложные. Первая, когда мы забираем от субъектов полномочия. В Татарстане мы их тоже забирали в 2016 году, если не ошибаюсь. Вход в эти полномочия — сложная тематика. Вторая история, когда меняется руководитель. Старый уходит, забирает с собой команду, появляется новый со своей командой. Вот этот вход в работу всегда сложный, поэтому в рамках этого появляются вопросы.

В свою очередь Айрат Фаррахов отметил, что на решение вопросов в отношении инвалидов финансов достаточно.

— Мы в понедельник будем рассматривать бюджет ФСС. В 2011 году было 11 млрд рублей. Мы будем рассматривать 36 млрд рублей. За менее чем 10 лет сумма утраивается. При этом инфляция не такая большая произошла. На сегодняшний день степень удовлетворенности и обеспеченности достаточно высокая. Когда мы рассматриваем бюджет и показатели, теперь уже обращаем внимание на детали. Хотелось бы сегодня поговорить о них, — озвучил мнение депутат.

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

Как только родителям дали слово, они тут же стали рассказывать все, что накопилось за последние годы. Екатерина Бердникова, мать особенного ребенка, которая ездила в «Алабугу» поставила вопрос о том, что количества памперсов, которые им выдают не хватает. Порядок выдачи подгузников регламентирует приказ №888 Минтруда России.

Фаррахов спросил у представителя Бюро медико-социальной экспертизы (МС), хватает ли количество подгузников.

— Я считаю, что количество подгузников должно соответствовать необходимости. Заболевания различные, нахождения в подгузнике и его впитывающая способность не всегда благоприятны для организма. Есть впитывающая способность по 12 и даже 24 часа, но физиологически должно быть не больше 6-8 часов. Я как врач считаю, что в данной ситуации это абсорбирующее белье должно быть назначено в большем количестве. Но исходить нужно из состояния человека: кому-то два достаточно, а кому-то нужно пять, — говорит Ольга Пузанова, заместитель руководителя МС.

Поддержал её Владимир Вавилов, депутат Госсовета Татарстана и директор казанского хосписа. Он отметил, что памперсы им привозят коробками, но учреждение в таком количестве не нуждается, и посоветовал выписывать их по надобности, исходя из диагноза.  

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

— Если вы считаете, что приказ нужно поменять, мы обратимся и это сделаем. Может, приказ кто-то недоработал. С памперсами не должно быть проблем. Это недорого. Это же не реабилитация, а средства ухода. На федеральном уровне выделяется достаточно средств. Вопрос — в эффективности их использования, — говорит Фаррахов.

С путевками в санаторий ситуация утопическая, но попробуют изменить

Надежда Титова, мать ребенка-инвалида и глава общественной организации «Забота», обозначила следующую проблему — долги по санаторно-курортному (санкур) лечению. Как один из этапов ее решения, она предложила ввести прозрачную электронную очередь, чему Кошелев был очень удивлен, поскольку очередь можно отследить, введя данные СНИЛС. По словам родителей, в Татарстане у многих были с этим проблемы.

Зампреда ФСС рассказал родителям, каким образом формируется бюджет на санкур, почему образуются долги и добавил, что ситуация утопическая.

— Как формируется сумма: деньги тех, кто отказался от ЕДВ (ежемесячная денежная выплата, — Ред.), аккумулируются в одном мешке. С них покупаются путевки тем, кто пришел и написал заявление. Общая цифра по стране, отказавшихся от ЕДВ, — 3,5 миллионов человек. В год к нам приходит примерно 600 тысяч. Из этих 3,5 миллионов в год с каждого мы набираем 1400 рублей. Чтобы человеку купить путевку, он должен вложить туда 15 лет. Из-за того, что пришли не 3,5 млн человек, а 600 тысяч, путевка получается раз в четыре года, — объясняет он схему.

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

Кошелев отметил, что на данный момент есть поручение президента России по принятию дополнительных мер по санкуру. Было предложение выдавать путевки по категориям: дети — раз в два года, ветераны Великой Отечественной войны и блокадники — ежегодно. Цена вопроса составит 6 млрд рублей, но предложение пока не поддержано.

Тут вновь вступил Фаррахов, который по факту подводил итог после каждой проблемы. Он отметил, что есть три практические вещи, вызывающие вопросы: дети-сироты, санкур и набор соцуслуг, и добавил, что здесь субъекты не причем.

— Финансовая модель предоставления путёвок не работает. Чтобы отправить одного человека в санаторий по сегодняшней цене нужно, чтобы 15 человек, которым государство так же должно, не поехали. Тариф, который заложен — очень маленький. В этой связи по всей стране 536 тысяч человек должны поехать на санкур. Всегда сразу: кто виноват? Правительство передало ФСС полномочия обеспечить санкуром. Учитывая, что финансовая модель не работает, решения явного нет. Президент России Владимир Путин до 1 февраля правительству страны установил срок найти пути решения этой проблемы, — сообщил депутат.

Кроме длинной очереди Ильнур Хамидуллин обратил внимание на то, что сами реабилитационные учреждения не приспособлены под возможности инвалидов, хотя документально все может быть хорошо. Родители его тут же поддержали, сказав, что нет ни одного адаптированного учреждения.

— Вы жалобы писали? Мы готовы ехать разбираться, почему вы ходите в санатории, которые не соответствуют требованиям доступности, — ответил Кошелев.

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

Следующая проблема — размерность подгузников. Елена Петрова, мать ребенка-инвалида, которая также ездила в «Алабугу» отметила, что для подростков нет своего размерного ряда и в целом для детей-инвалидов.

— Мы были бы рады, если бы вы помогли заводу разработать линию под нас, — обращается к зампреду ФСС Петрова. — Качество подгузников в принципе нормальное для обычных детей.

Слово взял руководитель отдела продаж «Драйлок Текнолоджис» Дмитрий Агапов.

— Мы провели «круглый стол» в среду. В принципе качество подгузников всем понравилось, но действительно есть нюанс, что для особенных детей в размерной линейке 15-30 кг нужен размер чуть больше. Мы как производители это услышали. Сейчас попробуем это сделать, — говорит он.

— Сколько времени вам нужно, — спрашивает Кошелев.

— Нам нужен месяц, чтобы были тестовые образцы. Мы сказали, что их предоставим родителям, — добавил Агапов.

Также родители пожаловались на качество липучек. Некоторые даже пользуются изолентой, чтобы памперсы не спадали. Кошелев изучил елабужские подгузники — не сказать, что остался доволен. Он дал заводу две недели на устранение проблемы.

«Почему, если государство должно нас обеспечить, мы ходим с протянутой рукой?»

Следующий вопрос коснулся ТСР, а именно отсутствия дополнительных индивидуальных характеристик. Родители затронули коляски и слуховые аппараты.

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

Коляски Фонд выдает, исходя из характеристик, которые прописало МС в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА). Отметим, что раньше документ назывался просто ИПР. Затем ввели новую форму, которую заносят в так называемый регистр инвалидов. И теперь для получения колясок родителям приходится проходить комиссии с детьми-инвалидами заново.

— Когда определятся креслоколяска, она идет индивидуального размерного ряда. В том самом 888 приказе указано, что в отношении назначения креслоколясок должна быть индивидуальная приспособляемость, то есть должен учитываться размер таза, вес, наличие допприспособлений. Мы проводим освидетельствование на основании документов лечебных учреждений. Новая форма направления, которая вступила в силу, рассматривает эти вопросы. Поэтому если возникают изменения в состоянии здоровья ребенка,  то нужно проходить комиссию, — объясняет Пузанова.

— Абсолютно ненужный барьер, — вступил депутат. — Ввели новый регистр и чтобы им пользоваться, люди должны мучаться. Конкретно маме с двумя инвалидами этот барьер мешает. Я посмотрел программу. Реестр инвалидов — это действительно удобно, но если это не дает вам дополнительной информации, давайте я сделаю запрос на министра. Опишите проблему, я сделаю запрос.

Вероника Горбунова, мать ребенка-инвалида, коснулась уже характеристик слуховых аппаратов.

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

По ее словам, никаких технических характеристик аппаратов в ИПРА не прописано, только — заушный, цифровой и так далее. Дети не могут в них учиться.

— Мы все обращаемся в благотворительные фонды и просим. Почему, если государство должно нас обеспечить, мы должны ходить с протянутой рукой, — жалуется Горбунова.

— У вас должно быть заключение сурдолога. ИПРА прописала вам на основании заключения сурдолога заушный препарат. А потом вы идете к сурдологу и прописываете характеристики, — говорит Кошелев.

— Нет такого. Мы идем в ФСС и получаем, — уверяет женщина.

Зампреда объясняет, что Фонд всегда идет навстречу детям-инвалидам по слуховым аппаратам и попросил высказаться Минздраву, который тоже участвует в этом процессе.

— Мы проработаем этот вопрос. Сейчас прямо ответить не могу. Проблема существует не первый день, но в министерство здравоохранения, насколько я знаю, не обращались. Если вы оформите заявление, мы постараемся помочь, — говорит Галина Лысенко, начальник отдела Управления контроля стандартов и качества медицинской деятельности Минздрава Татарстана.

Фаррахов попросил записать вопрос и улучшить характеристики. 

«Мы накажем поставщика по полной программе»

Фарида Киреева — мать инвалида 18+. У нее проблемы с получением ортопедической обуви. Раньше она ее забирала на предприятии «Опора», которое находится рядом с домом, а теперь приходится ездить в другой конец города, потому что контракты больше не заключаются. Если покупать самим, то компенсацию ждать приходится долго.

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

— По регламенту у нас на возмещение два месяца, — говорит Кошелев.

— Почему нарушается, — спрашивает Юрий Никишин, организатор митинга, директор благотворительного фонда «Лучик».

— Павлом Николаевичем нарушается только одна история — ИП «Закиров». По остальным нарушений не нашли. У нас только только что закончилась ревизия. Я разговаривал с ревизорами. Первичны торги, а потом платим компенсацию, — отвечает Кошелев.

История с ИП «Закировым» оказалась неожиданной для родителей, поскольку о таком производителе они и вовсе не слышали. Зампреда объяснил, что Закиров вместо немецких колясок фирмы «Отто Бойк» предъявлял китайские, которые ломаются через два года. Другая схема коснулась ортопедической обуви, стоимость которой была увеличена в два раза.

— Пока мы с этой историей не разберемся, мы креслоколяски, протезы и обувь компенсировать не будем. Все, что касается остальных компенсаций, до конца года по ноябрь постараемся закрыть. А с нового года будет по регламенту, — говорит Кошелев. — Все, кому нарушили сроки изготовления, пишите нам заявления. На сайте мы вывесим сроки изготовления по всем изделиям. Мы накажем поставщика по полной программе.

Тогда родители затронули тему тендеров. Почему их выигрывают те, кто не умеет делать обувь. Страдают в итоге сами дети. Тут слово взял Фаррахов. Он отметил, что все упирается в 44-ФЗ и он готов выйти с инициативой его изменить. Рифат Ганибаев, председатель татарстанского отделения Всероссийского обществ инвалидов, предложил вернуться к государственным предприятиям и найти механизм контроля цен, чтобы не было коррупции.

— У нас есть закон, который внесен министерством экономики в правительство, о том, чтобы закрыть все ГУПы. Мы выступили категорически против. Если завтра запретят ГУПы, послезавтра предприятий не станет. Кто будет расхлебывать кашу? В понедельник в Госдуме будет круглый стол. Приезжайте тоже, — обращается к представителям госпредприятий депутат. — Надо отстаивать позицию, чтобы вы выходили из-под 44 закона.

Также Фаррахов добавил, что если тендеры выигрывают бизнесмены, которые значительно снижают стоимость изделий, то их нужно проверять, потому что скорее всего это мошенники.

Ревизоры нашли нарушение в ФСС Татарстана: «Лафа закончилась»

«Речь идёт не о политических моментах, а социальных» 

Вопросов оставалось еще много. По обеспечению подгузников периодически выпадает первый квартал, а за четвертый родители еще не получили. Кошелев спросил у Ганибаева, который поставляет памперсы, почему такая задержка. Исчерпывающего ответа он не дал. Сказал лишь, что на январь-февраль подгузники частично выдавал в декабре и марте, а за четвертый квартал скоро начнет развозить.

Тогда родители попросили Кошелева разрешить присутствовать на приемке и в целом представлять их интересы Надежде Титовой. Он согласился и попросил Лоханова включить ее в координационный совет.

— Начиная с прошлой пятницы, я уже в еженедельном режиме контролирую деятельность Татарского регионального отделения по проведению конкурсов, приемке товаров, контролю за развозкой и доставкой всех ТСР. Здесь сидят все, кто на подрядах. Предупреждаю всех, что лафа, которая была, закончилась. Направления получите все, сроки будут точно в рамках контракта. По каждому человеку буду контролировать из Москвы. Любое нарушение сроков повлечет штраф за ненадлежащее исполнение контрактов. Открытым текстом говорю то, что мне не понравилось в работе: поставщик определял, когда ему изготовить. Больше этого не будет, — заключил зампреда.

Ряд вопросов хотел задать Юрий Никишин, который представился всем как «организатор митинга с требованием отставки Павла Лоханова в связи с систематическим нарушением прав инвалидов». Эти слова задели Фаррахова и он попросил оставить политические лозунги. Тогда Никишин объяснил, что митинг был организован, потому что начались нарушения, которые выявила прокуратура, но каких-то сдвигов нет.

— Люди брали кредиты. Речь идет не о каких-то политических моментах, а о социальных, — говорит Никишин. — Сейчас вопрос в том, что идет не компетенция самого руководителя. Самоуправство и произвол и по компенсациям. Это неправильно. Почему это присходит, почему люди страдают от того, что сроки нарушаются? Прокуратура выявила.

Однако эту реплику решили не комментировать. Вопросы остались не только у родителей, но и у представителей власти. Уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская предложила ежемесячно организовывать такие встречи, пока не решится основная доля вопросов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *