«Белорусы» не встали на рельсы: что не так с трамваями в Казани?

Со дня открытия маршрута Большого казанского кольца вагоны уже дважды сходили с рельсов. Эксперт Дмитрий Киру специально для KazanFirst объяснил, в чем причина подобной аномалии.

В Казани во второй раз сошёл с рельсов трамвай на улице Технической. Последний инцидент случился 7 октября, недалеко от площади Вахитова. В ДТП попал трёхсекционный трамвай - он протаранил три грузовика. В аварии пострадали два человека - 52-летний водитель трамвая и 31-летний пассажир: оба получили ушибы и синяки. Одному из пострадавших успели оказать медпомощь на месте, а другого госпитализировали. 

На случившееся уже отреагировала прокуратура Татарстана. Надзорное ведомство должно выяснить все обстоятельства инцидента и дать оценку соблюдению требований о безопасности дорожного движения, эксплуатационному состоянию трамвая и путей, а также подготовке водителей. 

Вместе с прокуратурой свою проверку начало региональное управление СК России. В настоящий момент по данному факту возбуждено административное расследование.

Происшествие на месте прокомментировал начальник 16-й пожарно-спасательной части 7-го отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по РТ Максим Демагин. Он разместил пост у себя в соцсетях. 

- Трамвай сошёл с рельсов, он даже ехал по асфальту. Сбил столбы. Из последствий - есть пострадавшие. О чем я и говорил 1-1,5 месяца назад по поводу этих трамваев. Сегодня (то есть 7 октября) это случилось. Трамвай снёс три машины, три столба и светофор. Надеюсь, после этого примут меры, чтобы такого больше не случилось, - сказал Демагин. 

Это уже не первая авария на участке улицы Технической. 31 августа трамвай здесь так же сошёл с рельсов. 

- На улице Технической запустили трамвайное движение. Но продолжалось оно недолго, - писали казанцы в пабликах.

Казанский урбанист и редактор портала о транспорте «Трансфото» Дмитрий Киру рассказывает, что трамваи, попадающие в ДТП на улице Технической, были куплены властями города к Универсиаде в 2013 году на белорусском предприятии «Белкоммунмаш». Они трёхсекционные и могут ехать в обе стороны. Однако их конфигурация не совсем подходит для казанских рельсов.

- Довольно неудачно спроектирована компоновка трамваев - у них три секции, а моторные тележки находятся только в крайних. А в секции посередине установлена безмоторная тележка, поэтому она легче двух других. Таким образом, даже в случае небольшой неровности в рельсах или какого-то резкого изгиба, в который трамвай входит на высокой скорости, средняя секция как бы чуть приподнимается и в случае, если амплитуда колебания довольно высока, выбрасывается с рельс, - разъясняет Киру. 

По его словам, причиной ДТП являются не только трамваи и их строение. Есть вопросы и к рельсам, проложенным по улице Технической. 

- У нас настолько торопились запустить движение кольцевого трамвая к 100-летию ТАССР, что банально на улицах Технической и Авангардной не поменяли рельсы, которые лежат там ещё с 90-х годов. Они с 2015 года не эксплуатировались, никак не обслуживались, их только местами подремонтировали, подлатали. Эти рельсы прокладывались тогда, когда у нас в городе были ещё советские трамваи, менее чувствительные к неровностям и тем более не такой сложной конструкции, то есть односекционные и без «гармошек», - говорит собеседник. 

Сам участок трамвайных рельсов на улице Технической сложен для трамваев, курсирующих по скоростному маршруту №5. В основном все сходы трамваев произошли возле ТЭЦ-1, которую рельсы немного огибают, - получается такая своеобразная кривая с резкими углами. Поэтому когда подъезжаешь к мосту над водоотводным каналом, вагон делает довольно крутые виражи. Кривая состоит из четырёх крутых поворотов, и трамваям их проезжать на скорости трудно. После августовских сходов кривую немного подлатали и поставили ограничение скорости. 

Что касается непосредственно инцидента, случившегося 7 октября, то, по мнению Киру, причина ДТП - технический сбой в электронике трамвая.  

- Как мне стало известно от одного из сотрудников депо, у этого трамвая просто отказало управление. Современные составы приводятся в движение не просто переключением контакторов, а частотно-регулируемыми приводами. Всем этим процессом управляет компьютер, через который проходят сигналы из кабины водителя. Управление трёхсекционными двухсторонними трамваями осуществляется посредством так называемой CAN-шины. А 7 октября у съехавшего трамвая процессор просто завис. Он получил команду разгонятся, а на команду тормозить он уже не реагировал. Даже по видео мы видим, что трамвай вообще никак не тормозил, а только набирал скорость, несмотря на то, что он уже сошёл с рельсов, - акцентирует внимание Киру. 

Эксперт полагает, что подобные «глюки» в электронике белорусского трамвая - это на самом деле не просто заводской брак, а эксплуатация заведомо неисправного оборудования. Ему очевидно, что не проводится должным образом техническое обслуживание подвижного состава. 

- CAN-шина позволяет координировать управление, по сути, двумя отдельным подсистемами в передней и задней секциях, а также работу двух кабин, то есть параметр primary - slave. И, насколько я понимаю, сбои системы управления связаны именно с тем, что иногда внезапно primary-секция (с которой в настоящий момент идёт управление) спонтанно переходит в состояние slave, - разъясняет Киру.  

Руководитель МУП «Метроэлектротранс» (в ведении этого предприятия находятся городские трамваи) и депутат Госсовета Татарстана Асфан Галявов, а также представители белорусского предприятия «Белкоммунмаш» оказались недоступны для комментариев. На телефонные звонки они не ответили.

 Напомним, что в преддверии Универсиады-2013 «Метроэлектротранс» при финансовом участии «Сбербанк Лизинга» закупил 20 белорусских трёхсекционных трамваев с повышенными скоростными характеристиками. Общая стоимость - 1,1 млрд рублей. Выбор именно на этой модели остановили из-за характеристик - экономичность, современный дизайн и наличие пандусов для пассажиров с ограниченными способностями к передвижению, а также вместительность - каждый трамвай способен вместить до 250 человек.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
21 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Александр
Да потому что надо было строить по всем нормам
8
0
Ответить

Виктор
Видео с летящим трамваем облетело Россию, мы теперь узнаваемы )))
8
0
Ответить

Данила Козловский
Зачем построили вообще эту кольцевую дорогу? Какая то она проклятая, трамваи сходят, пробки собираются. Нафига
4
9
Ответить

Адель
@Данила Козловский Пробки скапливаются из-за недостроенной дороги возле поселка Борисково. А трамваи сходят из-за русского АВОСЬ. Вместо того, чтобы переложить на новые рельсы, они старые молоточком обстучали и в торопях открыли участок, чтобы отчитаться: какие молодцы, мы БКК открыли"
19
1
Ответить

Виктория
Так почему эти трамваи не сходят в рельс на Ямашева? Трамваи те же. Дороги просто кто-то строить не умеет
6
0
Ответить

Карим Р
@Виктория У нас бюджет потратили, дороги сделали тяп ляп
4
0
Ответить

Борис
@Карим Р ОПГ ясно дело дороги делать не умеет
1
0
Ответить

Работник
Надо строить нормально, а не так как построили. И вообще надо проверить как и чьими усилиями проходила стройка данная. Куда, сколько денег и на что было выделено. Думаю тут как всегда у нас
7
0
Ответить

Айрат
Да не строили там ничего. Столбы только воткнули посередине непонятно зачем. А рельсы там ещё советские. Кривые и просевшие
12
0
Ответить

Эльдар
Надо менять менеджмент в Электротрансе. Трамваи горят, сходят очень часто. Представляю сколько денег уже угрохали на ремонт. А при нормальном управлении и адекватном эксплуатировании, можно было бы это все пустить на развитие.
12
0
Ответить

Игорь
primary - slave ой как несоверменно то пишите
0
1
Ответить

Asxat
@Игорь Игорь, вы то свой современный ответ хорошо прочитали? "несоверменно" - это вы на каком языке написали :)
0
0
Ответить

Ирина
Потому, что на этом участке старые рельсы
0
0
Ответить

Эл
Проблема не в трамваях а в дорогах/рельсах.. деньги как всегда ушли кому то в карман.. построили на то что осталось, по южке сколько сходов было уже?
2
0
Ответить

галина
@Эл вообще то есть нормативные документы по поводу приема в эксплуатацию трамвайных маршрутов...только увы, кто их изучал то? даже те, которые этих водителей трамваев готовят, вообще уже в глубоком маразме находятся...
0
0
Ответить

Кусака
Рельсы меняйте и скорость контролируйте в Питере есть знаки трамваю в кривой в повороте в горку и под горку
0
1
Ответить

Аркадий.
Это только начало. У нас в Твери тоже после подобного пришлось все трамваи убрать т.к. ремонт путей слишком дорого обходится.
0
1
Ответить

галина
@Аркадий. жаль, конечно, если уберут трамваи. этот маршрут вообще уникальный. только вот помечтала, что проеду по кольцевому маршруту, а тут такая неприятность случилась...
0
0
Ответить

Валентина
Изначально рельсы были уложены тяп-ляп, а никак для скоростных трамваев, поэтому их т на старом участке и трясет и мотает, а они должны быть такими же однородными как в метро.А про старые рельсы в районе Тэцевской и говорить нечего
1
0
Ответить

Родион
Единственный минус в этом трамвае-это расположение дверей. Середина всегда пустая в трамвае. А то что рельсы, как амурские волны проложены-это самый большой косяк. И не трамвай виноват, а халтура госорганов!!!
2
0
Ответить

Горыныч
Дело не в трамваях, а в качестве укладки рельс, они уложены такими волнами, что любой трамвай может сойти с рельс
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite