«Ситуация с выделением земель многодетным семьям — тупиковая»

«Ситуация с выделением земель многодетным семьям - тупиковая»
Руководитель региональной общественной организации рассуждает о положении
родителей, которые воспитывают троих и более детей.

Многодетную семью демографы, социологи, различные депутаты и другие «окологосударственные» спикеры в СМИ или в соцсетях по большей части определяют как благо для страны, с чьей помощью либо можно выправить ситуацию с рождаемостью (вообще или конкретно на селе, в городе), либо нивелировать негативные процессы в обществе, связанные с сокращением численности населения. 

С другой стороны, именно многодетные острее всех на себе чувствуют экономические проблемы в стране, чаще всего бывают в затруднительном положении, их значительную долю относят к семьям с невысоким доходом, а то и вовсе ассоциируют с бедностью. 

Раз многодетная семья нужна государству, то получает ли она достойную социальную господдержку? Об этом и не только журналист KazanFirst поговорил с руководителем региональной общественной организации «Многодетные семьи РТ» Артемом Кузнецовым

— Тяжело ли быть многодетной семьей в Татарстане? 

— Как всегда в заботах, в суете, в воспитании своих детишек. А у нас, у отцов, есть задача — прокормить большую семью. Причем нам нужно делать так, чтобы дети были не просто одеты и обуты. Но и у каждого ребенка должно быть своё рабочее место, потому что все дети могут быть школьниками и все должны сидеть в каком-то одном месте и делать уроки.  

Поэтому для нас самые важные текущие вопросы — это работа, зарплата и наши дети, воспитанием которых мы занимаемся. 

«Ситуация с выделением земель многодетным семьям - тупиковая»

— Обычно говорят, что государству выгодно, чтобы у него как можно больше было многодетных семей. А что оно делает, чтобы им жилось комфортно?

— Среднестатистически и в России, и в Татарстане из года в год по 0,1-0,2% растет. Это очень хорошая динамика. Больших семей в стране становится больше. Но в то же время у нас плохая демография. Почему так? Потому что остальные молодые семьи начинают позже заводить первого ребенка, меньше рожают. Поэтому рост многодетных семей совсем не компенсирует те семьи, которые вообще отказываются от рождения детей. 

Поэтому общая государственная инфраструктура настроена на то, чтобы помогать большим семьям, семьям с детьми, и это хорошо. 

Например, у нас в Татарстане есть три льготы для многодетных семей. Это скидка 30% на коммунальные услуги, но не от всей счет-фактуры, а только от той её части, что начисляется по счетчикам. В общем, от счёт-фактуры у нас получается порядка 15%. 

Потом — бесплатный проезд школьников. У нас есть специальные проездные, за которые перечисляют 307 рублей. И они безлимитно ездят весь месяц. 

Третья льгота — компенсация на детей до шести лет на лекарства. Это 136 рублей в месяц. 

Все льготы у нас носили заявительный характер. Если ты заявился, то тебе льготы дадут. Если не заявился, не знал о такой льготе, то никто тебе льготы не даст. С декабря 2020 года вводят уведомление о льготах. Посмотрим, как это будет работать.

— То есть государство считает, что 7-летнему ребенку лекарства уже не нужны?

— Нет. Всё остальное уже только по полису ОМС. 

— В сфере образования многодетные семьи могут чувствовать руку помощи государства?  

— Слава богу у нас сохранили льготы многодетным семьям за посещение детсада. Если один ребенок ходит, родители платят 70%. Если двое детей, то 50%. Если трое детей, то 30%. Также нас в детсады берут без очереди. Это не материальная помощь, но всё равно приятная. Если ты переехал, переселился, если ты хочешь встать в очередь в детсад прямо сейчас, за месяц до зачисления, то это никак не мешает — пожалуйста. 

В школах у многодетных семей больших льгот нет. Но если у твоей семьи есть статус «малообеспеченная», то в Казани, предположим, твоих детей будут бесплатно кормить. Если такого статуса нет, то в Казани в школе тебя кормить не будут. Во всех других городах и муниципалитетах ситуация по многодетным семьям абсолютно разная. Каждый муниципалитет вопрос по этой льготе по-своему решает. 

Предположим, в Челнах кормят всех детей из многодетных семей. Но многодетными там почему-то считаются те семьи, где пять и более детей. Я задавал вопрос: как так получается? У нас же по Семейному кодексу многодетной считается семья, где трое и более детей до 18 лет. На что мне в муниципалитете ответили, что какими там средствами располагают, на такие, значит, детей и кормят. 

«Ситуация с выделением земель многодетным семьям - тупиковая»

— То есть поддержка по остаточному принципу? 

— Да. Я спрашивал, какие там наиболее приоритетные направления по реализации бюджета, кроме исполнения указа (№431) президента России по поддержке многодетных семей. Но в итоге пока все по-старому, муниципалитеты каждые по-своему решают. 

В этом году было введено горячее питание для всех детей младших классов. В принципе мой ребенок такому горячему питанию только рад, да и мы, родители, тоже. Да, за такую поддержку государству, конечно, спасибо. 

— Давайте перейдем к вопросу медицины. Как здесь обстоят дела?  

— Те 136 рублей в месяц, которые дают на ребёнка до шести лет, по факту вопрос по лекарствам не решают. 

— Какие на сегодня критерии многодетности у семей?

— По всем законодательным актам многодетная семья — это от трех и более детей и до 18 лет. И нужно, чтобы они были рождены в одном браке этих супругов. Нельзя, чтобы один ребенок у папы был от первого брака и у мамы есть два ребенка от первого брака. Так не работает. Они в своем совместном браке должны родить ещё троих детей. 

Другое дело, если они усыновят или удочерят детей. Вот тогда они могут быть многодетной семьей. 

— По-моему, это несправедливо. 

— Ничего не поделаешь, в нашем Семейном кодексе прописано, что многодетная семья — это трое детей от одних родителей. Ну или приемные дети.         

— Почему до сих пор не может решиться вопрос с выделением земли? 

— Та ситуация, в которой мы сейчас находимся, я считаю, тупиковая. Как сказал наш президент Владимир Путин, закон, который у нас выпускался в 2012 году (так называемые майские указы, по которым мы получали землю), предполагал, что нам она будет выдаваться в транспортной доступности и с инфраструктурными объектами. Чтобы не надо было тянуть газ много километров, а также воду, канализацию и другие сети. То есть предполагалось, что участки будут выдаваться там, где всё уже существует.

А как мы видим, почти по всей республике, по крупным городам получилось выделение земель в большом отдалении от самих городов. Развитие территорий требует дополнительных денег. 

Не забывайте, что идея была хорошая — создать отдельный «Город-сад», вроде Зеленодольска или Залесного. Предполагалось, что в таких местах будет своя инфраструктура, а не просто дороги и вода проведена. Там же будут отделения почты, банки, больницы, магазины, садики, школы и так далее. 

Именно на это всё требовались деньги. И вот наши Минэкономики, Минземимущество РТ как-то собрались и вместе посчитали, во что это обойдется. Тогда, в 2012 году, насчитали только инфраструктуру и только для чуть более 20 тысяч многодетных семей на 43 млрд рублей. 

И вот к нам как-то приезжал представитель Михаила Бабича, а он тогда был полпредом по ПФО (сегодня занимает пост заместителя министра экономического развития России. — Ред.). Нас, многодетных семей, собрали и спросили, что можно было бы предпринять. Я тогда сказал, что смысла выдавать нам земли нет, потому что на их обустройство надо будет потратить 43 млрд рублей. И вот я эту сумму поделил на общее число многодетных семей. Получается на каждую семью по 1,5 миллиона рублей. 

И я предложил, чтобы многодетным семьям лучше дали по 1 миллиону рублей. Ну, а какой смысл тратить все 43 млрд рублей? Тем более с течением времени затраты на инфраструктуру будут только расти. Это ещё сетевые организации свои затраты не посчитали.

Я сказал, чтобы нам дали по 1 млн рублей. Мы за эти деньги купим себе прекрасные участки и, скорее всего, уже с домом. В 2012 году это были ещё очень большие деньги. Сегодня, конечно, на 1 млн можно купить только очень маленький дачный участок. 

Но моё предложение не было услышано. На тот момент и до сих пор этих 43 млрд рублей нет. Если не появится какой-либо федеральной программы, то поднять эти земли нам будет невозможно. Восемь лет уже программа реализуется, всего 1% из получивших землю начали что-то строить. То есть даже то, что до участка сейчас доводят электрические сети, недостаточно. Дорог не хватает, водопроводных сетей. Да и средств на строительство у многодетных семей недостаточно.

Да даже те, кто всё-таки решил начать жить на этих землях, жалуются, что дороги к их домам зимой город не чистит, всё сваливает на муниципалитет. А муниципалитет переводит стрелки на городские службы. 

«Ситуация с выделением земель многодетным семьям - тупиковая»

— Неужели у многодетных семей вообще нет никакой альтернативы? 

— Я давно уже предлагал какую-нибудь достойную альтернативу ввести. Мне кажется, на сегодня самым справедливым будет предложить альтернативу в виде денег от кадастровой стоимости выделяемой земли. 

Но я против того, чтобы давали деньги напрямую. Считаю, что их нужно давать в виде, например, жилищных сертификатов. Нельзя людям на карточку перечислять, условно, 300-400-500 тысяч рублей. Разные семьи есть, некоторые могут злоупотреблять. Эти деньги должны быть целевыми. 

— Вам известны семьи, которые всё равно смогли отстроиться? Что это за уникальные такие люди? 

— По большей части это семьи из муниципалитетов. Получается, что им земли выделяли около их деревни или села. Эти семьи живут своим трудом в виде крестьянско-фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств. Им не в тягость, например, самим себе залить фундамент дома. 

А когда заниматься этой стройкой? Ведь сколько забот у многодетных родителей. Дети могут заниматься спортом, ещё чем-то, нужно постоянно воспитывать ребенка. Тут у тебя всё хлопоты, время и силы на строительство дома уходят. 

В общем, в той ситуации, в которой мы сейчас находимся по части выделения земель многодетным семьям, мы зашли в тупик. Эта ситуация вообще никак не развивается. Сейчас у городов есть проблемы, они не готовы идти на какие-то финансовые затраты. Ведь вот эти выделенные и обустроенные земли многодетных — это же висяк. А очередь из многодетных изо дня в день только увеличивается. 

— В чем заключается феномен многодетной семьи? Вы со многими такими семьями общаетесь, расскажите, что ими движет.

— По этой части есть специальная статистика. В различных центрах здоровья семьи, там, где решают проблему репродукции у женщин, у семейных психологов есть, оказывается, своя статистика. По ней получается, что решение о рождении первого ребенка принимают оба супруга. И это логично, ведь семья только-только создалась. 

О рождении второго ребенка в первую очередь решение принимает женщина. То есть это инициатива именно супруги, от неё она исходит. Там уже потом только отец подключается и решение вроде как обоюдным становится. 

А вот решение о рождении третьего и последующих детей принимает мужчина. Так говорит статистика. 

— То есть за многодетность семьи отец несет прямую ответственность? 

— Да. Именно так. Ответственное отцовство в себе предполагает участие в воспитании детей, включенность в этот процесс. Демографы уверены, что если каждая вторая семья России не станет многодетной, мы не сможем выбраться из демографической ямы. Уверенность в завтрашнем дне и экономический достаток являются гарантом для семей гораздо больше слов и лозунгов. Так пусть таких, как мы, станет много, а государство еще усилит помощь большим и крепким семьям.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *