Центробанк России выбивает у предприятий компании «ТАИФ» 4 млрд рублей

Эти средства должны помочь рассчитаться с частью кредиторов погоревшего Татфондбанка.
Эти средства должны помочь рассчитаться с частью кредиторов погоревшего
Татфондбанка.

Группа компаний «ТАИФ» в лице «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза» продолжает биться за судьбу спорных 4 млрд рублей с нынешними представителями рухнувшего Татфондбанка в лице Агентства страхования вкладов и Центробанка России.  

Судебная тяжба началась в Арбитраже ещё в начале 2017 года. Сама предыстория этой суммы денег следующая.

18 июля 2016 года ТФБ выдал кредит 1,8 млрд рублей предприятию «Нижнекамскнефтехим». Произошло это за пять месяцев до введения моратория в финансовой организации и приостановки её рассчетно-кассовых операций. Тогда же летом 2016-го «Нижнекамскнефтехим», ТФБ и подконтрольная экс-банкиру Роберту Мусину компания «Новая нефтехимия» заключили договор, по которому кредитором уже становилась последняя. «Новой нефтехимии» передавались от банка права требования к НКНХ.  

Центробанк России выбивает у предприятий компании «ТАИФ» 4 млрд рублей

Вместе с этим по аналогичной схеме и в тот же день, 18 июля, ТФБ выдал кредит нижнекамскому предприятию на сумму 2,2 млрд рублей. Они затем перешли к другой компании, так же аффилированной с Робертом Мусиным, — «Сувар Девелопмент». Чуть позже эта фирма свои обязательства передаст всё той же «Новой нефтехимии». 

Ещё одно предприятие, входящее в группу ТАИФ, «Казаньоргсинтез», параллельно разместило в банке субординированный депозит на сумму 4 млрд рублей. Он предполагает повышенную процентную ставку, выгоден прибыльностью, в нашем случае для КОС. У ТФБ интерес в том, что КОС отдает деньги на длительное хранение, без права и возможности изъять в любое время, пока не истечет срок договора. 

В документах, заключенных между ТФБ и компаниями группы ТАИФ, предусматривалось условие. Если норма достаточности базового капитала банка станет ниже 4,5%, тогда все долги и права требования по кредитам перейдут от НКНХ и КОС к «Новой нефтехимии» и «Сувару Девелопменту» соответственно. 9 декабря Роберт Мусин уведомил НКНХ, что ТФБ достиг показателя в 4,5%, и сделка была проведена. 

Центробанк России выбивает у предприятий компании «ТАИФ» 4 млрд рублей

В итоге круговорота этих 4 млрд рублей Роберт Мусин достиг удачной для себя цели — у Татфондбанка вырос, правда номинально, капитал и кредитный портфель. Это позволило Мусину обратиться в ЦБ РФ и под залог кредита НКНХ получить для тонущей финансовой организации кредит на 3,1 млрд рублей. В Центробанке увидели, что солидное, надежное и ликвидное предприятие НКНХ воспользовалось банком, и одобрили запрос Мусина.

По факту же долги и право требования оказались в руках всё тех же мусинских компаний «Новая нефтехимия» и «Сувар Девелопмент». 

Сейчас Агентство страхования вкладов, представляющее новую администрацию банка, оспаривает в суде прозрачность заключенных сделок между НКНХ и ТФБ. Представители «Нижнекамскнефтехима» уже успели заявить, что Роберт Мусин ввел их в заблуждение, воспользовавшись сделками, чтобы заполучить кредит от ЦБ РФ.  

По словам юристов предприятия, Центробанк сам виноват, раз не проявил щепетильность при рассмотрении документов, предоставленных Мусиным. В свою очередь в АСВ утверждают, что ТФБ и компании группы ТАИФ намеренно вошли в сговор, чтобы заполучить кредит от ЦБ РФ. И что 9 декабря 2016 года на самом деле норма достаточности ТФБ была не ниже 4,5%, а составляла 5,45%.

Центробанк России выбивает у предприятий компании «ТАИФ» 4 млрд рублей

В чем важность этой суммы в 4 млрд рублей? Сейчас банк должен кредиторам первой очереди, то есть вкладчикам-физлицам и превышенцам 20,9 млрд рублей. Это примерно более 11,6 тысячи человек. Долг ТФБ перед кредиторами третьей очереди составляет 77,8 млрд рублей. 

Поэтому в Арбитраже представители АСВ и ЦБ РФ бьются над тем, чтобы признать долг «Нижнекамскнефтехима» перед Татфондбанком. С помощью 4 млрд рублей можно было бы сократить обязательства перед физиками-кредиторами первой очереди на пятую часть. 

Именно эти операции между компаниями и стали основой для обвинения Роберта Мусина по статье злоупотребление полномочиями. Нормальный банк не должен был переводить долг с ликвидного (НКНХ) заемщика на неликвидного («Новая нефтехимия»). 

В августе 2017 года Арбитражный суд РТ удовлетворил иски ЦБ РФ к НКНХ, ТФБ, «Новой нефтехимии» и «Сувару Девелопменту» и обязал взыскать с НКНХ те самые 4 млрд рублей. Тут в дело вступил «Казаньоргсинтез» и начал обжаловать это решение. 

Центробанк России выбивает у предприятий компании «ТАИФ» 4 млрд рублей

В итоге в ноябре 2017-го Одиннадцатый арбитражный суд Самары постановил решение татарстанской Фемиды оставить в силе. В декабре КОС вновь подал жалобу в кассационном порядке в Арбитражный суд Поволжского округа, где все-таки отменили ранее вынесенный вердикт. Но в ноябре 2018 года Одиннадцатый арбитражный суд Самары вновь подтверждает законность решения татарстанского Арбитража.

Поволжский суд продолжает настаивать на пересмотре судебного решения и на этот раз перенаправляет дело не в Самару, а в Саратов, в Двенадцатый арбитражный суд. Тот в свою очередь в феврале 2019 года отменяет решение татарстанского суда и отказывает ЦБ РФ в удовлетворении иска к НКНХ. 

В Саратове судьи руководствовались тем, что было заведено ещё одно дело — НКНХ подал иск на ЦБ, чтобы оспорить обеспечение кредита, выданного регулятором Татфондбанку на сумму 3,1 млрд рублей. Этот иск рассматривался в Москве, где судьи встали на сторону ЦБ РФ. Но саратовский Арбитраж обратил внимание, что в Москве КОС лишился прав на представление своей позиции. 

Центробанк России выбивает у предприятий компании «ТАИФ» 4 млрд рублей

Так начался новый виток тяжб. В эти дни рассмотрение дела между ЦБ РФ, АСВ и НКНХ с КОС вновь разворачивается в Арбитражном суде РТ. Правда, и тут возникают свои препоны. Например, заседание от 17 октября было отложено, так как сейчас параллельно рассматривается дело по оспариванию сделок с «Новой нефтехимией» в рамках её банкротства.

— «Казаньоргсинтез» отдельно обратился, чтобы оспорить сделки «Новой нефтехимии». Сейчас стоит вопрос, чтобы дело по «Нижнекамскнефтехиму» и дело по банкротству «Новой нефтехимии», где и оспариваются сделки последней, объединить в одно общее дело, — заявил Денис Литвинов, представляющий интересы конкурсного управляющего «Новой нефтехимии». 

По его словам, судья Арбитражного суда РТ ждет решения о банкротстве «Новой нефтехимии» и объединения дел, чтобы впредь не возникало никаких противоречий. Все факты, установленные в деле банкротства «Новой нефтехимии» по состоятельности заключенных или нет сделок, в суде по НКНХ будут считаться доказанными и неоспариваемыми.  

Заседание суда перенесено на 13 ноября.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *