«Текст», который стал плохим фильмом

Журналист KazanFirst Аделя Рахматуллина в авторской колонке доказывает
Журналист KazanFirst Аделя Рахматуллина в авторской колонке доказывает, что
самая ожидаемая российская картина года не стоит потраченного времени.

О фильме «Текст» в киносообществе не говорит только ленивый. Пиарщики здесь потрудились на славу. Никогда ещё поговорка «на безрыбье и рак рыба» не была так кстати. Отечественная индустрия изголодалась по любой претензии на глубину, поэтому «пипл хавает» — приходится потреблять то, что дают.

Картина Клима Шипенко, снятая по одноименному роману Дмитрия Глуховского, с оригиналом связана только сюжетной основой. Если вы поклонник серии мемов «неповторимый оригинал/жалкая пародия», то вам прямиком на сеанс «Текста». Вы не получите эстетического удовольствия, не получите эмоционального насыщения, тем более не надо надеяться на моральное удовлетворение. И вот почему.

Сюжет

По сюжету картины 20-летнего парня Илью Горюнова (в исполнении Александра Петрова) подставляет полицейский Петр Хазин (которого сыграл Илья Янковский). Хазин подбрасывает Горюнову наркотики, «потому что может». Илью сажают в тюрьму на семь лет — вот вам завязка истории. Хотя создатели фильма и отрицают этот факт, но на передний план в картине выходит политический аспект, а только потом моральный.

— Мистическим образом картина стала созвучной с историей Ивана Голунова. Более того, Шипенко и Голунов — одноклассники. Мы, конечно, были в шоке от этих совпадений, — признается исполнительница роли второго плана Кристина Асмус — она играет девушку убитого полицейского Нину.

«Текст», который стал плохим фильмом

После освобождения из тюрьмы Горюнов находит Хазина, чтобы поговорить. Все это время Пётр жил той жизнью, о которой мечтал Илья. Режиссер несколько раз подчеркивает, что мстить главный герой не хочет, его единственная цель — пресловутое «посмотреть в глаза». Завязывается потасовка, и Илья убивает Петра. В руки главного героя попадает телефон жертвы, и он примеряет на себя его личность. Вот тут уже начинается основное развитие событий.

Все бы ничего, но Петров

В фильме много деталей, приторно рисующих российскую глубинку: главный герой пьет много водки, постоянно курит, носит покупки в пакете «Русь» и, в конце концов, живет в панельном доме. Также утрированная отечественная действительность отражена в диалогах в виде регулярного мата (который при этом «запикан», что символично) и псевдо-глубоких тезисов. Возможно, весь этот набор и сыграл бы на создание атмосферы такой любимой и родной русской «чернухи», если б работал в тандеме с другими актерами. Но зритель уже оброс четкими ассоциациями относительно Александра Петрова — его рафинированный образ явно далек от российской реальности, что превращает вышеперечисленные инструменты в «клюкву». 

В последнем интервью Ксении Собчак Глуховский признался, что недоволен выбором актера на главную роль, и даже обмолвился, что неплохо бы было поменять Петрова с Янковским местами.

«Текст», который стал плохим фильмом

Вообще, больше всего вопросов именно к персонажу Петрова. Главный герой в стагнации, он не проходит путь. Да, событийно Горюнов опускается на социальное дно, достигает классической «точки хуже некуда» (так сценаристы называют одну из обязательных составляющих драматического произведения), но это его не меняет, арка персонажа не вырисовывается. Горюнов стабилен: в начале фильма он непокорный мальчик, в конце фильма — непокорный мальчик постарше. Зато личность антигероя в картине раскрывается глубоко — он предстает как сложный персонаж, которого сломала то ли система, то ли родители, то ли все вместе. В произведении Глуховского все логично, ведь весь роман он подводит читателя к тому, что его герой не имеет права на существование. Но Шипенко идет по другому пути, поэтому остается загадкой, кто является главным героем в его картине? К сожалению, на этот вопрос не смогла ответить и Кристина Асмус. Зато она подробно рассказала о сложностях съемки постельной сцены. Это важно для понимания уровня глубины актерской драматургии в «Тексте» — какие актеры, такая и глубина.

Постельная сцена, претендующая на легендарность

Около 50% фильма снято на айфон — того требовал контекст. По сюжету Горюнов, завладевая телефоном убитого им Хазина, проникает в жизнь последнего через переписки, видео и фото, хранящиеся в гаджете. Горюнов находит «хоум видео» своей жертвы и мастурбирует на него. В самой мастурбации (по крайней мере в исполнении Петрова) ничего примечательного нет, зато к постельной сцене с Асмус и Янковским сложно остаться равнодушным. По задумке режиссера сцену снимал сам Янковский от лица своего персонажа на телефон, и это без сомнений один из самых откровенных, искренних и будоражащих сексуальных актов на большом российском экране. Здесь новаторство Шипенко проявилось и в подходе, и в ракурсах, и в образах, и в оформлении.

«Текст», который стал плохим фильмом

— Мне иногда короткую юбку или открытую одежду надеть тяжело, а тут такое. Мы снимали эту сцену в трехкомнатной квартире, конечно, вся съемочная группа попряталась по комнатам — остались только мы с Ваней и Шипенко. Я вечно недовольна собой, поэтому для меня это был настоящий вызов, — говорит Асмус.

После титров

Самая короткая по хронометражу, но определяющая деталь — сцена после титров. Осторожно, сейчас будет спойлер. Девушка Хазина стоит на могиле Горюнова вместе со своей уже взрослой дочерью. Нина смотрит на гранитную плиту, при этом создается впечатление, что она прощает убийцу любимого (кстати, именно Горюнов устраивает ситуацию таким образом, чтобы Нина не сделала аборт). В романе Глуховского все по-другому. Нина с дочерью стоят на могиле Петра Хазина, а за кадром должна появиться фраза: «Есть люди, от которых что-то остается, а есть люди, от которых не остается ничего». Таким образом, оригинальный мессендж стирается полностью — Глуховский не романтизирует своего персонажа и развенчивает его личность, а вот Шипенко возводит главного героя на пьедестал.

Но даже если зрителям картина не понравится, создатели обещают сильно не расстраиваться.

— Российскому кино тяжело в прокате. Поэтому для нас важна любая эмоция, в том числе и негативная. Главное, чтобы о фильме вообще говорили, — признается Асмус.

«Текст», который стал плохим фильмом

Чисто технически плюсов у этой картины больше, чем минусов: отличная съемка, оправдывающая 120-миллионный бюджет, качественный видеоряд, мощный сценарный каркас и обилие контекстных деталей (а за «ружьями Чехова» всегда приятно наблюдать). Но в конечном итоге появляется ощущение, что ты посмотрел фильм, который мог бы быть очень хорошим, но не смог.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: