«Пусть облигации дороже, чем банковские кредиты, но их можно сделать дешевым ресурсом»

то в 2020 году они выросли до 1
Интерес малого и среднего бизнеса Татарстана к размещению корпоративных
облигаций на фондовом рынке растет. Если в 2019 году объемы выпуска облигаций
субъектами МСП в республике составляли всего 150 млн рублей, то в 2020 году они
выросли до 1,2 млрд рублей. Журналист KazanFirst Алия Резванова выяснила, зачем
компании выходят на биржу и с какими трудностями сталкиваются.

С начала 2019 года благодаря господдержке от ЦБ РФ на бирже состоялось 4 выпуска облигаций татарстанских эмитентов из сферы малого и среднего бизнеса на общую сумму 24 млрд рублей, рассказала сегодня на конференции в ИТ-парке заместитель управляющего отделением — Национальным банком по РТ Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ Сария Сиразиева.

— Это говорит о заинтересованности в данном инструменте, а меры государственной поддержки делают фондовый рынок еще более привлекательным, — отметила она.

Спикер также напомнила, что действие программы господдержки продолжается — в этом году на нее выделено 293 млн рублей: 27 млн рублей на субсидии по выпуску ценных бумаг и 266 млн рублей на субсидии по выплате купонного дохода.

Финансовый директор ООО «Лизинг-Трейд» Елена Муравейко рассказала, что финансовый портфель компании сегодня составляет 5 млрд рублей, при этом 60% фондирования обеспечивается банковскими кредитами, 40% — облигациями. Но такая картина была не всегда — до 2019 года компания ограничивалась банковским кредитованием, что со временем перестало соответствовать ее темпам развития. Лизинговая компания открыла несколько новых филиалов и стала серьезно думать о рынке облигаций. 

«Пусть облигации дороже, чем банковские кредиты, но их можно сделать дешевым ресурсом»

За 2020-2021 годы состоялось три размещения облигаций по 500 млн рублей каждое. В настоящее время завершается подготовка к очередному выпуску.

Муравейко выделила основные моменты, на которые стоит обратить внимание при подготовке МСП к выпуску облигаций. Во-первых, нужно задаться вопросом, какой срок облигаций подходит тому или иному бизнесу. 

— Сегодня я видела лизинговую компанию, которая также работала на четырехлетних деньгах, — поделилась Муравейко. — Через два года у них наступило слегка паническое состояние, где взять деньги для погашения? Возможно, им нужно было найти более комфортный срок.

После того, как сложится понимание, на какой срок облигации нужны, она рекомендует просчитать, куда будут направлены привлеченные деньги и возможные риски.

— Обязательно подумайте: «А вдруг что-то пойдет не так?». Всегда имейте в голове запасной вариант. Если вы руководитель, попросите финансовую справку, это вам добавит спокойствия, вы в целом будете владеть ситуацией и будете знать, как у вас движутся деньги, — посоветовала спикер.

Следующий шаг — продумать контроль средств. Для этой цели «Лизинг-Трейд» ввел блок учета облигаций. Система учета позволяет контролировать средства для погашения.

— Блок учета стал для нас прекрасной площадкой для творчества: мы не разбирались в облигациях так хорошо, пока мы их не попробовали. Могу сказать точно — пусть облигации дороже, чем банковские кредиты, но их можно сделать дешевым ресурсом.

«С развитием вашей репутации вы снижаете стоимость денег»: как выйти на фондовый рынок быстро и дешево

Руководитель отдела по работе с инвесторами сервиса «Грузовичкофф» Вячеслав Алексейцев рассказал, что компания вышла на рынок публичного капитала в 2018 году. На тот момент рынок только формировался, частных инвесторов было мало, поэтому пришлось предложить повышенную доходность, чтобы привлечь инвесторов. Затем они стали выставлять выпуски с более низкой доходностью. 

Среди факторов, повлиявших на дебют, Алексейцев назвал узнаваемость бренда. Инвесторам была предложена разумная доходность, повлияла и открытость компании, наличие стратегии развития и IR-сопровождение. Были и негативные моменты, сдерживавшие компанию — это отсутствие репутации на долговом рынке и сложная структура бизнеса.

— Первый выпуск был в принципе новым на биржевом рынке, — вспоминал спикер. — Второй выпуск сопровождался ажиотажным спросом инвесторов. Третий выпуск осложнился юридической реорганизацией. Четвертый выпуск тоже был веселым. Мы «очень удачно» подгадали момент и вышли на рынок, когда объявили локдаун прошлой весной. Рынки валились, а мы разместились со своими облигациями. 

Пятый выпуск, по его словам, уже был спокойным. Компания поняла, что нужно расти дальше, нужна отчетность в цеху, нужно менять корпоративное управление и делать рейтинги. С самого первого выпуска компания приняла для себя принцип информационной прозрачности. Помимо размещения сообщений на сайте раскрытия информации Интерфакс, она стала делать ежеквартальные аналитические обзоры, отчеты, презентации.

Резюмируя свое выступление, Алексейцев сказал, что работа на долговом рынке приводит к удешевению стоимости фондирования. 

— С развитием вашей репутации вы снижаете стоимость денег. Это усилит вашу переговорную позицию с инвесторами, банками, лизинговыми компаниями. У нас достаточно сильно выросла репутация, мы ведем переговоры и с фондами прямых инвестиций, и со стратегическими инвесторами, и с финансовыми инвесторами. Считаю, что работа на фондовом рынке дает очень много преимуществ помимо просто привлеченных денег, — сказал он.

«С развитием вашей репутации вы снижаете стоимость денег»: как выйти на фондовый рынок быстро и дешево

Своим опытом также поделилась и директор по финансам АО «Джи-групп» Татьяна Хусаинова. По ее словам, компания представлена двумя основными брендами — строительной компанией «Унистрой» и «UD Group» направлением которой является коммерческое строительство (ими был построен торговый центр Kazan Mall). 

Хусаинова рассказала, что сначала у них вызывали опасения публичность и внимание СМИ. Но руководители преодолели внутренние сомнения и приступили к поиску организаторов. Следующим шагом стало получение рейтинга.

— Мы думали, что сами все можем, сделали презентации, как мы умеем, показали наш объект, подготовили финансовые модели. Получили тогда рейтинг BBB (кредитный рейтинг обязательства ниже среднего качества — Ред.), вроде бы неплохо, но осталось чувство неудовлетворенности. Потом мы осознали, что эти методики есть на сайтах рейтинговых агентств, это все можно было оцифровать, найти сильные и слабые стороны, и сделать рейтинг еще выше, — поделилась Хусаинова.

Она посоветовала новичкам воспользоваться услугами консультанта — так легче будет презентоваться.

— Мы поняли, что не только получаем опыт привлеченных денег, но и рост команды, выгодных партнеров, видим слабые места компании и растем вместе с этим, — подытожила Хусаинова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: