«Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят»: казанские авторы рассказывают, что такое современная поэзия

который организовали в столице в этом году.
Казань готовится провести первый фестиваль современной поэзии «СЛЭМ». Это итог
литературного цикла всевозможных мероприятий, который организовали в столице в
этом году.

Парк «Черное озеро» 14 августа превратится в территорию, где говорят на языке стихов. Здесь проведут первый Поволжский фестиваль современной поэзии «СЛЭМ». Его гостем станет известная  российская поэтесса Ах Астахова.

Программа мероприятия рассчитана на полный день: с утра пройдет детский конкурс чтецов. Юные поэты в двух возрастных категориях с 4-х до 8-ми лет и с 9 до 12-ти лет смогут прочитать свои любимые стихотворения (необязательно авторские).

Далее начнет работу литературный лекторий: там планируется проведение дискуссий на тему современной поэзии, литературы, стихосложения и методов продвижения молодых авторов. Вечером на главной сцене с поэтическими перформансами выступят лучшие авторы сезонных поэтических слэмов. Уже полюбившиеся аудитории литераторы подготовят собственную программу, состоящую из нескольких стихотворений и их арт-сопровождения.

Кульминацией фестиваля станет выступление российской поэтессы Ах Астаховой.

«Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят»: казанские авторы рассказывают, что такое современная поэзия

Первый фестиваль современной поэзии станет своего рода промежуточным итогом цикла сезонных поэтических слэмов, которые проходили зимой, весной и летом. Последний из них в этом году, осенний, пройдет 31 октября. Слэмом называется конкурс поэтов, которые читают стихи перед широкой публикой. Победителей определяют путем зрительского голосования.

Поэтические слэмы начали проводиться на регулярной основе в Казани совсем недавно — с зимы этого года. Их организатором и идейным вдохновителем является сооснователь агентства маркетинговых коммуникаций Регина Ахметова. Мероприятия реализуются за счет средств гранта от Росмолодежи, который она выиграла на форуме «Таврида».

— Глобально это литературно-поэтический фестиваль. И параллельно мы туда включаем выступления лучших участников сезонных слэмов,  — отметила в беседе с KazanFirst Регина. — Это не совсем конечная, скорее, промежуточная точка. Очень хотелось провести фестиваль летом. А если бы он прошел после всех сезонных слэмов, приходилось бы ждать осени, когда уже прохладно. А мы хотели провести его в парке, на открытой площадке. Чтобы это была такая доступная история. А по поводу осеннего слэма мы решили, что организуем уже в следующий сезон (который начнется не с зимы, а с осени).

По словам собеседницы, выгоднее проводить фестивали на открытых площадках, поскольку в таком случае мероприятие будет бесплатным. А при аренде зала приходится брать со зрителей деньги за вход, хотя иногда помещения предоставляют бесплатно, как, например, это было при слэме в здании Национальной библиотеки.

«Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят»: казанские авторы рассказывают, что такое современная поэзия

Регина — сама поэт, а потому понимает потребности молодых авторов как никто другой. В свои 26 лет девушка успешно работает в качестве специалиста в области маркетинга, имея два высших образования — экономическое и филологическое. Кроме того, она проучилась в магистратуре на маркетолога.

— Я сама пишу стихи с 9-ти лет, — рассказывает девушка. — Я достаточно социально активный человек. Посещая разные мероприятия, часто замечала, что в целом поэзия как вид творчества очень сложна для восприятия. Если ты поешь, танцуешь, ты можешь себя презентовать, людям это привычно. А если ты пишешь стихи, то сложно встроить это в восприятие творческой программы. И уже в более взрослом возрасте я искала площадки для самореализации и ничего не находила. Абсолютно ничего не было. Были разные небольшие поэтические вечера, которые проводились в Казани в антикафе. Туда приходило 10-15 человек — все поэты. Участники читали стихи, дальше этого маленького круга они не уходили. А мне хотелось, чтобы поэтическая сфера была модной, более молодежной. Чтобы стихи шли в массы. И даже на «Тавриде», где я была в 2019 году, было много площадок, посвященных тому или иному виду творчества, но не было ничего для тех, кто пишет стихи. Была только небольшая литературная площадка, где выступал рэпер ST и проводилось соревнование по декламации стихов.

Именно по этой причине для многих начинающих авторов слэмы имеют очень важное значение и зачастую становятся первым шагом на пути к самореализации. Нередко оказывается, что у участников стихи нигде не опубликованы, а в соцсетях либо выкладывается не все творчество, либо стихи публикуются не регулярно, а в хаотичном порядке.

— Например, девушке, выигравшей у нас зимний слэм, 17 лет. Она только что окончила школу. И она вообще нигде свои стихи не публиковала. А они такие глубокие, классные с точки зрения построения,  — поделилась Регина.

«Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят»: казанские авторы рассказывают, что такое современная поэзия

Такие мероприятия пользуются популярностью среди казанцев, и поэты уже читают стихи не только друг для друга, но и для широкой публики. Уже первый слэм, прошедший в Казани, превзошел все ожидания его организаторов. Он собрал около 300 зрителей, на него было подано порядка 120 заявок.

Как маркетолог Регина понимает, что для повышения престижа поэзии, для того, чтобы зажечь ею людей, очень важно правильно подавать такие мероприятия, уметь заворачивать их в привлекательную обертку, максимально продумывать каждую деталь.

Умение продвигать свое творчество нужно и каждому отдельно взятому поэту. Сейчас поэты используют для этих целей в основном Инстаграм и Тик-Ток. Причем стихи набирают больше просмотров в видеоформате. В 2013-2015 годы, по словам Регины, пользовались большой популярностью аудиостихи «ВКонтакте», но в последнее время такое направление сошло на нет. Впрочем, некоторые из участников фестиваля признались, что не любят выставлять свои произведения на всеобщее обозрение.

— Мне не хочется выкладывать стихи в интернет, в пустоту. Хотелось бы получать отклик от конкретной аудитории, — поделилась участница фестиваля Диляра (Anihsit).

В современной поэзии большое значение имеет подача материала. Неслучайно 14 августа каждый из поэтов не просто выступит на сцене, но и подготовит целое представление для зрителей.

— Стихи — это текст. И в нашем визуальном мире, как мы уже говорили, с ним сложно работать. Поэтому очень важно выбрать какую-то визуальную составляющую, которая подчеркнет смысл стихотворения. Это может быть фотография, видео, какие-то аудиоматериалы, — говорит Регина.

Еще одна сложность заключается в том, чтобы показать свои стихи, выражающие глубоко личное, миру. По словам Ахметовой, многие ее знакомые, которые на первый взгляд не имеют отношения к поэзии, признаются в том, что пишут.

— Такое бывает. Особенно, когда ты публикуешь в соцсетях стихи на какую-то важную для себя тему. Ты понимаешь, что определенное количество людей про твою историю знают, и тебе неловко. С другой стороны, это количество человек — 5-10. И от того, что они узнают о твоих переживаниях,  ничего не случится. А  большинство аудитории не понимает, о какой конкретно ситуации идет речь.

Регина признается, что у нее есть серия таких стихов, которые она первоначально писала для себя, чтобы как-то выплеснуть свои эмоции. А потом поняла, что они имеют ценность как произведение искусства, отражают ее индивидуальность, что нужно их показать.

Вообще, как обратила внимание поэтесса, в основе творчества часто лежат именно сильные эмоции, которые возникают тогда, когда человеку чего-то не хватает.

— Из всех стихов, которые нам присылают, только 30% тех, которые навеяны эмоциями со знаком «плюс», — говорит Ахметова.

«Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят»: казанские авторы рассказывают, что такое современная поэзия

Большинство участников слэмов составляют люди в возрасте от 20-22 до 40 лет. Среди них много филологов. И в то же время в поэзию приходят люди самых разных профессий. Как выяснила корреспондент KazanFirst в ходе общения с казанскими авторами, которые будут выступать на фестивале, многие начинают писать стихи еще в детстве, в период с 7 до 14 лет. Приходят в поэзию все по-разному. Василь Сафаргалеев (Деепричастие) в своих первых стихах пытался выразить чувства к девушке. Матвея (Эм) поначалу к их сочинению подталкивало желание ответить тем, кто его дразнил в школе. А Диляру (Anihsit) привела в поэзию школьная учительница, попросив написать стихотворение для конкурса.

Все эти поэты — молодые ребята от 18 до 26 лет. Кто-то занимается поэзией уже 15 лет, кто-то — лет шесть. Интересуясь поэзией и отслеживая ее новые веяния, казанские авторы видят определенные изменения, которые в ней произошли.

— Поменялись темы. Раньше чаще всего писали о любви. Востребованная поэзия «ВКонтакте» была именно о ней. А сейчас есть есть изменения в сторону рассуждений о политике, о жизни в целом, — отметил Василь.

О том же самом говорит и Матвей.

— Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят, — рассуждает собеседник издания. — Да, такие произведения есть «ВКонтакте», но они не запоминаются, ты прочитал и забыл. Для того, чтобы быть на пике популярности, тебе нужно писать что-то очень резкое, на грани, наверное, с рэп-культурой. И я считаю, что в ближайшей перспективе бумажная поэзия перестанет развиваться и появится слияние поэзии с музыкой.

«Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят»: казанские авторы рассказывают, что такое современная поэзия

Регина подтвердила, что многие поэты пишут на злободневные политические темы. И в то же время не было ни одного участника слэмов, у которого не было бы любовной лирики.

— Поэзия стала легче. В ней больше простых форм. И, мне кажется, стало больше метафор. Кроме того, люди меньше пишут об очевидном, — говорит Ахметова.

Диляра (Anihsit ) считает, что поэты стали глубже уходить в себя, фиксировать каждый оттенок отдельной эмоции.

Вход на мероприятие свободный — по предварительной регистрации на официальном сайте. Организаторы приглашают зрителей со всего Поволжья. Для участия в детском конкурсе чтецов родителям также необходимо заполнить заявку на сайте.

Проект реализуется при поддержке программы развития креативных индустрий RE’ACTOR. Программа начала свою работу с апреля 2021 года. Она направлена на поддержку идей творческих деятелей, формирование творческих сообществ и развитие креативного бизнеса в молодежной среде Татарстана.


Наша справка

Программа фестиваля:

10:00-22:00 Литературный маркет

11:30-15:30 Литературный лекторий 

10:00-11:30 Конкурс чтецов для детей

15:30-16:00 Литературный квиз от «Клеверии»

16:00-17:30 Книжный клуб

17:30-18:00 Литературный квиз от «Клеверии»

18:00-20:00 Открытый микрофон

20:00-21:00 Выступление Ах Астаховой

21:00-22:00 SLAM.HITS.PERFORMANCE


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *