Харам: муфтияты разделились на противников и сторонников смешанных браков

Богословская фетва Совета улемов ДУМ России
Богословская фетва Совета улемов ДУМ России, запрещающая браки с христианами и
иудеями, вызвала резонанс в обществе. Но по своей сущности жестким императивом
для мусульман не является.

В России мусульманам запретили заключать браки с представителями других конфессий, в том числе с христианами и иудеями, — примерно в таком контексте стали публиковаться в СМИ и соцсетях сообщения после того, как одна из фетв (т.е. решение, вынесенное по какому-либо вопросу) Духовного управления мусульман Российской Федерации была опубликована на их сайте. Любопытно, что само богословское заключение датировано ещё 19 ноября 2019 года. Публикацию на сайте ДУМ РФ получило на этой недели.

Само богословское заключение представляет собой пятистраничный документ. В нём сообщается, что в Коране есть положения, которые разрешают мужчинам-мусульманам брать в жены «людей Писания», то есть христианок и иудеек.   

А в результирующей части уже говорится, что христианок и иудеек брать в жены нельзя: «С учетом перечисленного Совет улемов ДУМ РФ постановил, что межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая».   

Харам: муфтияты разделились на противников и сторонников смешанных браков

В документе пространно расписывается, почему сегодня аяты Корана не работают, а мусульманам запрещается брать в жены представительниц других конфессий. В качестве аргументов идут рассуждения о возросшей роли женщин в плане культурного и морального воспитания детей, об ассимиляционных процессах в крупных городах, об уменьшении роли отцов в воспитании ребенка, исторические отсылки к первым «четырём праведным халифам» и так далее. В том числе представители Совета улемов ДУМ РФ в качестве аргумента приводят высказывания такого мусульманского деятеля арабо-исламского мира, как Юсуфа Аль-Кардави. Он, к слову, считается также идейным лидером «Братьев мусульман» — организации, запрещенной на территории России.

Следует уточнить, что в самой фетве говорится о том, что конечное заключение на самом деле может истолковываться исходя из того, какой конкретный случай рассматривает имам той или иной мечети, относящейся к юрисдикции ДУМ РФ: «Межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания (христиане и иудеи. — Ред.) на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая».

Духовное управление мусульман Татарстана отмежевалось от этой фетвы. 

— Мы не имеем отношения к ДУМ РФ. Поэтому их заключение никак не повлияет на взаимоотношения в Татарстане, — заявил муфтий республики Камиль хазрат Самигуллин

Харам: муфтияты разделились на противников и сторонников смешанных браков

А так звучит официальное заявление татарстанского муфтията, рассылаемое во все СМИ: «Совет улемов духовного управления мусульман Республики Татарстан в ответ на запрос СМИ о богословском заключении ДУМ РФ №5/19, посвященном межконфессиональным бракам, сообщает о своем несогласии с указанным заключением. Позиция ДУМ РТ по вопросу заключения межконфессиональных браков основывается на прямом толковании аятов священного Корана и мазхабических традициях и была выражена руководством ДУМ РТ ранее».   

Первый зампред ДУМ РФ Дамир хазрат Мухетдинов уже поспешил сопроводить решение Совета улемов дополнительным комментарием. По его словам, эта фетва не имеет юридической силы и служит лишь неким нравственным ориентиром для мусульманина.

— В светском государстве, каковым является Российская Федерация, постановления Совета улемов носят внутриобщинный характер и обращены прежде всего к мусульманам, стремящимся соблюдать религиозные постулаты. Они не имеют юридической силы в прямом смысле этого слова, поскольку (в отличие от некоторых мусульманских стран с действующим правом на основе шариата) не предполагают какой-либо ответственности и наказания за их неисполнение. Богословские заключения Совета улемов апеллируют исключительно к ответственности человека перед Богом, никак иначе, — приводятся слова Мухетдинова на сайте ДУМ РФ.

По его словам, единства в отношении этой фетвы нет даже внутри самой религиозной организации. 

— В данном случае мнения разделились и часть нашего духовенства не поддерживает или поддерживает лишь частично указанное богословское заключение. Вместе с тем высказанные сторонними комментаторами опасения о потенциальных общественных противоречиях я решительно отвергаю именно по той причине, что в условиях светского государства постановления улемов неправомочны в системе юридических координат, они апеллируют к верующему, его совести, богобоязненности и ответственности перед Создателем. Отмечу, за год с момента, когда документ был принят и доведен до сведения духовенства в регионах, никаких проблем он не породил и был воспринят как теоретическое осмысление актуальной проблемы частого разрушения семей в контексте современной Российской Федерации, — подчеркивает он. 

Харам: муфтияты разделились на противников и сторонников смешанных браков

Встаёт вопрос: каково отношение между ДУМ РФ (в юрисдикцию этого муфтията входят чуть более 300 мечетей по всей России) и его Советом улемов? Дамир хазрат Мухетдинов в беседе с KazanFirst отмечает, что несмотря на то, что Совет улемов является одной из структурных частей ДУМ РФ, сама фетва не была предназначена муфтияту.  

— Совет улемов — это законотворческий орган, который готовит законы с точки зрения исламских канонов шариата, и, конечно, их действо распространяется на верующих людей и перечит или противоречит светскому правовому государству. Решение Совета улемов не может собой подменять светский закон. Никоим образом. Или идти в противоречие с ним. ДУМ РФ как организация не может исполнять фетвы, потому что это организация. Мы можем говорить только о людях. Потому что фетвы пишутся не для организаций, а для людей, которые состоят в той или иной организации или конфессии. А здесь отдельно взятые люди могут придерживаться этой фетвы, — объясняет собеседник. 

Стоит отметить, что татарстанский муфтият в своей структуре тоже имеет Совет улемов, который возглавляет Камиль хазрат Самигуллин. В то время как Совет улемов ДУМ РФ возглавляет Шамиль Аляутдинов, а непосредственно ДУМ РФ — Равиль хазрат Гайнутдин. В татарстанском муфтияте все принимаемые фетвы подписываются Самигуллиным и обязательны в исполнении. Как видим из слов Мухетдинова, подобного единоначалия в федеральном ДУМ РФ нет.   

Исламовед и востоковед Азат Ахунов обращает внимание на то, что богословы Совета улемов ДУМ РФ опираются в своих суждениях на Юсуфа аль-Кардави. Но эта фигура в мусульманском мире противоречива, в том числе и его фетвы, изданные на протяжении его долгой жизни, тоже сами себе противоречат. 

Харам: муфтияты разделились на противников и сторонников смешанных браков

— Юсуф Кардави — пожилой человек. На протяжении своей жизни он выносил разные фетвы, которые противоречат сами себе. Понятно почему. Менялись ситуации, происходили политические события. Сам он менялся. Он жил в Египте, а сейчас живет в Катаре. Опираться на Кардави как на человека, который всегда следовал своим принципам, нельзя. В каких-то вещах он авторитетен, но это не значит, что его фетвы нужно принимать. При вынесении фетв лучше опираться на классические труды. Они есть, они никуда не делись — на Коран и Сунну. Юсуф Кардави, как правило, выражает антиимпериалистическую, панисламистскую позицию, выражает антисионистские взгляды. Он вообще считает, что если какая-либо страна имеет какие-то отношения с Израилем, то эту страну нужно заносить в черный список. В 2012 году Кардави осудил Россию за то, что она поддержала Башара Асада. А с другой стороны, Кардави поддерживал Рамзана Кадырова как мусульманского лидера. В то же время Юсуф Кардави является лидером у организации «Братья-мусульмане», которые придерживаются идей и ценностей панисламизма и запрещены в России, — говорит Азат Ахунов.

Политолог Руслан Айсин напоминает, что в исламе нет такого явления, как «церковь». 

— В исламе нет идеи, но по факту есть «церковь» в виде духовных управлений. Но они не имеют того статуса, который мы наблюдаем у церквей в христианстве. То есть «церковь» — это такая жреческая каста, которая в праве решать определенные догматические и теологические вопросы, — отмечает эксперт. 

Он указывает на то, что, с одной стороны, браки с представителями других конфессий (христианство и иудаизм) разрешены. Но с другой, в современном мире говорить, что человек христианин или иудей, достаточно тяжело. 

— Потому что религиозность человека определяется по каким-то внешним атрибутам: либо крестик надели, либо полумесяц на цепочке. В действительности большая часть людей находятся за периметром веры, потому что они веру воспринимают как культурно-историческую компоненту. Поэтому фетва ДУМ РФ ровно об этом. Но решать, кто есть благочестивый представитель «людей Писания» (христианство, иудаизм), а кто нет будет сам человек, который хочет заключить брак, создать семью. Получается, что клерикальный истеблишмент берёт на себя функции, которые ему не положены. Вот поэтому и случилась резонансная дискуссия вокруг этой фетвы, — подытожил Айсин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *