Инвесторы боятся вкладывать в медицину

Те
Те, кто уже работает, выбирают доходные позиции. Министерство здравоохранения
этим недовольно.

Во время послания депутатам Госсовета президент Татарстана Рустам Минниханов поставил задачу министру здравоохранения Марату Садыкову, до конца года разработать дорожную карту по интеграции государственной и негосударственной медицины для повышения качества оказываемых услуг. Помогать коллеге в этом поставлена глава Агентства инвестиционного развития Талия Минуллина, которая собрала всех участников рынка медуслуг на одной площадке. В ходе панельной дискуссии выяснились и так известные вещи — бизнес видит перспективу сотрудничества в высокомаржинальных секторах типа онкология и фармацевтическая промышленность.

Деньгами рисковать не готовы

— Привлечение инвесторов в систему здравоохранения — сложный вопрос, — считает Минуллина. — В основном частные иностранные инвестиции приходят в обрабатываемую промышленность, строительство, агропромышленный сектор, машиностроение. Мы пытаемся делать социальный запрос, но для инвесторов она не такая привлекательная в связи с тем, что там очень длинные деньги. В такие проекты готовы входить банки, фонды или очень крупные корпорации. Простой частный инвестор не готов рисковать.

Инвесторы боятся вкладывать в медицину

Со слов главы АИР, среди самых популярных вопросов, задаваемых иностранными инвесторами, значатся наличие английского права, вопросы оформления участков, возможности поддержки или софинансирования со стороны государства, а также наличие субсидий и налоговых льгот. При этом Минуллина уверена, российская ниша здравоохранения огромна.  

— Если апеллировать цифрами, доля частных иностранных инвесторов менее одного процента, — заявила спикер и уточнила, что больше всего интерес к подобного рода сотрудничеству уделяют китайские, японские и корейские компании. 

Со словами Минуллиной согласились участники дискуссии, более половины (50,6%.- Ред.) из них проголосовали «За наличие резервов у регионов для привлечения новых инвесторов». 

Закон есть, но пока его принимали, он устарел 

Исполнительный директор Национального центра развития государственно-частного партнерства Максим Ткаченко считает, что 224-й Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве», в создании которого принимала участие возглавляемая им организация, сделал только хуже. Из-за того, что он разрабатывался в течение пяти лет, за которые ситуация кардинальным образом поменялась. 

Инвесторы боятся вкладывать в медицину

— На сегодняшний момент мы имеем пять региональных заключенных соглашений, 17 муниципальных и один федеральный на 220 млрд рублей, — отмечает Ткаченко. Последнее соглашение «О маркировке», со слов спикера, подписано с крупным инвестором без конкурса. Всего же в России 175 концессионных контрактов, их количество превалирует из-за большего доверия к подобного рода сотрудничеству. 

Ткаченко не отрицает, что сложности с законом есть, но соль в другом — в отсутствии денег у населения, которое попросту не будет ходить в подобные учреждения. 

Замминистра промышленности и торговли Татарстана Алексей Савельчев уверен, что в Татарстане инфраструктура для развития медицинской промышленности есть — промпарки, ОЭЗ, ТОСЭР. Однако пока объем в этой области не превышает 2 млрд рублей. 

— 220 млрд рублей — открытая ниша для партнерства, — добавил замминистра. 

Перспективными нишами эксперты называют блок онкологии, реабилитации и фармацевтической промышленности. Супротив им — паллиативная и гериатрическая помощь. 

Предприниматели выбирают ликвидные позиции, остальное — государству

Со слов депутата Госдумы Бориса Менделевича, в рамках обсуждаемой темы речь идет в большей мере о сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования. 

— На сегодняшний день никаких проблем заявиться в программу ОМС нет, — уверен он.

Инвесторы боятся вкладывать в медицину

Без проблем, конечно, не обошлось. С одной стороны,  частники выбирают ликвидные тарифы, оставляя на государственные учреждения неликвид. Решить этот вопрос Менделевич предлагает выравниванием тарифов либо их объединением. 

— В тарифе совершенно не предусмотрена прибыль. Частникам приходится формировать эту прибыль где-то в другом месте, — считает Менделевич.

Министр здравоохранения Татарстана Марат Садыков заявил, что на сегодняшний день в республике существуют несколько ГЧП-проектов, в том числе по направлению реабилитации, поставки кислорода, создания центра рассеянного склероза. 

— Мы готовы активно сотрудничать с частным бизнесом, — заявил Садыков и подчеркнул, что серьезных проблем, помимо озвученной Менделевичем, нет. 

Ещё один вопрос, над которым участникам заседания пришлось подумать, — конкурируют ли между собой регионы. Тут большинство людей были единогласны — соперничают. Как отмечают эксперты, результаты говорят об отсутствии системы межрегионального взаимодействия. 

Инвесторы боятся вкладывать в медицину

Если проще, то строительство нового медицинского центра в Казани приведет к тому, что в него будут ездить люди из соседних регионов. А те в свою очередь потеряют деньги, но если построить аналогичный центр в условной Чувашии, то деньги останутся в субъекте, но количество клиентов снизится. 

Нехватка кадров и монополия на медицинские услуги 

Ещё один депутат Госдумы, а в прошлом министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов уверен, что рынок может достигать показателя 7,7 трлн рублей и речь в данном случае не столько о частных клиниках, сколько о «благодарности» врачам и платных услугах. Основной же проблемой сферы здравоохранения в целом является отсутствие квалифицированных кадров. 

— Людям не интересно работать в государственной медицине, особенно молодому поколению, — сказал парламентарий и добавил, что повышением зарплаты вопрос не решить.

Исполнительный директор департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал Александр Романов  рассказал о существовании терминологического недопонимания между участниками рынка — государством, бизнесом и банком.

— Есть в медицине частные предприятия, а есть те, которые создаются по ГЧП. И это две большие разницы, — уверен он. 

В пример эксперт привел больницу, которая должная была появиться на Камчатке, однако реализовать проект не получилось из-за нехватки 2,5 млрд рублей. Спикер уверен, в случае с государственно-частным партнерством речи о деньгах быть не может.

— Чем больше вам не хватает денег, тем больше вам придется расплачиваться в будущем, — считает Романов. 

Инвесторы боятся вкладывать в медицину

Очередная сложность кроется в практически нулевом положительном решении относительно ГЧП со стороны федерального Минздрава. Единственным работающим вариантом подобной формы работы он называет ситуацию, когда необходимо реформировать существующую систему, оставшуюся на уровне «советского сервиса». 

— У нас нет ни одной крупной компании, которая оказывала бы медицинские услуги, и у нас нет никакого рынка здесь, есть жесткое регулирование, есть одна большая монополия. Для больших инвесторов рынок здравоохранения закрыт, — заявил Романов.

Таким образом, спикер говорит о необходимости передачи монополии на управление медицинскими учреждениями в адрес коммерческих структур. Тем самым и создав государственно-частное партнерство. И именно через конкуренцию он предлагает взращивать качественные услуги. 

Как пример положительного — «Росатом», который вложился в инновационное развитие отрасли. Директор по развитию ГЧП госкорпорации Ольга Есаулова отметила, что речь идет о диверсификации и создании кластера, занимающегося ядерной медициной. 

— «Росатом» заинтересован в сотрудничестве с республикой. Мы готовы переехать всем дивизионом и в плотном контакте создавать необходимые проекты, — анонсировала Есаулова планы госкорпорации.

В завершение заседания участникам предложили ответить на вопрос: «Почему частные инвесторы боятся вкладывать в здравоохранение?». 46,7% респондентов ответили: «Недостаточно гарантий со стороны государства», еще 40% уверены: «Данная отрасль не такая маржинальная, как другие». 

Инвесторы боятся вкладывать в медицину

Менять ситуацию можно через создание новых крупных частных игроков в сфере с необходимыми компетенциями, переписывание условий использования денежных средств, так как последние заточены исключительно под госзаказ. Еще один вариант — не привязывать тариф к затратам «подрядчика», модернизировать первичное звено и повышать тарифы на него. Улучшать систему ГЧП можно через регулярное обновление законов и подзаконных актов, регламентирующих ГЧП, кроме того, существует жесткая необходимость урегулирования критерия «качества оказания услуги».

— Как можно вести переговоры с инвесторами в этой ситуации? На какие вопросы я отвечаю и как уж на сковородке сижу и не могу толком ответить ни на один вопрос, связанный с долгосрочным планированием, возвратом инвестиций, финансовыми моделями и запросами государства, — считает Минуллина. 

С ее слов, хоть и галопом по Европам, но обсудить существующие проблемы удалось. Итогом мероприятия станет резолюция, которую должны подписать все участники дискуссии, затем она отправится в адрес лиц, принимающих решения, — государства, финансовых институтов и крупных корпораций.


Читайте также: Первичной помощи поставили народный диагноз


Comment section

Добавить комментарий

Войти: