Рафис Бурганов поставил «пятерку» дистанционному образованию

Вице-премьер Татарстана рассказал, когда закончится учебный год, как школьники будут сдавать ЕГЭ, скоро ли школы перейдут на пятидневку и не зажали ли наследие WorldSkills.

Министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов стал гостем программы «Татарстан онлайн», которая проходит в рамках акции #айдадомой. В официальных сообществах республики руководители ключевых ведомств отвечают на вопросы татарстанцев. 

У каждой платформы свое преимущество

Больше месяца прошло с момента, когда студентов перевели на дистанционное образование, позднее к ним присоединились и школьники. Освоение онлайн-обучения давалось не просто и в обществе до сих пор не сложилось единого мнения - хорошо это или плохо сказывается на знаниях, которые получает ребёнок. 

- Нас немного тяготит методическая подготовка дистанционного обучения. Если методика очного преподавания формировалась и оттачивалась годами и десятилетиями, то здесь все приходится делать с колес. Может быть, наиболее слабое место в процессе подготовки - методическое сопровождение, - говорит Бурганов. 

Тем не менее, с его слов, навыки и знания, полученные в этот период, могут дополнить и обновить ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты. - Ред.).

Бурганов отмечает положительную сторону двухэтапности перехода на дистанционный формат - первыми (с 19 марта) на онлайн-обучение перешли студенты вузов и колледжей, а в последующем (с 6 апреля) к этому формату получения знаний пришли школьники. Благодаря студентам, считает глава республиканского Минобрнауки, удалось «обкатать» формат - спрогнозировать проблемы и решить их до появления. Речь идет о кратно возросшей нагрузке на интернет. К слову, решить проблему удалось при личной поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова и частно-государственного партнерства - вместе с Минцифрой и провайдером «Таттелеком» - тогда во всех школах прошла инвентаризация по техническому обеспечению как компьютерами, так и интернет-мощностями. Однако в республике остались 48 населенных пунктов, имеющих проблемы с доступом к глобальной сети. В них, по словам министра, живут 300 детей. Последних привозят в школы со стабильным соединением. Совсем интернета нет только в двух школах, в которых учатся шесть человек. Для них работает кейсовая система обучения - привозят задание на несколько дней, а потом «контрольная проверка».

- На примере колледжей и вузов мы знали, что первая неделя, как правило, уйдет на то, чтобы люди привыкли и приспособились, - отмечает министр.

Сегодня образовательные учреждения готовы довести этот год и встретить вооруженными следующий. Это не значит, что и предстоящий учебный год в Татарстане пройдет в режиме онлайн, но многие элементы, применяемые в дистанционном обучении, будут использоваться дальше.

- Такая форс-мажорная ситуация заставила нас глубоко познакомиться с возможностями платформ, изучить их и понять, где какой предмет лучше изучать, где он лучше дается. Поэтому на вопрос, нельзя ли одну платформу использовать, думаю, что нельзя, - сказал министр, но заметил, что отказываться от единых платформы «Открытая школа-2035» и площадки Сбербанка не будут. Каждая из них обладает уникальными преимуществами, даже Zoom, который так все не любят. Однако если на старте он показывал неудовлетворительные результаты, то сейчас ему можно поставить «пятерку не карандашом». Ведомство отмечает, создавать новые специализированные национальные платформы не планируется - существующих, как, например, «Ана теле», достаточно.

Министр не отрицает наличия сложностей с преподаванием ИЗО и физкультуры и призывает вместо «рефератов по физкультуре» экспериментировать с форматами.

За время введения «дистанта» пришлось получить пару «нагоняев» от президента. Оказалось, что Минниханов, минуя звено в виде Минобрнауки, подключался к урокам и узнавал о проблемах от учеников и учителей, а потом давал поручения министерству.

Учителя совмещают преподавательскую деятельность с работой психолога - решают внутрисемейные конфликты, возникшие из-за самоизоляции. Бурганов отмечает, что тенденция «учитель - враг народа» сходит на нет и даже перерастает в другую суперпозицию - «учитель -друг, который помогает обучать детей».

Учебный год закончится вовремя, ОГЭ и ЕГЭ пройдут позже

Еще один блок самых популярных вопросов, на которые ответил Бурганов, - сроки окончания учебного года и процесс сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ), сдаваемого по окончании школы, и основного государственного экзамена, который пишут после девятого класса.

- Мы планируем завершить учебный год ни раньше ни позже, а в установленные сроки. За исключением девятых и одиннадцатых классов. Мы с вами недельку выходных добавили, а все-таки хочется, чтобы у них была возможность подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ лучше, поскольку срок первого ЕГЭ - 8 июня, а ОГЭ - 9-го. Поэтому каждая образовательная организация сама определит то, как ей поступать. Есть образовательные стандарты, которые мы должны выполнить. Не выполнив эти программы, мы не можем допустить девятые и одиннадцатые классы к экзаменам, а не допустив к экзаменам, мы не можем их выпустить, - заявил министр, но отметил, что окончательное решение будет принято после майских праздников и даже их смещение не повлияет на «качество сдачи экзаменов».

Вне зависимости от принятого решения по датам, организаторы будут жестко соблюдать санитарные нормы - рассаживать учеников через одну парту или даже через две, тем самым соблюдая социальную дистанцию. 

Бурганов не отрицает, что сроки приема документов в вузы тоже сдвинутся, остальное, как, например, сдача дипломов, будет решаться в индивидуальном порядке. Из анонсированных решений - перенос ВПР (всероссийских проверочных работ. - Ред.), а вот по летним каникулам пока понимания нет - все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Точно уже принято решение по отмене предметных олимпиад, а вот по выпускным балам Бурганов предложил дождаться момента снятия ограничительных мер.

Головная боль родителей и учеников - объем домашних заданий, который некоторым кажется увеличенным. Бурганов пояснил, что это происходит не из-за желания учителя переложить ответственность за обучение на родителей. Во-первых, есть «норматив на домашку» - до 1,5 часа в день должен тратить на него первоклашка, а старшеклассник до 3,5 часа, еще одна «рамка» - время, которое может провести школьник перед экраном. Максимально допустимое - 35 минут для ученика 11-го класса.

- Педагогу очень сложно, учитывая все эти нормы, уложиться в урок, а он обязан дать программу. Там, где навыков не хватает, она уходит [в домашнее задание]. Мы все время призываем педагогов не давать такое количество заданий на дом, - отмечает министр образования и науки республики.

Не забыл руководитель упомянуть и о родителях, желающих помочь своим чадам. Увы, взрослые зачастую пытаются решить «домашку» за своих детей, превращая домашнее задание для школьника в домашнее задание для родителей. К решению упражнений, уверен министр, родители должны подключаться, только когда ребенок «застрял на теме».

Пятидневка возможна, но не министр это решает 

Бурганов предлагает решать вопрос перехода на пятидневку не петициями и сбором подписей, а точечно.

- Это полномочия конкретной школы и ее учредителя - муниципальных органов власти. И это не попытка моя отфутболить в муниципалитет, - пояснил министр. - Есть количество уроков, которое в день можно давать, число которых не должно быть превышено. Есть учебная программа у каждой школы своя. Часы могут отличаться - есть минимальный стандарт, который все должны выполнить, увеличенное количество, углубленное изучение предмета - оно и дает пяти- или шестидневку. Не надо просить за всю республику, каждый должен разбираться в своей школе. Решать родительскому комитету, администрации школы.

По данным Минобрнауки Татарстана, в республике более пяти тысяч детей учатся пять дней в неделю.

Отдельно Рафис Бурганов рассказал о том, что удалось решить проблему нехватки гаджетов для онлайн-обучения старшеклассников из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Правда, не без помощи президента. Так, Минниханов выделил средства для покупки оборудования ученикам 9-х, 10-х и 11-х классов. Также к решению проблем привлекли выпускников школ. Инициативу проявили вузы, «Татнефть», неравнодушные граждане.

Еще одна помощь, оказываемая нуждающимся семьям, - доставка продуктовых наборов. Как отмечает министр, в бюджете заложено достаточное количество средств для подобной благотворительности.

Спросили министра во время онлайн-разговора и о том, где оборудование, оставшееся после проведения чемпионата мира по рабочим профессиям WorldSkills в Казани. Оно осталось в Татарстане в качестве наследия и уже распределяется по образовательным учреждениям.

- Здесь несколько составляющих оборудования. Есть партнерское - это спонсоры передают целевым образом в наши образовательные организации. Есть оборудование, которое принадлежит союзу «Ворлдскиллс Россия» - оно будет размещено по центрам подготовки сборной страны. Есть имущество республиканское, частью которого мы распоряжаемся. Мы все развозим, что-то пока на ответственном хранении до того, как мы договоримся с Союзом, куда можно устанавливать и в каком порядке пользоваться. Есть «остатки» - куски проводов, труб, вспомогательные материалы, которые очень нужны в повседневной деятельности, на практике, для лабораторных опытов, - это все раздаем. Огромное количество компьютеров, инструментов, верстаков, станков - это все четвертый день расходится по нашей республике. Ничего не зажали, - заявил Бурганов.

Министр не забыл успокоить студентов, переживающих за сохранность мест в общежитии. Со слов Бурганова, после стабилизации обстановки учащиеся смогут без проблем вернуться в свои комнаты.

В заключение глава ведомства напомнил, что в случае возникновения вопросов интересующиеся всегда могут позвонить по телефону горячей линии: (843) 294-95-06. Специалисты министерства дадут разъяснения.


Понравился материал? Поделись в соцсетях
32 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ленар
Мы уже привыкли и скоро учебный год закончится это тоже своеобразный опыт для нас родителей
4
4
Ответить

Лиза
Мне очень нравится дистанционное обучение у меня много детишек, 3 и я сижу с ними дома двое на дистанте. Удивляюсь какую титаническую работу Вовы проделали. Спасибо вам
2
2
Ответить

Павел
Давайте уже пятидневку!
5
1
Ответить

Евгения
Я Тетя, мне привезли племянника на неделю и то я человек закалки СССР, в принципе легко со всем справляюсь. Страшновато было но племянник все объяснил
2
1
Ответить

Инна
Полная чушь, в Челнах даже за садики обратно сделали начисление! Президент РТ отменил, этот «клоун» начальник по образованию Хазин приказал обратно начислить. О какой пятерке вы говорите, интернета нет!
9
1
Ответить

Мама с 25
@Инна Хузин
2
1
Ответить

Алина
@Инна А вы в минобр обращались? В прокуратуру? Многие заведующие пытаются самовольничать. Но так не должно быть.
1
0
Ответить

Свободолюбимый
@Алина Обращаться наши граждане боятся из-за врожденной паникерско-пришибленной сущности "как бы чего не вышло". Так и живем, что на нас ездят как хотят
1
1
Ответить

Ангелина
Как быть с гиперответственными родителями, которые за детей делают домашнюю работу? Так не должно быть. Другие дети, кто сам делает, оказываются в отстающем положении. Как их можно поставить на место?
5
1
Ответить

Рая
Почему в начальной школе нет информатики дети маленькие вообще не понимают что с этим компьютером делать ладно хоть старший помогает а что делать остальным
2
0
Ответить

Нина
Нас с мужем вызвали на работу куда деть ребенка вообще без понятия хоть бы в школе сделали бы дежурный класс какой или что-то подобное
3
0
Ответить

Элмэт
На сегодняшний день пятидневка уже давно норма по всей стране. Не нужно делать из мухи слона и не надо изобретать велосипед. Минобрнауки РТ свяжитесь с регионами, где пятидневка уже несколько лет и с вами поделятся опытом. Говорю из опыта работы.
11
1
Ответить

Данис
Почему не вводят предмет религиозного воспитания в Татарстане ведь светского у нас и так хватает а как же быть с духовной составляющей
3
19
Ответить

Tatytrif
@Данис Духовности учите дома, у нас светское государство
5
1
Ответить

Эльза
@Tatytrif Этот предмет есть
1
1
Ответить

Виктория
Категорически против дистанционного обучения. В 3 классе по программе перспектива нагрузка очень большая, ребёнок сидит за компьютером с10-11 утра, когда начинаются уроки до позднего вечера делает домашнее задание, какие 35 минут!!!!! Только традиционные школы!!! Мы все выучились в них, а почему наши дети должны учиться отшельниками за компьютером???? Как можно оценивать на 5 дистанционное обучение, когда полно недовольных???!! Может студентам или старшим классам это подходит, но младшие классы это в основном занятия с родителями, а если я на работе, что тогда? Мне ночью уроки помогать делать ребёнку? Или пусть на двойки скатывается!!!???
27
3
Ответить

Гога
@Виктория Уже скатываются
0
1
Ответить

Ирина
Я против дистанционного обучения, 11 класс — нагрузка очень большая.И второе, меня интересует вопрос, как сдавать ЕГЭ, если самоизоляция? Естественно наши дети, это мы только переживаем.. на каверзные вопросы , ответов не было.
11
1
Ответить

Добрая Фея
Дистант - хорошая альтернатива очке. Необходимо развивать это направление. Условие - хорошее техническое оснащение двух сторон (учителя и ученика), удобные для работы платформы.
3
12
Ответить

Tatytrif
@Добрая Фея Только по жела нию должно быть это! Мы за традиционную школу!
3
0
Ответить

Марк
@Tatytrif По желанию ребенка? Человек ленив по своей природе поэтому если вы хотите чтобы поколение было развито всесторонне и дети были умные надо вкладывать и заставлять тк они пока сами не понимают что все это пригодится в жизни
2
0
Ответить

Лея
@Марк Что именно пригодится в жизни? Постоянно прерывающийся тридцатиминутный урок по видеосвязи?
1
0
Ответить

Лея
Из текста то выходит, что "пятёрку" он поставил Zoomу а не дистанционном образованию. Чтобы поставить пятёрку сегодняшней версии ДО это надо быть человеком ооооооочень далёким от реальной действительности. По сути сейчашний формат обучения это не ДО, это семейное обучение, с различными препятствия и в виде плохо работающих платформ, и огромными требованиями от учителей. Информация школой не даётся в полной мере, но с ученика спрашивается. Чего здесь хорошего для ученика и родителя? Да ничего. А для Бурганова, когда всем не хорошо оказалось - хорошо, вдруг.
11
0
Ответить

Алик
@Лея Москва тоже не сразу строилась вы хотите чтобы за два месяца у вас все играло и плясало так не бывает надо пробовать и в конечном результате будет все хорошо вот увидете
1
4
Ответить

Лея
@Алик Это возможно, но это не повод министрам ставить "пять" той системе ДО которая имеется сейчас, а повод работать над ней.
0
0
Ответить

Гога
Мудень
2
0
Ответить

Ксения
На наших детях сейчас все тестируют, опыты проводят с дистанционный обучением, это просто все ужасно. Двое детей один 1 класс, второй 5 класс, сидят и смотрят, кто в ноутбук, кто в телефон, мы на работе, кто за ними смотрит, ни кто, что они там делают, ни чего. Потому что не успевают и много что не понимают, то все зависло, то вылетили из программы и зайти не могут. Мы приходим и сидим потом с ними до 12 ночи, объясняем, решаем. Оно нам надо. После работы вообще не до уроков, сидим себя заставляет, это не нормально. А в будущем если будут обучаться на постоянной основе, что будет, будут платные школы, и бесплатные это дистанционное обучение, и дети наши поделятся на тупых и умных. За садик плати, за институт плати и на тебе., ещё и за школу заплати не маленькую сумму, если хочешь дать ребёнку хорошее образование.
5
0
Ответить

Алсу
Дистанционное обучение никогда не заменит качество очного образования от педагога.
5
0
Ответить

Альфия Галеева
А мне дистанционное образование показало какой низкий уровень подготовки детей в школе. Насколько учителям все равно, что некоторые даже не утруждают себя вебинарами... Вижу, что детям некоторые педагоги стали больше задавать, что бы показать бурную трудовую деятельность родителям. Дети удивляются, ведь раньше они на уроке смотрели только мультфильмы))) Теперь учителям выгоднее быть репититором 3 часа в день, чем целый день в школе в полном классе учеников за зарплату. Педагогов от Бога и совестью осталось совсем мало.
2
0
Ответить

Лея
Не хочет ли Бурганов, кстати, разобраться со образованием вообще, в целом? Снова собирают деньги на учебные тетради на следующий год. Учебные рабочие тетради, предусмотренные ФГОСом, и являющиеся бесплатными по ФЗ"Об образовании". Провела небольшой опрос среди знакомых, нет ни одного родителя, кто бы не покупал их за собственные деньги. Есть ли в этом городе хоть одна школа, которая соблюдает этот закон?
1
0
Ответить

Анна
"Двойка" Вам Господин Бурганов, Вас очень плохо осведомили насколько все ужасно. Вы перечислили все косяки этого дистанционного обучения и ставите "5". А вы сами сидели со своим ребенком после висевшего "Zoom" и добивали с ним программу. Все это мы снова будем изучать в новом году и в новой жизни, но уже со скоростью света.
0
0
Ответить

Игорь
С этим обучением все забыли про "Корону" дома настоящий ад- АПОКАЛИПСИС. Все с ума от этого сходят, и только Министр по ходу кайфует.
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite