Казанский ЦУМ давно проиграл конкуренцию, и реконцепция его не оживит

Центральным большой магазин на улице Московской в столице Татарстана можно считать разве что по местоположению и названию. В действительности он давно стал аутсайдером среди всех мегамоллов города. Даже новость о попытке его перезапуска эксперты восприняли скептически.
Центральным большой магазин на улице Московской в столице Татарстана можно
считать разве что по местоположению и названию. В действительности он давно стал
аутсайдером среди всех мегамоллов города. Даже новость о попытке его перезапуска
эксперты восприняли скептически.

История казанского ЦУМа начиналась в первой половине прошлого века. Магазин открыли 11 ноября 1940 года, в то время он находился на улице Баумана. Это было двухэтажное здание с торговой площадью и складами. В 1963 году универмаг переехал в здание на улице Пушкина (там сейчас располагается ТЦ «Кольцо»). Затем ЦУМ расширился и 19 декабря 1977 года открылся на новом месте, где располагается и по сей день. 

Вроде бы в ЦУМе есть все, что необходимо покупателям, — и продуктовый магазин, и объекты непродовольственной торговли. Но с первого взгляда видно, что здесь мало торговых точек, нет широкого ассортимента продукции. Последние три года выручка универмага резко сокращается. Так, по данным сайта Rusprofile, в 2017-м она составляла 189 млн рублей, в 2018 году — 186 млн рублей, а в 2019 году — всего 172 млн рублей. Администрация не могла не обратить внимание на низкую конкурентоспособность и занялась глобальной перестройкой деятельности. 

Казанский ЦУМ давно проиграл конкуренцию, и реконцепция его не оживит

В качестве подрядчика, который отвечает за модернизацию, была привлечена компания Lynks Property Management. Ключевыми звеньями новой концепции станут качественный tenant-mix и большой фуд-холл на втором этаже ТЦ, площадью порядка 2 750 квадратных метров. С помощью этого руководство ЦУМа надеется привлечь новых арендаторов, которые помогут удовлетворить спрос, повысить лояльность аудитории и частоту посещения объекта. Основные изменения на первом этаже торгового центра — это усиление прикассовой зоны супермаркета «Бахетле» опять же за счет привлечения новых брендов. Планировочные решения существенно не изменятся. Предполагается провести оптимизацию коммерческой составляющей и сформировать более четкое зонирование по торговым профилям.

Но спасут ли ЦУМ эти меры? Судя по тому, что говорят эксперты, с которыми удалось поговорить KazanFirst, вывести универмаг из застоя уже вряд ли удастся. Момент упущен.  

— Реконцепцию ЦУМа нужно было делать давно — наверное, еще лет 15 назад, в крайнем случае — 10. Всё-таки он морально устарел, — считает директор агентства недвижимости Анастасия Гизатова. — Еще в 2000-х годах ЦУМ был довольно популярным комплексом, но за 20 лет потерял востребованность. Раньше у них, скорее всего, вообще не было никакой концепции. В то время как другие ТЦ развивались, ЦУМ стоял на месте. Они практиковали подход в стиле ретро.  

То, что ЦУМ не соответствует современным стандартам, согласен и руководитель центра разработки бизнес-планов компании «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов

— ЦУМ сейчас неэффективен потому, что в имеющейся концепции у большинства казанцев он ассоциируется с каким-то отголоском из прошлого. От него отдает некоей «совковостью». А современные потребители уже избалованы крупными моллами, которые отвечают всем их запросам. Такие заведения предлагают максимум услуг с высоким качеством. Там широкий ассортимент магазинов с разным ценовым диапазоном. Помимо торговых объектов, есть кинотеатры и фуд-корты, — рассуждает собеседник KazanFirst. — ЦУМ же всем этим не может похвастаться, поэтому для шопинга он неудобен. За ним люди отправляются в такие торговые центры, как «Мега», KazanMall.

Казанский ЦУМ давно проиграл конкуренцию, и реконцепция его не оживит

— Само здание ЦУМа достаточно давно построено и на сегодня не соответствует всем критериям современного торгового центра. У них нет развлекательной зоны. А сейчас это в торговых центрах одно из обязательных условий. И потом развлекательная зона способствует повышению трафика: люди приходят в кинотеатр и заодно — в магазины, — отметил президент гильдии риелторов Татарстана Андрей Савельев. — Кроме того, у ЦУМа маленькая площадь и небольшой ассортимент арендаторов. По всем этим причинам и поток покупателей здесь ниже, чем в других таких объектах. В ЦУМ приходят только в конкретные магазины, а не на шопинг. Долго здесь не задерживаются. В ЦУМе проводят, как правило, 15 минут. А среднее время посещения крупных торговых центров, таких как «Тандем», — час-два. 

У казанского универмага также имеются проблемы с парковкой. И так как он находится в исторической части города, вряд ли будет привлекать внимание как объект для шопинга в его наиболее широком понимании, полагают эксперты.

По словам Галямова, фиаско ЦУМа вполне закономерно. Если какое-либо предприятие на рынке неэффективно, оно рано или поздно перестанет приносить прибыль и, соответственно, работать, а его место займут другие. На смену ЦУМу придут эффективные рыночные предложения, которые будут соответствовать современным реалиям рынка. Этот принцип в экономике называется «невидимая рука Адама Смита».

Казанский ЦУМ давно проиграл конкуренцию, и реконцепция его не оживит

Эксперты считают, что в деятельности казанского универмага на данный момент мало смысла, а его реконцепция ничего не изменит. 

— Использование здания ЦУМа в формате магазина будет неэффективно. Конкурентным запросам рынка он явно не отвечает. У ЦУМа было время занять определенную нишу на рынке и показать себя с точки зрения реконцепции. Но его конкуренты, работающие по западному образцу, гораздо сильнее. Ведь конструирование таких универсальных магазинов — это большое искусство. В советское время при этом процессе не учитывались многие современные понятия, такие как расчет и проектирование трафика. С какой стороны будет вход, сколько должно быть посетителей, по какому маршруту они будут передвигаться и многое другое. А у ЦУМа здание старое, построенное без учета этих принципов, его нельзя полностью перестроить. Поэтому этот ТЦ надо сносить и строить на его месте какой-то другой объект, который будет полезен для казанцев, — считает Галямов. 

Самым оптимальным вариантом для этого здания станет размещение в нем гостиницы или концертно-развлекательной площадки. Пытаться перезапустить ЦУМ в формате торгового центра — бесполезная затея.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *