«Офисы МФЦ во время пандемии по востребованности были сравнимы с кабинетами врачей»

В Татарстане количество обращений в многофункциональные центры достигло пика. Только поступлений в бюджет от этого больше не стало.
В Татарстане количество обращений в многофункциональные центры достигло пика.
Только поступлений в бюджет от этого больше не стало.

«Путинские» выплаты для детей и подтверждение учетной записи на сайте Госуслуг стали двумя самыми популярными причинами похода в МФЦ среди татарстанцев за последние пару месяцев. Конечно, это далеко не весь список вопросов, волнующих жителей республики. Пандемия изменила положение вещей, не было тех, кому не понадобилась помощь государства, а МФЦ всегда были в этом деле надежным посредником.

МФЦ весной как Ноев ковчег 

— Когда мы стали получать огромное количество жалоб и обращений от граждан, мы возобновили прием, но только по записи. Если кто-то не приходил в свое время, мы приглашали людей из живой очереди. Но и так жалоб не стало меньше, — рассказывает о работе в условиях коронавируса директор ГБУ МФЦ в Татарстане Ленара Музафарова

Желающих попасть на прием по живой очереди было гораздо больше записавшихся. Ситуация обострилась настолько, что в Казани и в Набережных Челнах были даже случаи продажи очереди.

«Офисы МФЦ во время пандемии по востребованности были сравнимы с кабинетами врачей»

— Во время пандемии мы на самом деле стали самым востребованным центром после Минздрава. Были пиковые дни, когда 17,5 тысячи человек ежедневно входили в офисы МФЦ. Это, конечно, было что-то ужасное в связи тем, что вот этот сдерживающий фактор — закрытие на две недели, предварительная запись. Все-таки лавиной потом возросло, и люди пошли к нам, — вспоминает спикер. 

Суд, ГАИ и ПФР в одном лице

С каждым годом список услуг МФЦ пополняется новыми видами. На сегодня их уже 254, 49 из которых появились лишь в этом году. Музафарова рассказала о самых популярных из них. В условиях пандемии чаще всего татарстанцы обращались за «путинскими» выплатами на детей по 5 и 10 тысяч рублей. И это несмотря на возможность подачи заявления в электронном виде. 

— Около 35 тысяч мамочек предпочли обратиться в офисы МФЦ лично, — добавляет руководитель. 

Другой популярной услугой во время пандемии стала возможность подтверждения учетной записи на Портале госуслуг. Если в прошлом году и в I квартале 2020 года по ней поступало около 16 тысяч обращений ежемесячно, то в период пандемии количество возросло почти до 40 тысяч в месяц.

«Офисы МФЦ во время пандемии по востребованности были сравнимы с кабинетами врачей»

— В целом статистика оказанных услуг уменьшилась в разы по сравнению с прошлым годом (в апреле, мае) из-за ограниченного приёма в связи с пандемией. С начала июня начинается рост обращений заявителей, — сообщила Музафарова.

Стоит отметить, что некоторые новые услуги ранее предоставлялись в других самостоятельных ведомствах и госорганах. Например, сейчас среди новых услуг набирает популярность бесплатное оформление банкротства во внесудебном порядке. Она стала доступной для граждан с 1 сентября этого года, воспользоваться ею можно в любом офисе МФЦ. Раньше этим занимались только в судах и это стоило денег. 

— Вот только наше население пока не понимает, что не любой гражданин, имеющий долг, может стать банкротом, — посетовала руководитель. 

На то есть определенные условия и требования. Из 417 поданных заявлений на банкротство в дело взяты лишь 10 правильно оформленных. И в итоге получается, что в большинстве своем это потеря времени как для заявителей, так и для сотрудников МФЦ.


Что нужно, чтобы заявление приняли? 

— сумма долга должна составлять от 50 до 500 тысяч рублей;

— регистрация гражданина (постоянная или временная) должна быть в Татарстане; 

— к заявлению должен быть приложен список всех кредиторов, перед которыми у гражданина есть долги, и указана сумма долга; 

— в отношении гражданина должно быть окончено исполнительное производство в связи с отсутствием у него имущества (эту информацию нужно проверить на сайте ФССП заранее). 


«Офисы МФЦ во время пандемии по востребованности были сравнимы с кабинетами врачей»

Со 2 ноября МФЦ Казани перевели на себя некоторые услуги Управления ФССП по Татарстану. Теперь в многофункциональных центрах можно снять запрет на транспортное средство или недвижимость, получить справку о наличии или отсутствии задолженностей по алиментам, а также постановление судебного пристава, вынесенное в рамках исполнительного производства. 

А с начала 2021 года еще в одном казанском офисе МФЦ, расположенном по адресу проспект Победы, 214, начнется регистрация автомобилей. Таких в России всего три офиса. Кроме того, в МФЦ можно оплатить штрафы, в этом году такой услугой воспользовались более 1 000 человек, и заменить водительское удостоверение. 

— Еще нас ожидает кардинальное изменение работы наших офисов. Думаю, что заявителей будет большое количество. По сведениям Минэкономразвития РФ, Пенсионный фонд с января 2021 года прекращает прием заявителей вживую, а значит, эти люди пойдут к нам. Сейчас ведется заключение соглашений, будет проведено обучение. Надеюсь, что быстрыми темпами будет сделана оцифровка, чтобы люди активно пользовались порталом, — рассказала Музафарова. 

Поступлений в бюджет все меньше 

Пандемия «наградила» МФЦ не только большой нагрузкой по работе, но и снижением поступлений в бюджет республики по оплате госпошлины. Впрочем, как отметила спикер, сумма таких отчислений в силу объективных причин  уменьшается на 10-15 миллионов рублей ежегодно. 

— Когда МФЦ открылись в 2015 году, у нас было всего 68 услуг, и лишь за шесть из них взималась госпошлина. Сегодня оказывается 254 услуги, а новые услуги с госпошлиной не появились, — говорит она об этом.

«Офисы МФЦ во время пандемии по востребованности были сравнимы с кабинетами врачей»

Причина тому проста. Наряду с МФЦ начинают работать порталы, самые востребованные услуги с максимальным размером госпошлины, например, услуги Росреестра, переводят в электронный вид.

— А это значит, что человек к нам не пришел и пошлину нам не заплатил, он напрямую отработал с федеральным органом. И такие случаи только растут, — добавила спикер. 

И если в 2015 году МФЦ перечислил в бюджет республики 605 миллионов рублей, то в 2016 году — 596. В прошлом году эта цифра опустилась до 580 миллионов рублей, а к ноябрю этого года собрано всего 400 миллионов рублей.

— Мы предполагаем, что в этом году у нас будет поступлений около 500 миллионов рублей, — дала прогноз руководитель.

Оцифровка услуг сильно отстает

При том что жители Татарстана все чаще пользуются госуслугами в электронном виде, в республике полностью оцифрованы лишь семь услуг из существующих 365. Такими данными поделился первый замглавы Минцифры Татарстана Илья Начвин. По его словам, все услуги должны быть оцифрованы до конца 2023 года по поручению президента России Владимира Путина. До конца этого года в электронный вид переведут уже 28 услуг.

— В этом году в цифровой вид перевели пять услуг, 43 услуги оказываются в электронном формате, — отметил он.

«Офисы МФЦ во время пандемии по востребованности были сравнимы с кабинетами врачей»

Также замминистра рассказал, что в 2021 году в Татарстане планируется расширить перечень услуг Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы. Пилотными районами для оцифровки обозначены Рыбно-Слободской, Сабинский, Альметьевский, Нижнекамский, Актанышский и Набережночелнинский. Там в 2020 году и в первом полугодии следующего года планируется оцифровать 44 муниципальные услуги, или 13 жизненных ситуаций. 


Наша справка

С 15 июня прием в МФЦ был возобновлен в полном объеме, но при условии, что на одного человека приходится 4 квадрата от площади помещения. И только сейчас среднее количество обращений в офисы МФЦ возвращается к прежним показателям. На сегодня это около 15 тысяч человек. 

Всего в Татарстане граждан ежедневно принимает 59 офисов МФЦ, 11 из них расположены в Казани. В 2021 году в столице откроют офисы МФЦ около Чеховского рынка на 25 окон приема и на улице Чистопольской площадью 2 тысячи квадратных метров. 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: