«Туризму нужна поддержка в виде прямого субсидирования зарплат»

«Туризму нужна поддержка в виде прямого субсидирования зарплат»
Руководитель группы компаний «Скайлэнд» в проекте KazanFirst «Бизнес на паузе»
рассказал о работе в период пандемии коронавируса, переговорах с банками и
арендодателями и мерах господдержки.

Редакция KazanFirst продолжает серию интервью «Бизнес на паузе». Как пандемия отразилась на сфере туризма и как компания работает в режиме изоляции, рассказал наш очередной герой Виталий Кольгин, руководитель группы компаний «Скайлэнд».

— Виталий, как развивалась ваша деятельность до введения ограничительных мер? Что было до кризисной ситуации?

— С 2007 года мы занимаемся туризмом. Ежегодно был рост, компания развивалась. В 2019 году очень большие суммы мы инвестировали в запуск туроператорской деятельности. Это были собственные и заемные средства. Заключили договор страхования гражданской ответственности туроператора на 50 млн рублей. Если не ошибаюсь, мы единственные из региональных компаний в Татарстане, кто имеет такую сумму страхового покрытия. Мы инвестировали в разработку системы динамического формирования и бронирования туров. Затем в середине февраля получили лицензию и вошли в реестр туроператоров по выездному, въездному и внутреннему туризму. Стартанули продажи собственных туров, а дальше…остановка полная.

«Туризму нужна поддержка в виде прямого субсидирования зарплат»

— Какие туры брали клиенты и какие страны пользовались большим спросом?

— Мы не ограничивались направлениями. Наша онлайн-система динамических туров формирует турпакет на основе регулярных рейсов и номеров в отелях, то есть на подобии букинга только в составе турпакета и со специальными тарифами. Это можно назвать конструктором путешествия, где нет ограничений для фантазии. Поэтому мы предлагали практически весь мир. Более популярными были европейские направления, ОАЭ и экскурсионные туры в Турцию.

— В конце февраля глава Роспотребнадзора рекомендовала россиянам отказаться от поездок в другие страны. Всерьез ли восприняли эти слова клиенты? Начали ли сдавать билеты или, наоборот, покупать?

— Знаете, были и настоящие паникеры, которые на основании этой рекомендации требовали вернуть деньги за услуги, хотя тогда еще без штрафов от поставщиков мы этого сделать не могли. Были и те, кто, наоборот, хотели дешево отдохнуть. Не могу сказать, сколько человек бежали бронировать поездки, но наплыв был.

— Расскажите, что происходило с компанией, когда наше и другие государства стали постепенно вводить ограничения на авиасообщения.

— Как только начались закрытия каких-то направлений, мы сразу столкнулись с трудностями возврата средств от поставщиков — отелей. С авиакомпаниями изначально проблем не было, потому что мы работали на регулярных рейсах. Правда, некоторые билеты были штрафные, поэтому пришлось нести потери. Впоследствии и авиакомпании стали максимально ограничивать возможность возврата билетов. Раньше мы могли сами выписывать и сами возвращать. Сейчас доступ к выписке билетов оставили, а возврат многие авиакомпании перевели либо на себя, либо вместо возврата дают ваучеры на возможность пассажирам воспользоваться этими деньгами в последствии. В общем, они по-своему хитрят и стараются максимально удерживать деньги у себя.  

«Туризму нужна поддержка в виде прямого субсидирования зарплат»

— Какие убытки вы понесли от пандемии?

— Раньше наши месячные продажи составляли 100-200 млн рублей. Эти 10 дней апреля прошли на уровне 2 млн рублей. Это продажи по командировочным сотрудникам компаний, которым крайне необходимо ездить, либо планирование поездок на будущее. Фактически падение примерно в 25 раз.  

— Сколько сотрудников работает в «Скайлэнд» в целом?

— По группе компаний у нас 86 человек.

— Что с ними случилось?

— Мы все работаем на удаленке, за исключением нашей авиакассы в аэропорту Казани. В аэропорту есть собственные кассы нескольких авиакомпаний, но по большинству авиакомпаний прием оплаты за сверхнормативный багаж и дополнительные услуги обеспечиваем мы, поэтому остановить работу нашей авиакассы было невозможно. Правда, продажи там практически нулевые. Сейчас мы занимаемся выполнением тех немногих заказов, которые поступают, планами на будущее, устраняем некоторые недочеты в работе.

— За счет чего получается поддерживать бизнес?

— Только за счет средств, которые есть у компании. При том что, повторюсь, весь прошлый год мы инвестировали.  

«Туризму нужна поддержка в виде прямого субсидирования зарплат»

— Есть ли у вас подушка безопасности?

— Собственных средств нет, но нам можно сказать повезло, что есть неиспользованная часть кредитных. Причем ситуация такова, что сейчас эти средства мы потратим, а после восстановления рынка возникнет вопрос по расходам, которые мы планировали произвести. Их реализовать будет уже сложно, и рынок станет иным, внесет свои коррективы. Поэтому сейчас занимаемся поиском новых инвестиций, новых кредитов. По кредитованию  у туристических агентств всегда были проблемы с лимитами. Сейчас, общаясь с банками, сразу поступает ответ, что от туризма заявки на кредитование не принимаются. Но время у нас для переговоров с банками и инвесторами есть, к тому же ситуация изменится, когда рынок туризма начнет немного восстанавливаться. Наш туроператор ориентирован на автоматизацию процессов подбора, формирования и бронирования туров, на онлайн-продажи, которые и так росли большими темпами последние годы, а после снятия ограничений на передвижение доля онлайн-бронирований возрастет еще больше. Так что наша задача дождаться общей победы над коронавирусом, чтобы не только возобновить работу, но и увеличить объемы продаж.

— Для пострадавших отраслей экономики правительство ввело меры поддержки: реструктуризация, кредитные каникулы, беспроцентные кредиты на зарплату и другие. Пользовались ли вы ими?

— Стараемся воспользоваться всеми максимально. Воспользовались льготным кредитом на заработную плату. Мы удивительно быстро отработали этот вопрос совместно с МСП банком. Подали заявку на реструктуризацию текущего кредита. Пока решения нет, но в целом, думаю, оно будет положительным. Но все равно расходов у компании остается еще очень много. Плюс ко всему сокращенные расходы не списываются, а откладываются на полгода-год. Возникает вопрос: а что делать со всеми этими отложенными расходами потом? Без финансовых вложений многие из тех, кто не закроется сейчас, могут обанкротиться через полгода-год. Да, говорят, что будут новые меры поддержки для пострадавших от пандемии отраслей экономики, кто сохранит персонал. Надеюсь, конечно, на это, но в целом мы ищем новые возможности по привлечению средств в компанию, потому что не можем рассчитывать на господдержку для покрытия всех расходов.  

— А какую поддержку от государства вы хотели бы получить?

— По факту у туристических компаний сейчас нет продаж вообще. От слова совсем. Нам немного повезло: у нас есть большой опыт работы в корпоративном сегменте, поэтому есть клиенты из системообразующих предприятий, которые понемногу могут ездить в командировки. В туризме можно по пальцам пересчитать компании, у которых такие клиенты есть. У остальных полный ноль. Я общаюсь с коллегами. Есть те, кто уже съезжают с офисов и говорят, что не смогут заново запуститься, кто-то это планирует сделать. Основные расходы в туризме — это персонал. Нет оказания услуг — нет возможности расплачиваться с персоналом. Поэтому в туризме крайне необходима поддержка в виде прямого субсидирования заработных плат, отмены или понижения налогов, в том числе и отчисляемых с заработных плат, чтобы сохранить штат квалифицированных сотрудников на будущее.

— Сколько офисов у вашего агентства?

— Девять: два в Казани, один в Альметьевске, Нижнекамске, Набережных Челнах, аэропорту Казани, Зеленодольске, Нижневартовске и Москве.

«Туризму нужна поддержка в виде прямого субсидирования зарплат»

— Как обстоят дела с арендой?

— Со всеми арендодателями мы побеседовали изначально, когда в марте только начались проблемы в туризме. Мы просили дать возможность отсрочки платежей на несколько месяцев. Практически все арендодатели нам дали одобрение. Когда объявили о самоизоляции, мы обратились повторно с просьбой либо не взимать арендную плату, либо ее понизить. На сегодняшний день ответ мы получили только от московских арендодателей и от аэропорта Казани.

— Ответ был положительный?

— Не максимально, как хотелось бы, но, тем не менее, они идут навстречу. Остальные арендодатели говорят, что пока решения по отмене или сокращению размера оплаты принять не могут. Ждем их ответов.

— Удастся ли возобновить деятельность во всех офисах после снятия ограничений?

— Кроме офисов в Казани и Москве, все офисы маленькие, это розница, там работают по 1-3 человека. Мы еще в январе приняли решение с мая закрыть офис в Нижневартовске. Его в любом случае будем закрывать, а остальные хотелось бы сохранить.

— Как вы считаете, сколько времени вам понадобится на восстановление деятельности и выход на прибыль?

— Это невозможно спланировать. Деятельность наша не остановлена и сейчас, поэтому вернуться на рабочие места и приступить к работе мы сможем сразу, как это будет разрешено. Мое мнение, когда начнется поэтапное снятие ограничений по самоизоляции, туристические направления будут открываться постепенно, и сфера будет восстанавливаться значительно дольше, чем другие отрасли экономики. Туристическая и транспортная отрасли, по-видимому, еще долго будут иметь частичные ограничения, и рынок этих услуг будет более сжатым, чем был раньше. Я подозреваю, что, возможно, сперва разрешат командировки, затем путешествия по России и уже потом постепенно будет открываться мир. Все это может затянуться на год и больше. Выход на прибыль будет зависеть от быстроты этих процессов.

— Напоследок. Каковы ваши прогнозы развития ситуации?

— Все зависит от сроков ограничений, а по ним понимания нет ни у кого. Но мы будем максимально стараться продолжать свою деятельность,  не останавливать ее и развиваться.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *