Фарид Абдулганиев: Онлайн-торговля — двигатель развития экономики

Уполномоченный по защите прав предпринимателей уверен
Уполномоченный по защите прав предпринимателей уверен, что именно маркетплейсы
являются тем инструментом, который помогает малому и среднему бизнесу
развиваться даже в условиях кризиса. Не использовать данный формат — это как
зарыть голову в песок страусу.

После небольшой паузы проект «Татарстан Online» вернулся в эфир. Очередным гостем передачи стал уполномоченный по защите прав предпринимателей — помощник президента Татарстана Фарид Абдулганиев. Он рассказал об особенностях развития онлайн-торговли в республике. По наблюдениям спикера, эта сфера экономики развивается даже в кризис, а сильнейшая конкуренция на площадках интернет-ритейлеров приведет нас к лучшей жизни. О том, почему предпринимателям Татарстана стоит идти в онлайн – в материале KazanFirst.

Онлайн-торговля растет даже в кризис

Казань – лидер среди городов России по онлайн-торговле. Каждый десятый житель столицы Татарстана считается активным покупателем товаров через интернет. Особенно ярко это стало проявляться во время самоизоляции, связанной с пандемией. Впрочем стабильный рост интереса к онлайн-магазинам в Татарстане наблюдается еще с прошлого года.  

По мнению экспертов Высшей школы экономики, только в 2019 году рост интернет-продаж по всей стране составил около 19 процентов. А в 2020 году эксперты Ассоциации интернет-торговли говорят, что этот показатель значительно увеличился. На 1 января текущего года доля интернет продаж в общем обороте торговли составляет 60 процентов.

Фарид Абдулганиев: Онлайн-торговля - двигатель развития экономики

— Это около 2 триллионов. Много это или мало – это 7-8 бюджетов Татарстана, одного из самых развитых регионов. Сейчас год еще не закончился и оборот составляет уже 3 триллиона. Он вырос в полтора раза, думаю, рост будет продолжаться, — пояснил Абдулганиев.

Вообще, по наблюдениям бизнес-омбудсмена, даже в условиях нынешней сложной экономической ситуации, интернет-торговля остается той сферой, которой постоянно развивается. Эксперты уже вовсю обсуждают два противоположных варианта дальнейшей судьбы этого явления. Либо интернет-торговля пойдет по пути укрупнения и в стране останутся лишь несколько крупных операторов. Либо начнется специализация и появится множество операторов, как это происходит сейчас в Китае, где успешно существует 200-300 маркетплейсов регионального характера. 

— Я предполагаю, что в связи с необъятными просторами нашей родины, все-таки сохранится и тот и другой тренд. Дальний Восток тяготит к нашим азиатским партнерам, а европейская часть к России, — рассуждает спикер.

Для полного счастья Татарстану не хватает складов

Наличие крупнейших игроков интернет-ритейла в Татарстане – это большой плюс, считает гость передачи. Компания Wildberris запустила большой склад площадью 50 тысяч квадратов. В ближайшее время будет введена в эксплуатацию вторая очередь такой же площадью. Там же в Зеленодольске завершается строительство логистического терминала компании Ozon площадью 38 тысяч квадратов. В ближайшие дни будет дан старт второй очереди такой же площади. Рядом находится склад в 40 тысяч квадратов компании X-5 Ritaile Group магазина «Пятерочка». И ряд других. 

Фарид Абдулганиев: Онлайн-торговля - двигатель развития экономики

— Несмотря на то, что Татарстан лидирует по многим направлениям в ПФО, по логистике, к сожалению, мы уступили ряду регионов. Раньше, когда считали ВРП торговля вообще не учитывалась. Вдруг мы увидели, что это большая отрасль, в которой есть и занятость, и прибавочный продукт. Вот складов у нас оказалось мало. К нам идут запросы, что не хватает складов класса А, А+, В, В+, — сетует Абдулганиев.

Благо, сейчас в республике наблюдается большой интерес девелоперов к строительству действующей недвижимости и инфраструктуры. А самое главное в Татарстане для этого есть благоприятные условия. 

Бизнес переходит на онлайн-торговлю

— К нам в аппарат уполномоченного поступают жалобы в связи с тем, что выйти на офлайн-торговлю тяжело. Этому есть и субъективные факторы. Мы знаем, что были коррупционные скандалы. Когда менеджеры просто отказывали в выходе на торговую полку. Есть объективные причины. Может быть, поставщик сам не готов. Он производит мало товара или не сделал маркетинговые исследования, упаковку не сделал. И потом, не стоит забывать, что площадь торговой полки в магазине ограничена квадратными метрами. Вот этого нет в торговых сетях, которые мы называем интернет-торговлей, — рассказывает спикер.

Эту истину понимают и предприниматели Татарстана. С начала года на крупнейших торговых площадках обосновались более 3,5 тысяч предпринимателей республики. Но мало лишь зарегистрироваться, нужно продавать, считает Абдулганиев. Причем для некоторых компаний, продажа в интернете – это как blue ocean (голубой океан), то есть без всякой конкуренции.

Фарид Абдулганиев: Онлайн-торговля - двигатель развития экономики

— Для Татарстана это может быть предметом народного промысла, то, что делается вручную, сувенирные, фольклорные товары. На них кстати есть особенный спрос. Если мы будем учитывать и национальные компоненты, то представляете какие возможности открываются для продажи сувениров Татарстана в Финляндии, где проживает много татар. Это частный случай, он не даст большого оборота, но для коллег народного промысла – это канал продажи,  — расписывает бизнес-омбудмен тонкости торговли в интернете. 

Процент возврата уменьшается

Для тех, кто не доверяет качеству товаров из онлайн-магазинов, Абдулганиев поясняет, что недобросовестных поставщиков на сегодня в Татарстане очень мало. Возвраты считаются буквально единичными случаями.

— Если входную цензуру поставщик проходит и процент возврата у него высок, а как правило сумма возврата лежит на поставщике, аналитическая система оценивает, что поставщик предлагает некачественный товар. Это единичные случаи. Как и процент возврата. Все понимают, зачем гнать брак, если это ударяет по репутации и по карману, — пояснил он.

Абдулганиев отметил, что качество товара — это ответственность поставщика. Он может возвращаться по тем или иным обстоятельствам, в том числе, это может быть связано с качеством продукта.

— Иногда маркетплейсы так и говорят: «На продукт есть скидка и это связано с изъяном». Это и раньше была такая практика — уцененные товары, — говорит спикер.

С чего начать? 

Для тех, кто хочет, но не знает как начать продажу онлайн, Абдулганиев напоминает, что в первую очередь предприниматель должен представлять ИП или быть самозанятым. Регистрация на сайтах крупных площадок бесплатна. Определенная комиссия начнет взыматься лишь в случае продаж. Ознакомиться с тем, как работают интернет-площадки можно зайдя на сайт маркетплейса. Нужно изучить ее специфику, специализацию. 

— Есть компании с широким ассортиментом продукции, допустим Wildberries, а есть компания «Все инструменты». Как правило, на всех крупных площадках есть служба технической поддержки как раз для поставщиков, — рассказывает спикер. 

Фарид Абдулганиев: Онлайн-торговля - двигатель развития экономики

Крупные компании, которые начали работу в Татарстане, например, Ozon, Wildberries уже организовали обучающие курсы в Доме предпринимателя в Казани. 

— Если есть некий опыт продаж, мы полагаем, что достаточно пройти курс видеоуроков, которые есть на сайтах интернет-площадок. Это не сложно. Один раз надо пройти, потом понять как маркировать товар, — говорит Абдулганиев.

Что касается общего правила – необходимо понимать, что нужно правильно описать товар. Должен быть расширен сигматический анализ. В этом вам могут подсказать специалисты. У компаний есть партнеры, которые проводят эту работу безвозмездно. 

Иногда торговая площадка проводит индивидуальную работу в части транспортировки. Если продукция такая, которую доставляют в течение суток, то она будет храниться на складе поставщика. Потому что гарантия доставки лежит на интернет-площадке. А если этот товар употребляется не так часто, то товар может храниться даже у самого поставщика, взамен на договоренность о сроках доставки до склада или до покупателя. 

— Я призываю всех изучить. Пользоваться или нет – это решение каждого, — отметил спикер.  

Прогноз развития от Абдулганиева

— Конкуренция на торговых площадках сумасшедшая, но это двигатель развития рынка. Она (конкуренция, — Ред.) будет расти. Цель благая, чтобы мы покупали качественные товары дешевле, чтобы была быстрая доставка. Мы должны все сделать чтобы она росла, — считает уполномоченный по правам предпринимателей.

Фарид Абдулганиев: Онлайн-торговля - двигатель развития экономики

Бизнесу Абдулганиев передает, что сейчас, когда этот локомотив разгоняется, не воспользоваться возможностью продать через интернет – это как зарыть голову в песок страусу.

— Не видеть этого, значит, не видеть возможностей, которые дает рынок, — подытожил он беседу.

По всем оставшимся вопросам можно обратиться на «горячую линию» по телефону: 8 (843) 203-29-08.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: