Испытано на себе: как редактор KazanFirst работала присяжным заседателем

Сотрудники судов плачут
Сотрудники судов плачут, что очень трудно найти добровольцев для рассмотрения
дел, — все отказываются, но с нашим журналистом им повезло. Часть I.

С июня 2018 года районные и городские суды России могут проводить заседания с участием присяжных. В Татарстане за 2018 год рассмотрели 10 таких дел. Итоги 2019-го пока не подведены, но, по отзывам сотрудников, таких судов в разы больше. Подсудимые и адвокаты просят, чтобы дело рассматривали присяжные. Им кажется, что непрофессионалов проще разжалобить, поэтому можно получить оправдательный приговор или хотя бы снисхождение, которое на треть скостит срок.

Как я обрадовалась, что буду присяжной и почему отказались остальные 49 человек

Получив письмо со штампом суда, я обрадовалась, а коллеги не скрывали зависти — им так еще не фартило. Как оказалось, я с такой позицией — исключение. Не суди, да не судим будешь — свято чтут народную мудрость большинство россиян и в присяжные не хотят. Поэтому суды приглашают сразу 50 человек, чтобы было из кого выбрать.

Испытано на себе: как редактор KazanFirst работала присяжным заседателем

Присяжного вызывают повесткой. Списки предоставляет районный избирком. Но зависимости между тем, насколько вы дисциплинированно голосуете, и шансом стать народным судьей нет. Среди нас были как ходившие на выборы постоянно, так и не ходившие никогда. 

Приглашают непосредственно на первый день заседания и отбор — это тоже часть процесса. Нас собрали к 8 утра, хотя дело начали слушать после 12.

Первый этап — это отсеивание по возрасту и профессии. Присяжными не могут быть люди младше 25 и старше 60, беременные, мамы детей до трех лет, «силовики», сотрудники судов и даже педагоги с врачами. Считается, что у последних общественно значимый труд и государство будет нести большие потери, если оторвать их от работы на время исполнения обязанностей присяжных. Трудовую книжку не требуют — всем верят на слово. Это первый шанс сбежать для тех, кто не хочет вершить правосудие. В итоге шесть человек объявили себя воспитателями. 

Испытано на себе: как редактор KazanFirst работала присяжным заседателем

Второй способ — отказаться по религиозными причинам. Об этом заявили трое. На самом деле желающих было намного больше, но помощница судьи сделала глаза раненой лани. 

— Пожалуйста, не уходите, мне надо отобрать на процесс минимум 25 человек. Вы можете на судебном заседании заявить самоотвод. Если вы в этом году будете присяжными, вас потом целый год не будут вызывать, — пыталась разжалобить она.

— А если понравится? — сказал кто-то. 

То есть все-таки не я одна хотела быть присяжным.

«Алло, Галочка? Ты сейчас умрешь! Потрясающая новость!»

Второй этап отбора происходит с участием судьи, прокурора, адвоката и обвиняемого. Но перед этим оставшихся 25 человек в зале закрыли приставы и забрали паспорта. Сказали, чтобы отнести в бухгалтерию (присяжным начисляется зарплата). Но показалось — чтобы не сбежали до начала процесса. И это продолжалось больше двух часов.

Мы делали селфи на фоне судейского кресла, клетки для подсудимых, звонили знакомым. Причем разговоры у всех начинались одинаково — в духе: «Алло, Галочка? Ты сейчас умрешь! Потрясающая новость!». 

Испытано на себе: как редактор KazanFirst работала присяжным заседателем

Когда все звонки были сделаны, а фото отправлены, назрел бунт: «Почему мы все здесь сидим?! Пусть остается тот, кто хочет!». Правда, дальше слов не пошло, потому что дверь сторожил суровый судебный пристав.

На процесс нас повели тоже под конвоем. 

— Выражаю глубокое уважение тому, что вы потратили свое время и пришли, — поприветствовал и попытался смягчить народный гнев судья. 

Он, кажется, волновался, потому что это был первый в его жизни процесс с участием присяжных.

«Вы будете заняты на заседании до обеда, а потом пошлангуете»

И снова начался «кастинг», только теперь уже судья объявлял «противопоказания». Оказалось, что присяжными не могут быть родные и знакомые, а на суд каким-то образом попали мать с сыном. Нельзя быть присяжным, если у вас есть родственники с уголовным прошлым. В этом пороке признались шесть человек. 

Только после этого начали выслушивать тех, кто хотел взять самоотвод.

— У меня новая работа, я на испытательном сроке.

Судья с прокурором понимающе кивали. 

— У меня жена в больнице, ребенка не с кем оставить.

— Дети — это святое, — вздохнул прокурор. 

— Для меня это ново, я боюсь, что не смогу… Я человек, как это сказать… 

— Впечатлительный? — помог собраться с мыслями судья.

Испытано на себе: как редактор KazanFirst работала присяжным заседателем

Такими темпами нас могло совсем не остаться, поэтому прокурор с судьей стали вести себя жестче.

— Я не могу — по графику работаю.

— Где?

— В метро.

— Метро — это не самый стратегический объект. На время исполнения обязанностей присяжных вы должны быть освобождены от работы. В Казани людей нет вас заменить, что ли? — прокурор сдвигал очки на кончик носа и сверлил глазами женщину средних лет. 

Суровость оказалась напускной. «Вы будете заняты на процессе до обеда, а потом пошлангуете», — описывал преимущества гособвинитель.

В итоге всех, кто не хотел быть присяжным, отпустили. Даму из метро тоже — со словами: «Мы сами на метро каждый день ездим, поэтому ваш самоотвод удовлетворим».

Сторона обвинения тоже имеет право отбирать присяжных. Для этого список оставшихся передали адвокату и подзащитному. Они вычеркнули несколько человек. По какому принципу это происходит — непонятно, так как никаких данных присяжных, кроме ФИО, нет.

После второго тура нас осталось 11, но на процесс нужно только девять — шесть основных и трое запасных (это в районном суде, в судах высшей инстанции присяжных может быть 12). Их выбирают рандомно. Переписывают в новый список в том же порядке, в котором были занесены в старый, и вычеркивают последние две фамилии. Я попала в список шести основных. Вместе со мной еще двое женщин и трое мужчин. Все разного возраста и профессий — от 30 до 55, от парикмахера до инженера. 

Испытано на себе: как редактор KazanFirst работала присяжным заседателем

Во второй части статьи я расскажу о том, как к присяжным относятся в суде, как нас обманывают в сериале «След», чем мы сразили прокурора и страшно ли выносить приговор.


Читайте также: Испытано на себе: как редактор KazanFirst работала присяжным заседателем. Часть II


Автор материала: Дарья Турцева


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *