Бюджет Татарстана оторвался от реальности

После долгих парламентских слушаний Госсовет принял бюджет республики на 2021 год в первом чтении. Депутаты высказали опасения
После долгих парламентских слушаний Госсовет принял бюджет республики на 2021
год в первом чтении. Депутаты высказали опасения, что он не учитывает влияние
пандемии и предстоящую борьбу с коронавирусом.

Заседание Госсовета традиционно началось с регистрации. Из 100 народных избранников присутствовали только 76. Как отметил руководитель парламента Фарид Мухаметшин, 13 депутатов отсутствуют по болезни. 

Слушания проекта бюджета начались с доклада заместителя министра экономики Олега Пелевина, заменившего министра, который так же находится на больничном. Он доложил о прогнозах социально-экономического развития республики на ближайшую трехлетку, о которых мы писали ранее

Пелевин напомнил парламентариям, что 2020 год был сложным из-за пандемии. Экономики стран столкнулись и с ограничением предложения, и с ограничением спроса, а также волатильностью цен на энергоресурсы. Усугубило положение «нефтянки» соглашение ОПЕК+ по ограничению добычи нефти. Зато улучшили показатели переработка и пищевая промышленность. В связи с этим по итогам девяти месяцев 2020 года ВРП Татарстана снизился на 2,1%, индекс промышленного производства составил 97,6%. 

Бюджет Татарстана оторвался от реальности

Отметим, что проект бюджета основывался на следующих показателях прогноза:

— рост ВРП на 3,9% в 2021 году, на 2,9% — в 2022-м, на 3,2% — в 2023-м;

— рост индекса промышленного производства на 5,2% в 2021 году, на 2,9% — в 2022-м, на 2,7% — в 2023-м;

— рост среднемесячной зарплаты на 5,2% в 2021 году, на 7,1% — в 2022-м, на 6,2% — в 2023-м — на 6,2%;

— рост индекса потребительских цен на 4% в 2021-2023 годах;

— баррель нефти Urals в 2021 году за $43,3, $46,5 — в 2022-м, $45,6 — в 2023-м;

— курс доллара: 70,8 рубля в 2021 году, 71,1 рубля — в 2022-м, 72,4 рубля — в 2023-м;

— инфляция 3,5% в 2021 году и 4% в плановом периоде.

«Вы в магазине последний раз когда были? Посмотрите, рост цен идет»

Депутат от «Партии Роста» Олег Коробченко поинтересовался у Пелевина, нельзя ли поддержать малый бизнес пониженными ставками по УСН, который вынужден перейти на эту систему из-за отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

— Хороший доклад у вас. Я понимаю, что у нас бюджет испытывает огромные, тяжелые недополучения, но у меня есть вопрос. Со следующего года многие малые предприятия переходят с ЕНВД на УСН. Соответственно, наши маленькие кафе, парикмахерские и малые бизнесы будут платить троекратно больше налогов. Они у нас в бюджете несильно заметны. Насколько возможно снизить им ставку по УСН до 1% от «доходов» и до 3% от «доходы минус расходы» для предпринимателей, перешедших с ЕНВД, сделать ее динамикой на три года с постепенным увеличением, — спросил парламентарий, отметив, что республика вправе понижать коэффициенты.

Замминистра отметил, что в республике 50 тысяч плательщиков ЕНВД. Каждого персонально информируют и консультируют по выбору альтернативного режима налогообложения. Порядка 10% уже приняли решение. А что касается снижения ставки по УСН, то оно не рассматривается, поскольку могут возникнуть неравные условия с теми, кто находился на УСН ранее.

Бюджет Татарстана оторвался от реальности

Парламентарий Николай Рыбушкин поднял вопрос роста потребительских цен.

— Мы действительно собрали богатый урожай зерна, за это большая благодарность нашим сельчанам. Тогда объясните мне, почему у нас наблюдается рост на необходимые продовольственные товары? Вы в магазине последний раз когда были? Посмотрите, рост цен идет. Меня интересует, что делает правительство, чтобы это предотвратить, кроме ярмарок, — спрашивает депутат. — Это не последнее повышение цен. Я уже не говорю о бензине. Я говорю о хлебе, молоке, масле, мясе, в конце концов. Даже на тех же ярмарках мясо-то подорожало. 

Пелевин ответил, что за потребительскими ценами следит правительственная комиссия, которая заседает каждую неделю. 

— Отмечу, что повышение на ряд продуктов было в свое время, но были приняты своевременные решения, проведен анализ, соответствующие предложения были направлены в Федеральную антимонопольную службу России для принятия мер. Сегодня никаких повышений не отмечается. При этом есть ряд товаров, по которым идет снижение цен, в частности это овощная продукция. Осенью ежегодно идет снижение. К сожалению, мы всегда привыкли замечать только повышение, — сказал замминистра.

Бюджет будет социальным

Порядка 77% средств бюджета пойдут на решение первоочередных, социально значимых и текущих расходов. Более подробно об этом доложил министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин.

Министр отметил, что в 2021 году поступления по налогу на прибыль прогнозируются в сумме 77 млрд рублей. НДФЛ в консолидированный бюджет поступит в размере 81,5 млрд рублей, в бюджет республики – 57,2 млрд. Акцизы ожидаются в объемах 41,2 и 40 млрд соответственно. Налог на имущество организаций поступит в размере 26 млрд рублей, земельный налог — 7,7 млрд рублей, транспортный — 5,5 млрд. 

Неналоговые доходы консолидированного бюджета составят 16,8 млрд рублей, бюджета республики — 12,6 млрд. Это доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2021 году составят 40,9 млрд. 

Затем министр перешел к расходной части бюджета. Отметим, что в нее заложены:

— индексация денежных выплат населению, расходов на питание и медикаменты на 4% с 1 января 2021 года;

— повышение стипендии на 4% с 1 сентября;

— рост коммунальных услуг на 4% с 1 июля.

Большая часть расходов будет направлена на социально-культурную сферу, которая ежегодно увеличивается.

— Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете в 2021 году вырастут на 5,6%, в 22 году — на 8,6%; в 23-м году — на 11,7%, — говорит Гайзатуллин.  

Бюджет Татарстана оторвался от реальности

Больше всего средств направят на образование — 101,7 млрд рублей из консолидированного бюджета, 68,5 млрд рублей из бюджета республики. Для сравнения, в 2020 году на образование было выделено 81,4 млрд рублей.

— В этих расходах дополнительно учтены новая сеть учреждений образования, рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации. В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них — сохранение и развитие языков, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров, — пояснил министр финансов.

На здравоохранение в 2021 году потратят 76,8 млрд рублей с учетом средств фонда обязательного медицинского страхования. В прошлом году было выделено 64,1 млрд рублей. По социальной политике общая сумма расходов консолидированного бюджета прогнозируется в размере 52,2 млрд рублей, по бюджету республики — 52 млрд. Здесь предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты.

В свою очередь Минфин урезал расходы по статье «Национальная экономика»: в 2021 году они прогнозируются в сумме 57,9 млрд рублей по консолидированному бюджету, а в 2020 году выделяли 79,9 млрд.

Бюджеты муниципалитетов запланированы без дефицита. Межбюджетные трансферты составят 16,5 млрд рублей. 

Коротко в цифрах

В целом на 2021 год доходы консолидированного бюджета прогнозируются в сумме 312,7 млрд рублей, расходы — 315,7 млрд, а бюджета республики —  268,6 и 271,5 млрд соответственно. Дефицит по обоим бюджетам составит 3 млрд рублей. 

По прогнозу на 2022 год, в консолидированный бюджет поступят 321,1 млрд рублей, расходы составят 324,2 млрд, дефицит — 3,1 млрд. При этом бюджет республики ожидается следующим: доходы — 275 млрд рублей, расходы — 278,2 млрд, дефицит — 3,2 млрд.

В 2023 году Минфин ожидает, что доходы консолидированного бюджета составят 320 млрд рублей, расходы — 323,5 млрд, дефицит — 3,3 млрд. В бюджет Татарстана поступят 271,6 млрд рублей, расходы составят 274,9 млрд, дефицит — 3,3 млрд.

Бюджет Татарстана оторвался от реальности

«У нас есть право порядка 19 млрд рублей заимствовать»

Депутаты поинтересовались у Гайзатуллина, какие источники республика может привлечь для покрытия дефицита, который у бюджета наблюдается ежегодно, и может ли она воспользоваться краткосрочными кредитами.

Министр сообщил, что, согласно Бюджетному кодексу, Татарстан может воспользоваться краткосрочными федеральными кредитами в сумме до 20 млрд рублей при отсутствии или несвоевременном поступлении доходов. В этом году республика ими не воспользовалась, но в следующем вполне может.

— У нас есть право порядка 19 млрд рублей заимствовать. В течение года мы должны их вернуть — там где-то 185 дней. Но при этом дается возможность кратковременно их использовать, чтобы расходы были равномерными, — добавил он.

Что касается долгосрочных кредитов, в бюджете на 2021 год они не заложены. Дефицит в 3 млрд рублей Минфин планирует покрыть за счет остатка на начало года.

Несколько депутатов поинтересовались, почему уменьшается федеральная поддержка по разным статьям доходов, в частности по образованию. Гайзатуллин отметил, что в бюджет заложены не окончательные цифры, они еще будут уточняться. Депутат Геннадий Глушков заметил, что важно организовывать долечивание работающих граждан после стационарного лечения. Министр финансов в свою очередь заверил, что за счет фонда ОМС и республиканского бюджета на эти цели в общей сложности направят 785 млн рублей.

Также парламентарии высказали ряд замечаний и предложений по проекту бюджета. Депутат от КПРФ Хафиз Миргалимов  акцентировал, что нужно держать социальную направленность.

— Обсуждаемый бюджет исключительно напряженный даже не столько из-за коронавируса — объявлены санкции. Состояние экономики России, Татарстана говорит о том, что его главное направление – социальное. Надо его удерживать. Пострадали почти все: и бизнес, и транспорт, и торговля, и сфера услуг, — говорит Миргалимов.

Депутат посетовал, что цены на товары выросли от 6 до 20%, но в бюджете закладывается индексация денежных выплат и стипендий лишь на 4%. Более того, реальные доходы падают, МРОТ и зарплаты не увеличиваются. 

— Консолидированный бюджет Татарстана у нас исполнен в первом полугодии 2020 года — мы занимаем среди субъектов 8-е место. Освоение выделенных средств, если посмотреть по министерствам, — 96-99%, — сказал он.

«Предложенный вариант не учитывает влияние пандемии»

Депутат от ЛДПР Эдуард Шарафиев сообщил, что ранее поднимаемые им вопросы в бюджете не учли, поэтому он вновь озвучил свои предложения. Парламентарий считает, что поддержка бизнесу в этом году была недостаточной. Шарафиев предложил продлить отсрочку налоговых платежей для малого бизнеса из наиболее пострадавших отраслей до 2023 года, не взимать с самозанятых налоги в 2021 году.

— Повышение тарифов ЖКХ индексируются в июле, а индексация стипендий и других социальных выплат производится в сентябре. Получается, что социально незащищенные слои населения оказываются на три месяца в еще более худшем положении. Я понимаю, что это вопрос скорее к федеральному центру, но у нас же есть коллеги – депутаты Государственной думы. Давайте попросим их обратить на это внимание, — говорит он.

Бюджет Татарстана оторвался от реальности

Также Шарафиев отметил, что не увидел роста расходов на борьбу с коронавирусом и централизованную закупку вакцин.

— К сожалению, предложенный вариант бюджета не учитывает влияние пандемии. Недостаточно опираться лишь на цену нефти и курс доллара. Коронавирус будет сказываться как на доходной, так и на расходной части бюджета. Я понимаю, что законодательство не позволяет много вольностей, но в то же время бюджет не должен быть оторван от реальности, — высказал мнение он.

Фарид Мухаметшин в завершение дискуссии отметил, что бюджет будет очень трудным в исполнении. Порядка 77% расходов идут на социальную сферу, но эти деньги еще нужно заработать. 

Депутаты одобрили бюджет в первом чтении. До 7 ноября в него еще можно внести поправки. Затем парламентарии преступят ко второму чтению.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: