пассажирского транспорта на экспорт.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин планирует развивать сегмент пассажирского транспорта в сторону Европы.
— Наша стратегия ориентирована на создание универсальной модульной платформы, которую мы сейчас разрабатываем вместе с Петербургским политехническим университетом. Хотим спроектировать весь спектр автобусов и электробусов от 9 до 18 метров в новом кузове, с лучшими характеристиками. Только так мы сможем наладить экспорт в Европу. Пока мы не готовы к сертификации по европейским требованиям, но в 2021 году, думаю, доведем конструкцию до соответствия всем нормам и сможем автобусы экспортировать, — сообщается на сайте компании.
При этом пресс-служба добавляет, что потенциальные покупатели уже знакомы с продукцией Камского автогиганта. Впервые электробус показали европейцам в 2019 году в Швеции на Всемирном саммите Международного союза общественного транспорта. Пресс-служба отмечает, что он вызвал большой интерес со стороны зарубежных специалистов и операторов общественных пассажирских перевозок.
KazanFirst оценил с экспертами перспективы этих планов, а также положение компании в реалиях пандемии.
Челнинцы в авангарде
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что положение автогиганта на рынке по итогам 2020 года устойчивое. По некоторым данным, «КАМАЗ» смог увеличить продажи на 0,5%, реализовав более 27 тысяч только грузовых автомобилей. Вырос объём заказов, поэтому компания сократила корпоративный отпуск в январе 2021 года.
— «КАМАЗ» сообщил, что намерен в этом месяце произвести свыше 1,8 тысячи машин, а также поставить 2 200 двигателей и силовых агрегатов и реализовать запасных частей и комплектующих на сумму свыше 270 млн рублей. Можно говорить о том, что, несмотря на сложную ситуацию в экономике и конкретно на автомобильном рынке, позиции компании стабильные. Она успешно развивается, реализует различные проекты, поэтому её можно отнести к лидерам рынка, — оценивает положение Баранов.
Василий Карпунин, начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций», отмечает, что выручка автогиганта по итогам девяти месяцев 2020 года составила 128,3 млрд рублей, превысив аналогичный показатель 2019 года почти на 20%. Рост обусловлен динамикой продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке и увеличением объёмов реализации пассажирского транспорта (автобусы, электробусы).
— Такие результаты достигнуты как благодаря своевременным системным мерам поддержки отрасли, оказанным правительством, в том числе мерам поддержки спроса на продукцию автопрома, так и антикризисным мерам по повышению эффективности, реализованным руководством компании. За счет своевременных мероприятий по обеспечению непрерывности деятельности компании, её поставщиков и авторизованных дилерских центров удалось нивелировать неблагоприятные макроэкономические факторы, связанные с введением ограничительных мер из-за COVID-19, — объясняет Карпунин.
Аналитик автомобильного рынка Антон Глухов в свою очередь считает, что положение «КАМАЗа» не самое лучшее, но в тех условиях, в которых все оказались, завод демонстрирует не просто живучесть, но и элементы заигрывания с будущим.
— И проект «Кама-1» (электромобиль. – Ред.), и образцы беспилотной техники выводят челнинцев в авангард нынешней российской автомобильной промышленности. К этой картине можно добавить стандартную победу на Дакаре. Таким образом, чисто со стороны представленности в медиа предприятие с берегов Камы обгоняет буквально всех. Что же до продаж машин – по данным из открытых источников, завод в плюсе на отечественном рынке за счет поставок автомобилей строительному бизнесу, переживающему подъем в пандемию, — говорит Глухов.
Главное преимущество электробусов — цена
По словам Баранова, ставка «КАМАЗа» на сертификацию своей продукции в других странах совершенно оправданна. Без получения всех необходимых документов её продажа будет просто невозможна. Качеству автомобильной техники в европейских странах уделяется много внимания, причём речь идёт не только о том, что она должна быть безопасна для пассажиров и водителей, для остальных участников дорожного движения.
— Немаловажное значение имеет то, насколько экологичными будут автомобили, какое влияние они могут оказать на жизнь и здоровье людей, состояние окружающей среды. Поэтому электробусы, которые компания намерена поставлять в Европу, должны иметь соответствующие сертификаты, отвечать всем требованиям природоохранного законодательства, — замечает он.
Эксперт не исключает, что автогиганту придется сертифицировать все своё производство, чтобы не только автомобили имели соответствующие сертификаты, но и чтобы делали их на передовом производстве, по ответственным технологиям.
По мере роста озабоченности за состояние окружающей среды, стремления сократить вредные выбросы спрос на экологичные виды транспорта растёт, в том числе и в Европе. В случае успешной сертификации своей продукции и установления на неё при этом конкурентоспособной цены компания может наладить её экспорт, считает аналитик «Финам Менеджмента».
— Но по мере развития автопрома компании нужно быть готовым к увеличению конкуренции среди экологических видов транспорта, опережать других игроков. Оказать поддержку компании может то, что её экологический транспорт уже эксплуатируется в России. Этот опыт может повлиять на потенциальных клиентов в Европе. В случае успешной сертификации своей техники в европейских странах и начала продаж это может увеличить экспортную выручку компании на 4-6% и повысит узнаваемость другой продукции марки, — оценивает перспективы Баранов.
Карпунин считает, что главное преимущество, которым «КАМАЗ» может привлечь интерес Европы, — цена. Также необходима доступность своевременного сервиса.
— Если не будет никаких избыточных ограничений со стороны местных властей (в том числе субсидирование местных производителей), то экспорт продукции автогиганта может постепенно расти. Это очень медленный процесс, — акцентирует аналитик «БКС Мир инвестиций».
Глухов замечает, что электробусы – это сложная тема. Пока до конца не ясно, это мода или реальная выгода и удобство для людей.
— Многие урбанисты ругают города за уход от классических троллейбусов. Электробусы, применяемые в Москве, на некоторых этапах сталкивались с быстрым разрядом батарей на холоде, длительной зарядкой на конечных станциях, небольшим запасом хода, не позволяющим применять их на длительных маршрутах. Батареи, применяемые в электробусах, сложно утилизируются. Кроме того, существует масса подвидов этой техники, опять же часто пересекающихся с троллейбусом, — рассуждает аналитик.
Помимо формальной сертификации и наращивания компетенций в этой области «КАМАЗу» важно точно попасть в свою продуктовую нишу, подмечает Глухов.
— Электробус — это не транспортное средство само по себе, а вид целой транспортной системы для города, — добавляет он.
«Никто не знает, где произойдет прорыв завтра»
На сайте компания пишет, что потенциальные европейские потребители уже знакомы с «инновационным транспортом Камского автогиганта». KazanFirst уточнил у Глухова, действительно ли электробус – это инновационный транспорт компании.
— И да, и нет. Главная компетенция «КАМАЗа» – кузов и системы управления. Дизайном и начинкой, как я понимаю, занимались привлеченные компании. Электрическая часть разрабатывается и изготавливается хоть и не в Китае, но и не в Татарстане. Впрочем, тут завод не изобретает велосипед, а просто пользуется тем, что ему оптимально подходит в рамках существующих бизнес-процессов, — говорит аналитик.
Изобретать велосипед было бы дороже и бесперспективнее. Сам факт того, что предприятие решительно наращивает свою представленность в электрическом сегменте рынка, вызывает уважение, считает собеседник.
— Никто не знает, где произойдет прорыв завтра. «КАМАЗ» тоже не знает, но раскладывает яйца по разным корзинам с прицелом на неопределенное будущее. Электрический опыт, который получило предприятие за последние шесть-семь лет, бесценен. Удержаться с продуктом в Москве очень непросто. А между тем именно «КАМАЗ» произвел подавляющее количество электробусов для столицы, — поделился мнением Глухов.
Читайте также: На «дочке» КАМАЗа испытывают восемнадцатиметровый электробус-«гармошку»
Comment section