«Доступная среда» по-казански: главное — привезти пандусы, а можно ли ими пользоваться, не важно

«Доступная среда» по-казански: главное - привезти пандусы
В редакцию KazanFirst с призывом о помощи обратились сестры-инвалиды. Женщины
оказались «замурованы» в собственной квартире.

Людмила и Светлана живут в казанской «сталинке» по улице Восстания. Сестры с детства страдают аномалией развития и маломобильны. Младшая Людмила прикована к коляске и не может даже самостоятельно передвигаться по дому. Старшая — Светлана, может только ползать на коленях. 

У Людмилы приятное, миловидное лицо, красивый голос. Выглядит женщина очень спокойной. Она хорошо, не торопясь и рассудительно, говорит. У Светланы характер другой. Общительная, живая, часто отвлекается с одного на другое. Речь у Светланы быстрая, прерывистая и не всегда понятная. За свою жизнь женщины натерпелись немало горя. В 2009 году после того, как умерла их мама, они остались одни. Несколько лет за сестрами ухаживала пожилая женщина. Но в начале прошлого года у нее случился инсульт, после которого она оказалась парализована. С мая прошлого года сестры пользовались услугой «социальная сиделка». Однако в декабре ее отменили. Обещали возобновить в начале года, пока так этого и не сделали.

По хозяйству сестрам помогает их знакомый Сергей. Готовит еду, приносит продукты. Мужчина сам инвалид 3-ей группы, ходит с протезом в ноге, к тому же уже пожилого возраста. По его словам, он сильно устает. Без сиделки в доме некому даже навести порядок. 

Впрочем, самая большая проблема в том, что подъезд абсолютно не приспособлен для передвижения инвалидов. 

— Чтобы выйти, сопровождающему нужно спуститься к перекрестку, и на нем просить молодых мужчин помочь спуститься, — сетует Людмила. — А потом, когда погуляешь, опять же встать на этот перекресток и ловить людей с просьбой помочь подняться. Пока ты объяснишь, что не милостыню просишь, они пробегают мимо тебя. Ну, и вирус ухудшил всю эту ситуацию. Люди теперь боятся лишний раз контактировать с прохожими.

«Доступная среда» по-казански: главное - привезти пандусы, а можно ли ими пользоваться, не важно

Женщина вспоминает, что в 2013 году в их подъезде хотели установить пандусы в виде рельсов, но они оказались абсолютно нефункциональны. Передвигаясь по ним, можно убиться. Поэтому инвалиды отказались от таких пандусов, а другие никто не поставил.

— Привезли эти пандусы. Я сразу поняла, что они не подойдут, — говорит Людмила. — Их уже разместили, но еще не закрепили. В тот момент у нас в гостях была одна знакомая девушка. И я попросила ее спустить по рельсам пустую коляску. И при большом угле наклона (у нас же очень крутая лестница), она ее просто не удержала. Коляска полетела вниз по этим рельсам. А если бы в коляске оказались я или Света? Кроме того, весили эти пандусы, наверное, больше 50 кг. Это очень тяжелая даже на вид металлоконструкция. Кто бы их поднимал к стене и опускал, совершенно непонятно.

Чтобы разобраться в ситуации и понять, как так получилось, что сестры оказались по сути «замурованы» в собственной квартире журналист KazanFirst обратилась в администрацию Кировского и Московского районов Казани, которую возглавляет Сергей Миронов. Там помочь не смогли и перенаправили в управляющую компанию «ЖКХ Московский район», руководителем которой является Олег Калимов. Тут начался «футбол». Специалисты УК посоветовали с этим вопросом идти в администрацию. Когда после нескольких попыток все же удалось взять комментарий по этомй теме у управляющей компании, ответ был один — вначале обращайтесь в соцзащиту.

— Управляющую компанию обычно только просят установить пандус. А за создание комфортного передвижения внутри подъезда отвечает другая программа, которая к нам не относится, — прокомментировал замдиректора по информационным технологиям и СМИ УК «ЖКХ Московский район» Игорь Солянов. —  Если люди с ограниченными возможностями здоровья просят установить пандус, мы это делаем, но у входа в подъезд, а не внутри него. Инвалидами, прежде всего, занимается соцзащита. Мы обслуживаем дома, убираемся во дворе, а программа «Доступная среда» идет именно в рамках соцзащиты. Туда надо написать письменное обращение с просьбой о принятии соответствующих мер. И к нам идти только после того, как в соцзащите дадут письменный ответ.

«Доступная среда» по-казански: главное - привезти пандусы, а можно ли ими пользоваться, не важно

По понятным причинам сестры не могут самостоятельно обивать пороги различных инстанций. Людмила пыталась выбить у отдела соцзащиты домработника, чтобы приходил 3-4 раза в неделю, но женщине выставили счет в 10 300 рублей в месяц. Для сестер это неподъемная сумма. Впрочем, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Юлия Абдреева заверила, что сумма оплаты за услуги на дому не может превышать 50-процентной разницы между среднедушевым доходом и полуторакратным прожиточным минимумом, установленным в Татарстане.

— То есть, если доход у пожилого инвалида 18 тысяч, полуторакратный прожиточный минимум в республике 11833,5 рубля, разница получается 6166,5 рублей. Соответственно, не более 3083 рублей он будет вносить за услуги соцработников, — уверяет собеседница. — Может, она хотела слишком большой объем услуг, поэтому и вышла такая сумма.

Бесплатно социальные услуги оказываются инвалидам только в том случае, если их среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Татарстане для соответствующих социально-демографических групп населения по итогам второго квартала года, предшествующего году предоставления социальной услуги. А для сестер-инвалидов и 2-3 тысячи — приличные деньги. Пенсия у каждой из них 16 тысяч плюс надбавка в виде тысячи с небольшим. Но 9 тысяч в месяц уходит на квартплату за 2-комнатную квартиру. Кроме того, на деньги сестер питается помогающий им Сергей, у которого пенсия составляет всего лишь 8 тысяч. У Людмилы астма, а также хроническая обструктивная болезнь легких. Она часто переносит приступы удушья. Поэтому ей жизненно необходимы дорогостоящие лекарства, и только совсем небольшая часть из них доставляется женщине бесплатно. Те деньги, которые уходили у сестер на оплату сиделки — еще часть всех их совсем небольших расходов, в том числе и на физическую помощь.

О введении новых услуг инвалидов никто не предупреждает. Про них вспоминают только когда проводятся выборы или нужна очередная отчетность о проделанной работе, жалуются сестры.

— Для инвалидов предусмотрен целый комплекс социальных услуг. Доставка продуктов, вынос мусора, мытье полов, приготовление пищи, кормление, санитарно-гигиенические услуги. С 1 января 2021 года введена санитарно-гигиеническая услуга по оказанию помощи в мытье (содействие при купании, полное купание в душе или ванной комнате, полное купание в постели), — перечисляет Абдреева.

«Доступная среда» по-казански: главное - привезти пандусы, а можно ли ими пользоваться, не важно

Что же касается услуги «Сиделка», ее оказание, как объяснила KazanFirst замминистра, осуществляется в рамках реализации пилотного проекта, в 2021 году он стартует в марте. А до этого времени, как отметила Абдреева, сестры могут воспользоваться помощью социального работника. Он может принести продукты, приготовить еду, заплатить за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии у инвалидов электронных сервисов, дойти до почты. Может сходить в поликлинику, чтобы получить рецепт, купить в аптеке лекарство, поменять памперсы, оказать санитарно-гигиенические услуги. Для лежачих больных появилась новая услуга — «позиционирование в кровати», чтобы человек все время не лежал.

Только почему-то Людмила и Светлана этого всего не знают. С ними никто не работает, за их судьбой не следят. При этом организаций, которые вроде как помогают инвалидам — в республике предостаточно.

— Все эти темы в повестке дня Общественной палаты Татарстана и профильной комиссии по социальным вопросам и благотворительности, — заявляет руководитель ОП РТ Зиля Валеева. — Наш главный партнер при их рассмотрении — министерство труда, занятости и социальной защиты республики. На нашем сайте всегда есть информация о конкретных проектах, которые реализуют различные СО НКО (социально-ориентированные некоммерческие организации, — Ред.), мероприятиях, проводимых в городах и районах республики. В начале пандемии, когда все люди оказались в изоляции, нам пришлось в первую очередь помогать тем, кто помогает. Мы провели не одну конференцию в Zoom для СО НКО с представителями банков, министерства экономики с тем, чтобы организации, помогающие людям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья, — Ред.) вовремя воспользовались правом получить кредиты, средства дезинфекции и индивидуальной защиты и продолжали свою работу.

Собеседница продолжает перечислять всевозможные организации, которые помогают инвалидам. Их действительно много. К примеру, центр помощи инвалидам в Бавлах. Его организатор, Марат Ильясов, сам получил инвалидность после ДТП. Сумел встать на ноги и теперь разработанные им тренажёры помогают в реабилитации другим людям. АНО «Сила в детях» — специализируется на оказании помощи детям с ОВЗ и работает в Казани, открывает   филиалы   в городах и районах республики.

— У нас многочисленная и эффективная сеть СО НКО, — уверена Валеева.

«Доступная среда» по-казански: главное - привезти пандусы, а можно ли ими пользоваться, не важно

Проводятся и всевозможные конференции, круглые столы по темам, связанным с созданием жилого фонда для людей с инвалидностью.

— В последние годы немало сделано и по программе «Доступная среда». Но вопросы к качеству исполнения остаются. Бывает, что пандусы и ставят, но спуститься по ним колясочнику невозможно, — соглашается председатель Общественной палаты Татарстана. — Аналогичная ситуация может быть и с лифтами для подъема инвалидов. Здесь необходимо усилить и общественный контроль.

После наших разговоров о помощи инвалидам с представителями различных организаций сестрам Людмиле и Светлане позвонили из соцзащиты и предложили бесплатный продуктовый набор раз в месяц, такой же, который положен и малоимущим.


Читайте также: Недоступная среда: почему в Казани не работают лифты в надземных переходах


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *