Власть форсирует цифровизацию, но общество к ней еще не готово

Россия на государственном уровне продвигает «цифру» и достигает в этом беспрецедентных успехов. Однако этот процесс позволяет лучше контролировать частную жизнь людей и есть мнение
В отличие от стран Запада, Россия на государственном уровне продвигает «цифру» и
достигает в этом беспрецедентных успехов. Однако этот процесс позволяет лучше
контролировать частную жизнь людей и есть мнение, что еще и усиливает
централизацию власти.

Россия на голову опережает Европу и США в плане внедрения цифровых технологий в жизнь людей – от госуслуг до бесконтактной оплаты в магазинах и кафе. Этот процесс хоть и не напрямую, но однозначно влияет и на политическую сферу. А учитывая страсть федерального центра к сосредотачиванию всех рычагов управления в своих руках, это вызывает определенное беспокойство. Ведет ли цифровизация к централизации власти, обсудили члены экспертного клуба «Волга».

Политический консультант Григорий Казанков заявил, что цифровизация позволяет гораздо глубже проникнуть в частную жизнь человека.

– А это на самом деле сложно. Вообще, любая власть, вне зависимости от того, как она себя позиционирует, хочет контролировать людей – это вопрос ее выживания, – заявил он.

По его словам, цифровизация – это «просто нечто, что происходит с нами». Она дает механизмы и для тех, кто хочет централизовать, и для тех, кто хочет обратного. Сама по себе цифровизация, по его мнению, к централизации власти не ведет. Более того, она создает больше возможностей для тех, кто считает, что центральная власть не должна быть всеобъемлющей, а более диверсифицированной.

В России форсируют цифровизацию, но общество к ней еще не готово

– Масса примеров, в том числе из нашей недавней истории, когда граждане смогли добиться отмены или пересмотра тех решений, которые были приняты в том числе на федеральном уровне. Самоорганизация строилась исключительно на новых социальных платформах вроде соцсетей или мессенджеров, — отметил он. – Яркий пример – Шиес. Никакого политического интереса изначально там не было. В момент начала это было объединение неких одинаково мыслящих людей, которые смогли вовлечь в этот процесс людей со всей России. При том, что против были силовые структуры и фактически вся власть.

Но огромное количество совершенно разных людей вдруг по этому поводу собрались вместе. И общались они только на онлайн-площадках, обратил внимание эксперт.

Эксперт также добавил, что внедрение цифровых платформ в современном обществе значительно повлияло на работу политических партий. Эти различия особенно заметны в сравнении с той ролью, которую играли партии в XX веке. 

Субъектность партий меняется, потому что цифровизация дает огромные возможности для использования механизмов прямой демократии.

– Я считаю, что благодаря цифровизации мы скоро вообще войдем в эру прямой демократии. В той или иной степени, но есть масса вопросов, которые можно будет решать всем людям, просто взяв и проголосовав, не используя механизмы представительной власти. Конечно, законы так разрабатывать сложно, но, условно говоря, граждане смогут ставить своей власти совершенно четкое «техническое задание», – отметил эксперт.

Таким образом, граждане будут формировать общую линию, а власти — разрабатывать законы в соответствии с этим.

Первый вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью Олег Полетаев заявил, что две трети общества в стране не готовы к цифровизации. Пользование цифровыми госуслугами и сервисами затруднительно для 70% россиян.

В России форсируют цифровизацию, но общество к ней еще не готово

– У нас очень низкий уровень цифровой грамотности пользования государственными сервисами, – заявил Полетаев. – Еще очень долго нельзя закрывать МФЦ, переводя все в госуслуги.

Это может стать серьезной помехой для внедрения в России современных цифровых сервисов, призванных сделать жизнь граждан удобнее. Эксперт заявил, что в таких условиях государству придется обеспечить плавное вхождение общества в эру цифровой трансформации и гарантировать высокое доверие к онлайн-сервисам. Тем не менее он обратил внимание, что в городах с населением от 100 тысяч человек есть множество сообществ «ВКонтакте», где люди обсуждают различные насущные вопросы. И власть вынуждена мониторить происходящее на этих площадках. Он сказал, что теперь люди ждут решения конкретных проблем у себя, а это свидетельствует о процессах, обратных централизации власти.

В перспективе Полетаев видит в России принцип «невидимого государства», который предполагает минимальное взаимодействие граждан с ведомствами при получении госуслуг ради повышения удобства людей.

– У гражданина должно быть как можно меньше соприкосновений с государственными органами. Государственную услугу предоставляют без личного обращения в госорган, появляется все больше суперсервисов, проактивное предоставление услуги при наступлении жизненной ситуации, – рассказал спикер.

В качестве примера он привел рождение ребенка в таких условиях: государственные службы сами рассылают в онлайн-формате необходимые справки в ЗАГС и другие ведомства о рождении, оформляя для семьи нужный пакет документов. 

Генеральный директор ПАО «Таттелеком» Айрат Нурутдинов  в свою очередь поделился мнением, что использование современных цифровых систем позволило перевести государственные бюджетные процессы на новый уровень: финансирование направляют на решение конкретных задач, реализацию конкретных запросов граждан. Это стало возможным благодаря значительному упрощению обмена информацией в эпоху цифровой трансформации.

В России форсируют цифровизацию, но общество к ней еще не готово

Другим аспектом цифровизации стало повышение эффективности бюджетных процессов, которые находятся в ведении государства.

– Сегодня технологии позволяют распределить деньги на конкретные процессы, спуститься на более низкий уровень. Раньше это было невозможно из-за слишком высокой цены этой операции, – пояснил Нурутдинов.

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов объяснил, как подход к цифровизации различается у нас и в странах Запада в терминах «тянуть» и «толкать». Мы «тянем», цифровизация происходит сверху, с подачи государства. В Европе и США «толкают», стимулируют развитие условий для цифровизации фактически снизу, на местах.

В России форсируют цифровизацию, но общество к ней еще не готово

По этой причине Россия является передовиком по переводу услуг в «цифру» – в сфере оформления справок, услуг, банковских отношений, госуслуг. Но при этом на Западе удовлетворенность населения высокая, поскольку для людей создаются условия, и государство продвигается вслед за готовностью жителей к цифровым услугам и цифровому сопровождению своей жизни.

Эксперт призвал не забывать, что у нас в стране много людей все еще пользуются кнопочными телефонами. Особенно это касается пожилых людей – им вообще сложно осваивать технологии, которые для большинства уже кажутся привычными.

– Когда мы начинаем продвигать цифровые процессы, я все время смотрю на социальную сторону. У нас большая неготовность общества к «цифре», – подчеркнул спикер. – Главная задача – научить бабушку верить нам, что мы пытаемся сделать государственное управление удобным для нее, а не только для правительства.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: