Противники МСЗ в Казани вооружились технологиями киевского майдана

Политологи и эксперты убеждены
Политологи и эксперты убеждены, что методы активистов не конструктивны. Им нужно
выстраивать цивилизованный диалог с инвестором и следить за ходом экспертиз.

Власти Татарстана внимательным образом следят за тем, как проходит экспертизу проект строительства завода по термической переработке отходов в Казани, в народе МСЗ. Но на самом деле эксперты отрасли подчёркивают, что некорректно называть предприятие МСЗ. Реальную суть применяемых на этом объекте технологий отражает правильное название — Завод по термической обработке отходов в энергию.

В то же время на предполагаемом месте строительства противники МСЗ, как они себя продолжают именовать, разбили палаточный лагерь. Искренность мотивов некоторых активистов и общественников у экспертов KazanFirst вызывает серьёзные вопросы. 

Противники МСЗ в Казани вооружились технологиями киевского майдана

Казань уже давно знакома с мусорной проблемой. Ещё шесть-семь лет тому назад жители столицы мучились от то и дело вспыхивающих пожаров на Самосыровской свалке. Тогда концентрацию вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, фиксировало не только специальное ведомство, но и казанцы. И о высокой степени вреда экологии и говорить не приходится. Всё и так понятно.  

С тех пор город отказался от эксплуатации свалки, Самосырово законсервировали, рекультивировали. Однако горожане мусорить от этого меньше не стали, а отходы куда-то нужно девать.

Что делает республика?

2 декабря 2019 года стало известно, что Главное управление экспертизы дало положительное заключение по проекту завода термической переработки отходов. Структура «РТ-Инвеста» АГК-2 планирует построить предприятие неподалёку от Казани в 2022 году.

Тем не менее позиция главного инвестора проекта «РТ-Инвест» — не останавливаться и пройти ещё экспертизы, чтобы максимально доказать целесообразность и безопасность технологий, применяемых на предприятии. 

Противники МСЗ в Казани вооружились технологиями киевского майдана

— Для спокойствия жителей мы готовы проходить любые экспертизы, так как уверены в безопасности и технологичности предприятия. Это уникальный для России проект, который реализуется в рамках национального проекта «Экология» и не имеет аналогов по набору апробированных технологий в области обработки отходов в промышленных масштабах. Мы учитываем опыт других стран, внедряем наилучшие доступные технологии и гарантируем соблюдение самых жестких стандартов в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, — сообщили в «РТ-Инвесте».

То, что проект должен пройти все возможные уровни проверки, понимают и власти Татарстана. По инициативе президента республики Рустама Минниханова региональное министерство экологии инициировало проведение независимой международной экспертизы с привлечением учёных из Германии. 

— Участие в международной экспертизе проектной документации примут не менее трех экспертов, имеющих опыт проектирования, аудита экологической безопасности и экономической эффективности, а также эксплуатации заводов по термическому обезвреживанию ТКО, проекты которых реализованы по всему миру. Планируем, что подведенные итоги будут озвучены научными экспертами Германии, — подчеркнул министр экологии и природных ресурсов Татарстана Александр Шадриков.

Противники МСЗ в Казани вооружились технологиями киевского майдана

Он также напомнил, что проведение подобной экспертизы российским законодательством не предусмотрено. 

— Результаты такой экспертизы не могут подменять результаты установленной законом государственной экологической экспертизы, тем не менее, оценка проекта зарубежными специалистами может существенно дополнить результаты ГЭЭ и способствовать повышению качества оценки степени экологической безопасности проекта, — отмечает глава республиканского ведомства.

Список экспертиз, которые уже прошёл завод в Татарстане: 

1) Июнь 2018 года — проведены общественные слушания проектной документации и материалов оценки воздействия на окружающую среду.

2) Январь 2019 года — получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны.

3) Март 2019 года — положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

4) Апрель 2019 года — получено согласование внестадийной работы «схемы выдачи мощности» (СВМ).

Официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова, комментируя недавно появившийся палаточный лагерь в Осиново, где и планируется строительство предприятия, дала понять, что у жителей есть законные методы для встречи с руководством республики. 

— Подход к обращению с отходами должен быть комплексным и системным. Когда к нам пришло понимание, что нужно что-то делать с огромными кучами мусора, мы начали анализировать. Очевидно, если есть необходимость глобально решать проблему с мусором, то нужно рассматривать все варианты, но исключительно с позиции того, что [методы] не должны представлять опасность для жизни и здоровья людей, — заявила Галимова.

С её слов, правительство республики не намерено провести формальную проверку и построить завод «лишь бы был». Подобное решение доказывает и тот факт, что под Казанью начали прокладывать дорогу, — в качестве подготовительного этапа и не более того. Решающим фактором для строительства станут результаты независимой международной экспертизы, которую будут проводить немецкие специалисты. Пока же президент Татарстана Рустам Минниханов провел встречу с финскими специалистами. Они представили ему несколько вариантов работы с отходами, в том числе по переработке мусора. Но это не говорит о том, что идёт речь об отказе от строительства завода. Ранее анонсированные проекты различных мусороперерабатывающих заводов и иных форм обращения с отходами не решат проблему глобально. Таким образом, МСЗ остается единственным действенным способом решения вопроса. 

Противники МСЗ в Казани вооружились технологиями киевского майдана

Официальный представитель Кремля отмечает, что если активисты хотят встретиться с президентом лично и обсудить насущные вопросы, то никто им палки в колеса вставлять не будет. Для этого необходимо записаться на прием, как того требует закон, а не заявлять о желании встретиться в социальных сетях или прессе.

Что делают противники МСЗ?

3 декабря экоактивисты вооружились палатками и разбили свой лагерь на предполагаемом месте строительства предприятия. На самом деле речь пока ещё не идёт о строительстве самого предприятия. Все те рабочие и спецтехника, разгоном которой активисты хвастаются в своих сообществах, — это лишь одна из подрядных организаций, которой заказали построить дороги на этом участке земли.

По информации KazanFirst, руководители предприятия уже приготовили и направили иски против протестующих палаточников, так как у них срываются сроки, под угрозой финансовое положение предприятия и выплата зарплаты простым рабочим. И они никакого отношения к строительству завода по термической обработке отходов не имеют.

Обозреватель KazanFirst Альберт Бикбов у себя в Телеграм-канале обращает внимание, как активисты-палаточники, чтобы согреться, разжигают костры из мусора. Он считает, что они провокаторы, которые не осознают ответственности и ставят под удар обычных жителей. 

Противники МСЗ в Казани вооружились технологиями киевского майдана

По его словам, у зачинщиков лагеря в Осиново есть конкретные спонсоры, которые на самом деле манипулируют сознанием людей, чтобы только достичь своих бизнес-задач. 

— К вопросу о вдохновителях и спонсорах мусорных протестов в Казани. Разумеется, это не наши владельцы и эксплуатанты большинства мусорных полигонов (хотя есть вопросы по фирме КЭК). Инвесторы завода в Зеленодольском районе и эксплуатанты мусорных свалок — одна и та же группа лиц (РТ-Инвест). Настоящие вдохновители и спонсоры мусорных беспорядков находятся не в нашем регионе, — сообщает Бикбов.

В числе интересантов протеста он упоминает лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, благосклонностью которого пользуется одна из местных активисток.

Бесплатно никто морозиться не будет

— Их активность очень похожа на акции 2013-2014 годов, которые были в Киеве на майдане, но с провинциальным масштабом, — рассуждает заведующий кафедрой конфликтологии КФУ Андрей Большаков.

По его словам, организация протеста зимой, с палатками и провиантом, наводит на мысль, что деятельность противников МСЗ на самом деле проплаченная. 

— Сегодня времена другие. Бесплатно уже никто морозиться не будет, вредить здоровью. Узнать, как и кем финансируется подобная деятельность, — это удел исключительно правоохранительных органов, — считает собеседник.

Противники МСЗ в Казани вооружились технологиями киевского майдана

Он признаёт за людьми право на протест, однако для выражения своей позиции есть и другие формы деятельности, а не только палаточный лагерь и бросаться под спецтехнику или перекрывать дорогу. Действия активистов Большаков определяет как «на грани с экстремистским поведением» и выражает надежду, что они всё-таки черту не перейдут и останутся в рамках правового поля.

С ним соглашается депутат Госсовета Николай Атласов, который так же считает, что пикетирование зимой и палаточный лагерь — это не единственный метод у общественности, чтобы донести свои опасения насчет завода в Казани. Переговоры, круглые столы и другие формы цивилизованного обмена мнениями по-прежнему работают.  

— Любой производственный объект — это объект повышенной экологической опасности. Но если его эксплуатировать по всем нормам и правилам, то он не будет представлять опасность. Поэтому нужно изучить все проектные документы, назначить международную экспертизу. Чем и занимаются власти Татарстана по проекту завода в Казани, — высказывает мнение парламентарий. 

Противники МСЗ в Казани вооружились технологиями киевского майдана

Но судя по поведению активистов, цивилизованные способы общения им не нужны. За это никто не заплатит. Нужна огненная позиция неприятия, на которую, к сожалению, иногда клюют законопослушные жители республики. Они могут не знать истинных мотивов псевдозащитников экологии.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *