ТАИФ помножит на два

Мощности по производству бензола на «Нижнекамскнефтехиме» удвоятся. В результате доля татарстанской компании на отечественном рынке возрастет с 18 до 28%. Он потеснит «Роснефть» и «Газпромнефть».
Мощности по производству бензола на «Нижнекамскнефтехиме» удвоятся. В результате
доля татарстанской компании на отечественном рынке возрастет с 18 до 28%. Он
потеснит «Роснефть» и «Газпромнефть».

«Нижнекамскнефтехим», по данным ИА «Девон», планирует увеличить мощность по производству бензола до 510,6 тысячи тонн в год в 2023 году. Группа компаний «ТАИФ» хочет повысить производительность углеводорода на 245,6 тысячи тонн в год за счет ввода в эксплуатацию нового олефинового комплекса «Этилен-600», строительство которого должно завершиться в 2022 году. Строительство этиленника идет в рамках инвестиционной программы  предприятия стоимостью 2 трлн рублей. После его ввода в эксплуатацию потребность ТАИФа в бензоле будет полностью удовлетворена и он даже сможет начать его продажи на рынке.

ТАИФ помножит на два

Бензол – это ароматический углеводород, который входит в состав бензина и является сырьем для производства лекарств, пластмасс, синтетической резины и красителей. «Казаньоргсинтез» (КОС) использует его для производства Бисфенола А, который затем применяет для производства поликарбонатов. 

По данным информационно-аналитического центра «Рупек», в августе Россия импортировала 7 тысяч тонн бензола. В сентябре поставки увеличились до 9,3 тысячи тонн. Это максимальный показатель за 2020 год. Тогда же ТАИФ из-за дефицита бензола на отечественном рынке впервые импортировал бензол для КОСа. Партию в 1,3 тысячи тонн поставил белорусский «Нафтан».   

Импорт – дело случая

Ситуацию на рынке бензола объяснили эксперты. Игорь Додонов, руководитель отдела анализа акций ГК «Финам», отмечает, что в 2019 году в России было произведено 1,47 млн тонн бензола — рост на 4,2% к предыдущему году. В январе-августе 2020 года производство упало на 0,9%, до 918,3 тысячи тонн. 

— Российский рынок бензола в последние несколько лет был примерно  сбалансированным, а различные временные колебания спроса и предложения (например, в результате остановки на ремонт или обслуживание установок потребителей или производителей бензола, других причин) компенсировались за счет экспорта/импорта. Собственно, ТАИФ в сентябре и импортировал бензол из Белоруссии, в том числе в связи с плановым ремонтом на «Нижнекамскнефтехиме», который поставляет бензол «Казаньоргсинтезу», — поясняет Додонов.

Главный аналитик «Промсвязьбанка» Владимир Соловьев соглашается, что ТАИФ импортировал бензол из-за обстоятельств на отечественном рынке.

— Мы полагаем, что это разовый фактор, вызванный временным дефицитом бензола на российском рынке, который в свою очередь вызван ремонтными работами на отечественных заводах, — отмечает он.

ТАИФ помножит на два

Тем не менее в последние годы темпы роста потребления бензола в стране превышали темпы роста его производства. Такая ситуация, как ожидается, сохранится и в среднесрочной перспективе, хотя коронавирусный кризис может внести свои коррективы, считает Додонов.

— Расширение ТАИФом собственного производства бензола выглядит оправданным. Это позволит увеличить степень передела сырья и добавленную стоимость, а излишки можно будет продавать на внутреннем рынке или экспортировать, — добавил он.
 
Соловьев рассказал, что большую часть бензола на данный момент производят «Роснефть» и «Газпромнефть». После расширения мощностей доля ТАИФа в общероссийском производстве бензола сможет увеличиться с 18 до 28%.

— Увеличение мощностей производства бензола необходимо как для обеспечения внутренних потребностей группы компаний, так и для его экспорта, который может быть выгоден предприятию в условиях снижения курса рубля, — поделился мнением аналитик.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *