«Школа — не место для жестких директивных воздействий на учеников и родителей»

Очередной скандал с ношением мусульманского платка в образовательном учреждении побудил журналиста KazanFirst Ильнура Ярхамова написать авторскую колонку
Очередной скандал с ношением мусульманского платка в образовательном учреждении
побудил журналиста KazanFirst Ильнура Ярхамова написать авторскую колонку, в
которой он рассуждает на тему адекватности директоров и педагогов.

В Татарстане снова вспыхнула история о мусульманском платке и что кому-то этот платок не разрешают носить в школе. 

11 ноября родители одной из учениц Столбищенской средней общеобразовательной школы Лаишевского района пожаловались, что их ребёнка заставляют снять платок, чем нарушают его права на образование и личную неприкосновенность. От директора учреждения Ирины Романовой исходил прямой запрет. Классный руководитель и учитель татарского языка провели беседу с девочкой, чтобы она сняла платок. Причем даже был обозначен такой аргумент, что все те школьницы, кто не согласен с запретом на платки, уже покинули школу.  

Родители ощетинились и направили свои заявления в прокуратуру и в Управление образования Лаишевского района. Все заявления были написаны грамотно, при помощи юриста. Возмущение возымело эффект. Уже 12 ноября директор школы принесла извинения семье. Девочка учебу продолжила. 

История была быстро растиражирована в СМИ. Хотя конфликт вроде как разрешён.

На самом деле конфликтам, связанным с мусульманскими платками на девочках и на учителях в школах (что в Татарстане, что за его пределами), не один год. 

В Татарстане ещё в 2014 году на волне этих конфликтов из-за платков образовалось целое общественное мусульманское движение. Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин периодически то в СМИ, то у себя в соцсетях высказывается за то, что у мусульман есть право носить платки, в том числе и в школе. 

«Школа - не место для жестких директивных воздействий на учеников и родителей»

Противники платков считают, что школа — это светское образовательное учреждение, где у учеников могут быть некие стандарты и единообразие в одежде, то есть форма. 

Сторонники им вторят: да, школы — светские, государство — светское, Конституция России — за светскость. Но светскость — это же не значит атеизм и противостояние религии. Светскость — это равноправие между всеми конфессиями страны, в том числе равноправие между верующими и атеистами. Поэтому у мусульман есть право на свою веру. Это во-первых. Во-вторых, мусульмане различают несколько видов и способов женского одеяния. Хиджаб, никаб… во всех этих нюансах нужно разбираться. Но платок на голову у женщин ведь присущ и православным. 

Есть и компромиссная позиция. Да, сегодня в школах (по крайней мере точно в Татарстане) девочкам вряд ли разрешат носить, например, никаб (это когда в одеянии есть только прорезь для глаз). Это однозначно трактуется как перегиб. Но и платок не обязательно является атрибутом веры, предметом религиозной идентичности. Девочка может носить платок как головной убор, потому что это красиво, потому что может чем-то болеть, потому что стесняется своих волос и так далее. Ну нельзя же тотально запрещать вообще что-либо носить на голове! 

Поэтому история с запретом на мусульманский платок в Лаишевском районе на самом деле демонстрирует не конфликт между светской частью общества и мусульманами. Она скорее отражает современные представления о мире у директорско-преподавательского сообщества в Татарстане. 

Более того, в одну тему с этим платком даже укладывается скандальная история с издевательством над пятиклассником в казанской школе.

Увы, но не все директора и учителя осознали тот факт, что конфликты, недопонимания, разногласия и ссоры, творящиеся в стенах конкретного образовательного учреждения, в современном мире буквально двумя-тремя кликами в интернете могут быть донесены до очень широкой публики и превратиться в скандал республиканского или федерального масштаба.

Директора и учителя должны понимать, что любой сор из их избы, то есть школы, сегодня спокойно выносят как сами школьники, так и их родители. А директорам ещё нужно опасаться, что если случится какая-то несправедливость по отношению к учителю, то у него может включиться мотивация «донести до людей» всю внутреннюю кухню различных управленческих, организационных и так далее решений. Подобные нюансы и всякие шероховатости есть в каждой организации, компании или фирме, но они, как правило, скрыты от внешнего наблюдателя. 

«Школа - не место для жестких директивных воздействий на учеников и родителей»

Вот на что рассчитывала директор школы в Лаишевском районе, когда с семиклассницей «побеседовали» учителя? 

Очевидно же, что в таком возрасте на девочку больше всего повлияли её родители, чтобы она надела платок. Какой смысл вести разъяснительную беседу с девочкой? Переубеждать нужно родителей. А эти родители не из простых — заметно же, что у них сильны убеждения и они от своих решений просто так не отступятся. Какие ещё рычаги воздействия на родителей есть у директора? Запретить девочке ходить в школу? Тогда прокуратура уже включается в историю, а она будет не на стороне директора.

Поэтому родители использовали возможность привлечь общественное внимание к своей истории — обратились к адвокату, о них написали в СМИ. В итоге директор принесла извинения. Её авторитет, возможно, в учительской среде пал, зародились сомнения в адекватности других её решений. Родители, конечно, могут ликовать — своё право они отстояли. Но осадочек, что называется, остался.

Сегодня директора и учителя в школах должны понимать, что их учреждения — это не какие-то стерильные информационные пузыри, где можно действовать только менторскими и диктаторскими методами. Всё скрытое легко становится достоянием общественности. Причем директора и учителя должны понимать ещё то обстоятельство, что если у них случится скандал и он станет достоянием широкой общественности, то вряд ли это будет под силу разрулить министерству образования и науки Татарстана, местному муниципальному профильному Управлению. 

Ну договорятся чиновники от образования с несколькими журналистами и изданиями, чтобы не освещали это событие, не добавляли ему резонанса. Но со всеми СМИ на территории России, со всеми медиаплощадками, сообществами в соцсетях и Телеграм-каналами объективно сделать это нереально. 

Директорам и учителям всё равно придётся нести ответственность за своё необоснованное или недостаточно убедительное и недостаточно проговорённое, директивное воздействие на школьников и их родителей. 

Возможно, директор Ирина Романова думала, что она всего лишь директор районной школы, спрятанной в тени мегаполисной Казани, и полностью контролирует понимание своего призыва «снять платок». Но на деле она оказалась директором одной из школ в Татарстане, где к вопросам межконфессиональных отношений общественность относится крайне внимательно, а ущемление прав на вероисповедание является недопустимым.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: