Необоснованные амбиции ГЖФ приводят к убыткам

Госкомитет искусственно сдерживает тариф в интересах населения
Госкомитет искусственно сдерживает тариф в интересах населения, а Госжилфонд
никак не может выйти в плюс с «нужными» котельными.

Государственный комитет Татарстана по тарифам продолжает устанавливать тарифы на 2020 год для организаций. В этот раз заседание правления под председательством первого заместителя руководителя ведомства Александра Штрома прошло не без «сучка и задоринки». Но видимо вспоминая порку некоторых организаций на прошлых заседаниях, представители компаний, чьи тарифы рассматривали накануне, предпочли не приходить, заочно согласившись с принимаемыми решениями. 

Необоснованные амбиции ГЖФ приводят к убыткам

Начали заседание с вопроса об установке тарифа за подключение к электросетям «Сетевой компании» для еще не построенного мусоросжигательного завода в Осиново. Большинством голосов приняли затраты в размере 29,3 млн рублей. Штром отметил, что Госкомитет изначально поддерживал предложение «Сетевой компании» о стоимости подключения в размере 64 млн рублей, но Федеральная антимонопольная служба приняла решение снизить тариф практически в два раза. Таким образом, ФАС часть затрат по подключению мусоросжигательного завода переложила с собственников завода на потребителей республики. За утвержденные деньги «Сетевая компания» обязуется отремонтировать существующие сети и построить два километра новых сетей для завода.

Также Госкомитет установил для «Нижнекамскнефтехима» стоимость подключения к электрическим сетям строящейся на территории завода ПГУ ТЭС. В данном случае, так же по решению ФАС, цена снижена с 649,1 млн рублей до 402 млн. За эти деньги «Сетевая компания» должна будет построить три ЛЭП по 30 км каждая и отремонтировать 3 км существующих. При этом НКНХ необходимо самостоятельно выполнить работы на общую сумму более 210 млн рублей. 

Необоснованные амбиции ГЖФ приводят к убыткам

Во время заседания правления прозвучала мысль, что наконец-то «Нижнекамскнефтехим» потеряет статус смежной сетевой организации в электрике и «уйдет из котла». Данный профессиональный термин означает, что часть затрат завода на содержание их электрохозяйства перестанет перекладываться в тариф на передачу и покрываться за счет потребителей республики. Теперь собственники «Нижнекамскнефтехима» из своих денег будут содержать это хозяйство.

После решения по стоимости подключения к электросетям двух крупных потребителей регулятор начал устанавливать тариф за подключение новых домов, построенных в Набережных Челнах компанией «Домкор» в микрорайоне «Замелекесье». За подключение четырех новостроек к системе холодного водоснабжения и водоотведения девелоперу придется заплатить чуть меньше 25 млн рублей, из которых львиную долю составит подведение коммуникаций к территории — за это нужно будет заплатить 7,6 млн.

От воды в Набережных Челнах участники заседания перешли к теме тарифа на транспортировку сточных вод и питьевой воды для «СК-16» на 2020 год, а точнее ЖК «Родина», что в районе улицы Енисейской в Казани. По решению ведомства в первом полугодии тариф на питьевую воду составит 3,52 рубля на весь год, в свою очередь тариф на сточные воды до июля 2020 года будет равен 7,98, а позднее вырастет до 8,03 рубля. «СК-16» занялось бизнесом на посредничестве при поставке воды жителям ЖК «Родина», взяв в аренду сети водоснабжения у ООО «ТСИ».

Необоснованные амбиции ГЖФ приводят к убыткам

— Это же новый жилой комплекс. Как всегда, где логика того, что появляются посредники между «Водоканалом» и жителями этих домов? Оптимально, наверное, чтобы «Водоканалу» трубы и перешли, смысл-то в посреднике, — обращает внимание заместитель председателя Межотраслевого совета потребителей Республики Татарстан Тимур Халиков. — Хорошо, что госкомитет сейчас использовал метод аналогов при установлении тарифа, но все равно «сотрудничество» напрямую с «Водоканалом» было бы жителям выгоднее, чем работать с посредником.

— В принципе тут транспортировка дешевая выходит, — уверяет зампредседателя Госкомитета Лилия Борисова.

Ведомство установило тариф на питьевую воду для «Теплоснабсервиса», обслуживающего ЖК «Лесной городок», расположенный в пригороде Казани. В 2020 году тариф составит 15,65 рубля в первом полугодии, а во втором вырастет до 15,58 рубля. «Теплоснабсервис» для снабжения водой взял в аренду у «Сувар Казань» скважины для подъема воды, оборудование для очистки воды и насосы.

Однако Халиков обратил внимание на некоторые неточности в расчетах тарифа, с которыми Госкомитет согласился, найдя тут же ошибки в материалах.

— В принципе тариф 15 рублей 85 копеек даже ниже, чем у казанского «Водоканала», — отмечает Борисова.

Необоснованные амбиции ГЖФ приводят к убыткам

После гидроэлектровопросов Борисова перешла к последнему блоку — «тепло». Первый же вопрос касался корректировки тарифа на передачу тепла «Казэнерго».

— Вопросы к этому блоку будут, — анонсировал непростой ход обсуждения Халиков.

Со слов ответственной за установление тарифа на тепло в Госкомитете Елены Мартыновой, ведомство предлагает установить тариф на передачу тепловой энергии на уровне 66,75 рубля в первом полугодии и на две копейки (в прямом смысле слова) увеличить тариф во втором полугодии 2020 года — 66,77 рубля.

— Есть вопросы, которые адресованы самой компании, — начал Халиков.

— Это же передача еще только, — успокоила его Борисова.

— Я бы хотел обратить внимание в первую очередь комитета. Дело «Казэнерго» позволяет оценить подходы Госкомитета при установлении тарифа для многочисленных теплосетевых организаций. «Казэнерго» само по себе пассивно, но объективно их тариф низкий. И если всем теплосетевикам установить именно этот тариф, получится значительная экономия в платежах за тепло. Но возможно и другое, если «Казэнерго» не будет так пассивно и отдаст свои сети в аренду, например, ГК «Транзит», которому комитет установил очень выгодный тариф, то «Казэнерго» еще и в выигрыше окажется. 

Тем самым Халиков в очередной раз обозначил проблему подрядчиков, желающих навариться на тарифе. О том, как это происходит, мы рассказывали ранее. Тогда на примере ГК «Транзит» был продемонстрирован яркий пример, как «группа в полосатых купальниках» может взять в аренду маленький кусочек теплотрассы и поставлять тепло в любой дом. Как следствие — получать прибыль с «фейковых ремонтов» этих самых сетей или легально зарабатывать на «перепродаже» тепла, процент с которого класть к себе в карман.

Необоснованные амбиции ГЖФ приводят к убыткам

Основной казус оказался в разобранном тут же примере. В Казани есть территория, куда тепло поставляют только котельные «Казэнерго», на этой территории есть 200 метров тепловых сетей, по которым поступает тепло от котельной «Казэнерго» в некоторые дома. Собственник этих сетей — частная фирма «ТБО», которая отдала их в аренду печально известной ГК «Транзит», умудрившейся получить в Госкомитете тариф в размере 168,6 рубля. В то же время самому «Казэнерго» регулятор установил тариф 66,75 рубля — это на 100 рублей ниже, чем ГК «Транзит». Как отметила Мартынова, Госкомитет пытался довести до собственника сетей информацию, что для населения будет выгоднее, если сети отдадут «Казэнерго», так как они их обслуживают дешевле, но собственник сетей проигнорировал это уточнение. Понять его тоже можно — он отдал в аренду тем, кто больше предложил. Но тут возникает закономерный вопрос: почему же Госкомитет устанавливает такой высокий тариф ГК «Транзит», благодаря которому эта организация предлагает более выгодные условия собственникам сетей, а платят за это все равно все жители Казани?

Со слов собеседников KazanFirst, знакомых с ситуацией, проблема заключается в позиции энергетиков, готовых брать трубы только на безвозмездной основе. В то время как новоявленные «посредники» готовы их арендовать, получить тариф и из этих денег «покупать себе машины».

Еще один «горячий» вопрос касался установления тарифа на тепловую мощность в отношении «РСК» по жилым домам района М-14.

— У нас есть ситуация — есть котельные и сети ГЖФ, переданные в аренду «РСК», при этом фактический полезный отпуск не бьется с принимаемым Госкомитетом. Как итог убыток у «РСК» по М-14. Как складывается математика? Полезный отпуск размазывается, чтобы в предельный уровень тарифа уложиться. Когда убытка не будет? Или у них при текущем полезном отпуске всегда будет убыток? — вопрошает Халиков.

— Когда полностью микрорайон застроится, — парировала Борисова.

Необоснованные амбиции ГЖФ приводят к убыткам

В завершение Халиков выдвинул предположение, что какое-то время «РСК» в любом случае будет «плодить убыток». А покрывать его они будут за счет других источников — например, не платить аренду в адрес ГЖФ или не выполнять необходимые работы.

— Получается, что создали объект, который приводит к тому, что будет убыток. А вдруг его в какой-то момент погасят за счет жителей М-14? — предполагает Халиков.

Со слов заместителей Госкомитета, убыток как факт прекратится, когда все объекты будут достроены и «РСК» заработает в полную силу. Но пока новых подключений к «РСК» нет.

— У некоторых товарищей такие амбиции, когда им надо свою котельную, свои сети, а потом… Эти амбициозные планы ГЖФ, которые тратят деньги на строительство не совсем нужных мощностей. Построили, в итоге в убыток, полезного отпуска нет. Зачем надо было столько денег морозить? — сетует Халиков.

Крыть эту карту Мартыновой было нечем. Сама она заявила, что Госкомитет пытается сдержать тариф, но пока другой ситуации по данному вопросу ожидать не стоит.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *