«Чернобыль» by Данила Козловский: я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нем, я режиссер

«Чернобыль» by Данила Козловский: я в этом фильме главный актёр
В российский прокат 15 апреля выходит фильм «Чернобыль» с Данилой Козловским в
главной роли. Он же является продюсером и режиссёром картины. Рассказываем о
плюсах и минусах этой современной работы с отсылкой на устаревшие спекуляции.

Искусство на самом-то деле — это не природное творение, не дар небес и не случайность, а вполне себе математическая закономерность. Я убеждена, что у каждого шедевра есть своя формула — хотя бы потому, что он создан человеком. Как и всякая формула, шедевр состоит из слагаемых — слагаемых успеха, если хотите. Когда в одном из них ошибка, рушится все уравнение. Но в мире искусства, в отличие от мира математики, не все являются профессионалами — большинство не видит пробелов в формуле, так как оценивает уравнение не целиком, а лишь составные его части. И вот этим людям «Чернобыль» Козловского, скорее всего, понравится — потому что в нем однозначно есть, чем восхититься.

«Чернобыль» by Данила Козловский: я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нем, я режиссер

Как рассказывает сам Данила Козловский, тема Чернобыля ему не особо близка (в том контексте, что лично он, его родственники или знакомые с ней не сталкивались). Но однажды ему в руки попадает сценарий — пусть немного сырой и нуждающийся в доработках, но все же интересный, захватывающий и интригующий. И вот актёр неисчисляемого количества фильмов решает не только самостоятельно продюсировать и снимать картину, посвященную Чернобылю, но и играть в ней главную роль.

Молодой, статный, мужественный, благородный, красивый (в общем, Козловский) пожарный Алексей Карпушин строит планы на свою карьеру. Он уходит из своей команды в Припяти, чтобы продолжить карьерный рост в городе побольше. Параллельно парень встречает старую любовь (хотя, выглядит она очень даже молодо) Олю (ее сыграла Оксана Окиньшина), и совершенно случайно узнаёт, что их отношения 10 лет назад одним только расставанием не закончились — у Оли есть десятилетний сын Лёша. Отбросив все сомнения (ещё бы), наш герой понимает, что это его сын. Теперь Алексей не хочет упускать свой шанс и планирует начать отношения с Олей заново. Естественно, его планам не суждено сбыться — на атомной станции происходит взрыв, и он в числе первых прибывает на место аварии…

«Чернобыль» by Данила Козловский: я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нем, я режиссер

История героев — полный художественный вымысел, причём назвать сценарий талантливым с драматургической точки зрения достаточно сложно. Персонаж Алексея явно задумывался зрелым благородным мужчиной, который всех спасает и вызывает восхищение. На самом же деле мы видим на экране взбалмошного юнца, периодически нарушающего обещания, способного из-за своей мальчишеской гордости поступиться любовью, сыном и семьей — и все это происходит ещё до трагических событий аварии. После взрыва Алексей меняется до неузнаваемости — теперь перед нами герой, готовый отдать жизнь за других. 

Вы меня простите, конечно, но герой, всё же, понятие не ситуативное. Чем обусловлена мотивация некогда эгоистичного человека в муках и боли спасать абстрактное «общество» — не понятно. Также не понятно, откуда в нем столько любви к человеку, которого он бросил десять лет назад. И тем более не понятно, как можно за пару встреч стать самым любящим и жертвенным отцом на земле, когда до этого никого кроме себя в своей жизни ты не любил.

«Чернобыль» by Данила Козловский: я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нем, я режиссер

Вдобавок ко всему этому, в фильме присутствуют исторические неточности. Неизвестно, связаны ли они с некачественным консультированием или просто необходимы для «картинки» — они есть и все тут. И в этих условиях задачи возникает масса вопросов: а зачем вообще было помещать полностью выдуманную историю в атмосферу Чернобыля? Почему бы не придумать отдельную вселенную, с такими же выдуманными трагическими событиями? Или, наоборот, почему бы не взять за основу реальных героев — неужели более чем у ста тысяч пострадавших не найдётся, что поведать этому миру? Но ответ на эти вопросы лежит на поверхности: всё это стоит намного больших усилий. Гораздо проще спекулировать на реальной масштабной национальной трагедии, которая одним своим упоминанием вызывает слёзы, и при этом не запариваться насчёт достоверности изложенного и выверения сценария. Возвращаемся к пресловутому «пипл схавает» — хотя Козловский и гордится своим фильмом.

При этом всем я не могу не отдать должное потрясающе профессиональной технической работе. Актёрский состав подобран с филигранной точностью, эти люди просто превзошли сами себя. Возможно, это лучшая роль Козловского. Акиньшина, Филипп Авдеев, Равшана Куркова и Николай Козак создали атмосферу полного погружения, что на российских экранах, к сожалению, редкость.

«Чернобыль» by Данила Козловский: я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нем, я режиссер

Отдельная история — съёмка. Настолько качественный видеоряд характерен разве что для Голливуда. К созданию фильма действительно привлекли иностранных специалистов, практически не говорящих по-русски — и оно того стоило. Актеры отыгрывали сцены под водой практически не прибегая к помощи дублеров, сходить на этот фильм можно уже только ради этих двух часов колоссального эмоционального напряжения. Среди нелегендарных российских фильмов последних лет «Чернобыль» вызывает наибольшее уважение — его авторы действительно потратили титанические усилия на создание картины, просто не смогли предусмотреть всё.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: